Опера Глюка «Парис и Елена»

Paride ed Elena

Композитор
Дата премьеры
03.11.1770
Жанр
Страна
Германия
Кристоф Виллибальд Глюк / Christoph Willibald Gluck

Музыкальная драма К. В. Глюка в пяти действиях, итальянское либретто Р. де Кальцабиджи.

Премьера: Вена, 3 ноября 1770 г.

В основе либретто — миф о троянском принце Парисе, похитившем Елену, жену царя Спарты Менелая. Композитор и либреттист избрали начальные эпизоды мифа.

«Парис и Елена» — третья реформаторская опера Глюка, созданная вслед за «Орфеем и Эвридикой» и «Альцестой». Композитор писал: «Перед нами... молодой влюбленный, представляющий контраст с капризным характером честной и горделивой женщины, над которой он со всей ловкостью изобретательной страсти одерживает победу. Контрастные краски я должен был искать в различии характеров фригийцев и спартанцев, сопоставляя жестокость и нелюдимость одних с тонкостью и мягкостью других». В партии Елены композитор, по его словам, хотел передать жесткость ее спартанской натуры. Свои эстетические принципы Глюк сформулировал следующим образом: «Если хочешь быть правдивым, надо приспособлять свой стиль к разрабатываемому сюжету, и самые высокие красоты мелодии и гармонии станут ошибками и недочетами, когда они не соответствуют цели».

В связи с поставленной им задачей Глюк партию Елены написал в ариозно-речитативном стиле, а Париса — в более певучем, характерном для итальянской оперы. С необычайной глубиной воплощено в музыке смятение чувств обоих героев. Если Парис объят страстью и для него нет жизни без Елены, то образ Елены более драматичен. В ней происходит напряженная борьба долга и чувства, она пытается понять себя, разобраться в хаосе собственных переживаний. Получив письмо Париса, она задумывается над тем, должна ли ответить ему (здесь либреттист и композитор использовали текст «Послания» Овидия), но, побежденная любовью (Парису помогает Амур), признается в своем чувстве. Резкий драматический сдвиг вносит в последнее действие появление богини Афины, предвещающей бедствие и войны как результат союза Париса и Елены.

В XX в., после более чем столетнего перерыва, опера была поставлена в Праге (1901), Гамбурге (1905), Веймаре (1937), Манчестере (1963), Мюнхене (1964).

А. Гозенпуд

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама