Six moments musicaux, Op. 16
Op. 16 No. 1, си-бемоль минор
Op. 16 No. 2, ми-бемоль минор
Op. 16 No. 3, си минор
Op. 16 No. 4, ми минор
Op. 16 No. 5, ре-бемоль мажор
Op. 16 No. 6, до мажор
Особое место среди ранних фортепианных произведений Рахманинова занимают Шесть музыкальных моментов ор. 16, написанные в 1896 году уже после завершения Первой симфонии. Этот фортепианный цикл, как и относящиеся к тому же времени романсы ор. 14, выявляет новые грани творчества композитора. Многое в нем предвещает образы и настроения, которые в полный голос зазвучат в произведениях Рахманинова начала 1900-х годов. Особенно показательны с этой точки зрения пьесы подвижного, моторного характера, проникнутые действенным динамическим началом — вторая (es-moll), четвертая (e-moll), шестая (C-dur). Они до известной степени сходны между собой по самой манере изложения. Безостановочное стремительное движение широко разливающихся по клавиатуре пассажей, короткие, ритмически активные фразы восклицательного характера, звучащие на их фоне, непрерывные приливы и отливы динамики создают впечатление неудержимо рвущейся наружу раскрепощенной энергии.
Состояние страстной, мятежной возбужденности и беспокойства по-разному передано в каждой из пьес. Если в музыкальном моменте es-moll, с его трепетными секундными интонациями и мягким амфибрахическим ритмом, слышится душевная тревога, смешанная иногда с мольбой и жалобой, и лишь временами прорываются героические звучания (например, яркая мажорная кульминация на fff перед репризой трехчастной формы), то в пьесе e-moll господствует мужественный волевой тон. Ее стремительно взлетающие интонации с подчеркнутым ямбическим ритмом, сопровождаемые бурными, вихреобразно кружащимися пассажами, звучат повелительно и непреклонно.
Стремительные, динамические пьесы, проникнутые активной моторной энергией, чередуются с лирически-певучими, сосредоточенными по выражению. Первый музыкальный момент (b-moll) развивает сферу элегических настроений Рахманинова и временами вызывает в памяти Элегию es-moll из ор. З, но звучит мягче и спокойнее. Отдельные мелодические обороты этой пьесы говорят о близости к Чайковскому. Однако общий эмоциональный колорит и приемы мелодического развития в ней типично рахманиновские. Выразительная напевная тема плавно и постепенно развертывается из начального четырехтактового построения, достигая протяженности в 20 тактов. Если в первом предложении периода тема спокойно колышется примерно на одном звуковысотном уровне, то во втором, расширенном по объему предложении мелодическая линия непрерывно устремлена кверху: кульминационный по высоте звук b второй октавы, затрагиваемый уже в самом начале, утверждается все с большей силой, и весь период заканчивается стремительным взлетом к этой вершине, подчеркнутой звучанием fortissimo и тональным отклонением в строй субдоминанты. Этот постепенно подготавливаемый взрыв яркого, сильного чувства вносит в общий элегически-задумчивый колорит пьесы ноту страстного беспокойства и душевной тревоги. Достигаемая в конце первого периода выразительная кульминация оказывается наивысшей во всей пьесе, последующие динамические нарастания уже не звучат с такой силой и напряженностью. После середины разработочного характера, основанной на том же тематическом материале, в репризе тема как бы растворяется в движении ровных фигураций, скрадывающих и вуалирующих ее мелодические очертания.
Замечательна по глубине выражения и своеобразию замысла третья пьеса — h-moll. Настроение скорбного, сосредоточенного элегического раздумья приобретает в ней трагическую окраску. Слышится какая-то внутренняя скованность, гнет неотвязных тягостных мыслей вместе с суровой мужественной волей. Выразительные «говорящие» фразы, прерываемые частыми паузами и вздохами, складываются в более широкую линию нарастающих подъемов и спадов. Несмотря на прерывистость фактуры, в музыке ощущается скрытый маршевый ритм, более явственно выступающий в репризе с тяжелыми, размеренными октавными ходами басов.
С мрачным, трагическим настроением этой пьесы контрастирует поэтически светлый, ясный по колориту пятый музыкальный момент Des-dur, в котором дано своеобразное преломление жанра баркаролы. Полнозвучное богатство красок, широта и свобода рисунка соединяются с экономией средств и выдержанностью фактуры. Нежная и ласкающая, лирически упоенная мелодия звучит на фоне спокойно колышущегося триольного сопровождения левой руки. Эта неизменная остинатная фигура при малоподвижной гармонии с длительными «стояниями» на тонике создает впечатление «застывшей тишины», столь часто возникающее при слушании музыки Рахманинова. Но насыщенность фактуры скрытой полифонией, обилие эпизодически возникающих кратких подголосков наполняют музыкальную ткань интенсивной «внутренней жизнью»,
В целом этот фортепианный цикл явился значительным шагом вперед в творчестве Рахманинова. Ярче и самостоятельнее становится самый музыкальный материал, богаче и разнообразнее фактура. Композитор находит не только свой круг образов и настроений, но и собственную оригинальную манеру изложения. Не отказываясь от традиционных жанровых форм, он трактует их свободно и наполняет новым, индивидуальным содержанием.
Ю. Келдыш