Гендель. Органные концерты

Organ concertos, Op. 4, Op. 7

Георг Фридрих Гендель / George Frideric Handel

Гендель и Иоганн Себастьян Бах были величайшими органистами своей эпохи. К сказанному о стиле Генделя-виртуоза нужно добавить, что играл он обычно в театральном зале Ковент-Гардена, импровизируя в антрактах между исполнением отдельных частей своих ораторий. Эти импровизации, блестящие, темпераментные, вероятно с чертами барочного стиля, пользовались огромным успехом у широкой публики. «Когда Гендель приступал к игре, — свидетельствует Гаукинс, — воцарялась тишина, все сидели затаив дыхание, и, казалось, замирала сама жизнь». Из этих праздничных и общедоступных импровизаций возникли органные концерты, лучшие из которых были изданы в двух сборниках под опусами 4 (1738) и 7 (посмертно, в 1760), по шесть концертов в каждом.

Говоря о праздничности этого жанра у Генделя, можно было бы определить его стиль как «генделевское барокко», впрочем реализованное «малыми средствами». Точнее характеризовать его как энергичный, оживленный, блестящий, с резко очерченными мелодиями, яркими контрастами и изобилием танцевальных ритмов. В обстоятельной и ценной монографии «Георг Фридрих Гендель» Вальтер Зигмунд-Шульце напоминает нам о том, что Ковент-Гарден располагал лишь органом-позитивом, предоставлявшим исполнителю скромные возможности. С другой стороны, закономерно предположить, что при постановке монументальной оратории, антракты преднамеренно заполнялись музыкой более легкой, текучей, дивертисментной, дающей слушателю некоторую разрядку. Нельзя забывать также, что концерты Генделя написаны для органа с одним мануалом (клавиатурой). Что касается фактуры, то мы можем лишь очень условно судить о ней, поскольку сольная партия импровизировалась концертантом, а выписанный нотный текст ее часто оставляет скорее лишь схему или канву для музыкальной ткани, как она должна была звучать в авторской интерпретации.

Итак, перед нами не грандиозные скульптурные группы, но скорее яркие «музыкальные панно» XVIII столетия, радующие слух своею красотой и не требующие чего-либо высшего от аудитории. По композиционному строению органный концерт — это трех- или четырехчастный цикл с контрастами крупного плана: I. Торжественное Largo; II. Энергичное Allegro; III. Лирическое Andante; IV. Allegro — финал, жанрово связанный больше с бытовой музыкой, опосредованно — с танцем. Другая последовательность: I. Энергичное Allegro; II. Лирическое Andante; III. Короткое Adagio типа интродукции; IV. Финальное Allegro торжественно-гимнического плана. Третья последовательность: I. Торжественное Largo (Larghetto); II. Энергичное Allegro; III. Жанрово-лирическое Andante с вариациями.

Первое Lagro — это внушительная интродукция к циклу. Первое Allegro — фугированное либо гомофонно-фигурационного склада, заключает в себе образ, наиболее активный по тематическому развитию. Это — своеобразная сердцевина большой композиции. Лирическое Andante раскрывает сферу субъективных чувств, побуждений. Вторые Allegri (финалы) очень различны по своей роли в концертных циклах: иногда это завершающая кульминация-апофеоз, иногда жанр, иногда танец.

Есть в opus'e 4 и другие типы циклических связей и отношений.

Концерты ор. 7 более разнообразны по жанровому облику: здесь появляются черты сюитности — пассакалья и бурре в Первом концерте, менуэт в Третьем, а в Пятом — чакона, менуэт и гавот. Следуя путем Фрескобальди, Гендель ушел гораздо дальше, — он окончательно утвердил орган как вполне светский инструмент — по формам музицирования, стилю исполнения, по жанрам и образному содержанию органной литературы. Это было большим завоеванием демократической музыки.

К. Розеншильд

реклама

Словарные статьи

Орган 12.01.2011 в 12:33

рекомендуем

смотрите также

Реклама