Балет Тюдора «Сиреневый сад»

Jardin aux Lilas

Дата премьеры
26.01.1936
Жанр
Страна
Англия
Балет Тюдора «Сиреневый сад» / Jardin aux Lilas

Одноактный балет на музыку «Поэмы» Э. Шоссона.

Балетмейстер Э. Тюдор, сценаристы Э. Тюдор и X. Стивенсон, художник X. Стивенсон.

Премьера осуществлена 26 января 1936 года труппой «Балле Рамбер», Лондон.

Время действия — конец викторианской эпохи.

Небольшая поляна окружена гигантскими кустами сирени. Поднимается туман. Каролина перед свадьбой устраивает в сиреневом саду вечер для друзей. Она в белом платье и с белыми цветами в волосах и ее Жених в вечернем костюме представляют собой красивую пару, но каждый занят своими мыслями. Появляется смуглый Юноша в мундире. Это возлюбленный Каролины. Она жестом велит ему удалиться, берет Жениха под руки и уходит с ним.

На вечеринку прибывают гости. Среди них Дама в серовато-голубом платье — бывшая любовница жениха Каролины, но невеста об этом не догадывается. Каролина обнимает своего возлюбленного, но Дама в голубом прерывает их свидание. Каролина знакомит ее с любимым.

Каролина одна. Она в отчаянии. Появляются гости, они начинают танцевать, но Каролина не в силах присоединиться к их веселью и удаляется.

В саду появляется жених Каролины. Женщина в голубом бросается к нему. Он, возможно, любит ее до сих пор и мечтал вновь увидеть ее, но не здесь. Показавшиеся в саду гости прерывают свидание, и пара исчезает. Гости также покидают сцену. Остается Каролина и ее возлюбленный, который падает перед ней на колени. Две замужние гостьи с любопытством наблюдают за влюбленными. Юноша убегает, а дамочки перешептываются, обсуждая тайну Каролины. Каролина уходит.

Юноша ищет свою любимую Каролину, женщины пытаются его утешить. Возвращается Каролина, и гостьи оставляют влюбленных вдвоем, но миг счастливой близости исчезает, го и они обреченно отстраняются друг от друга. Появляется жених, и Каролина уходит с ним.

Гости танцуют в саду. Женщина в голубом пытается привлечь внимание бывшего любовника, но он яростным жестом гонит ее прочь, опасаясь, что Каролина заметит это. Но, как только дама в голубом уходит, уходит и Каролина. Жених в отчаянии от мысли, что потерял обеих, спешит за бывшей любовницей.

Появляется Каролина и ее возлюбленный, они танцуют, не замечая ничего вокруг, а затем уходят. Их сменяют Жених и Женщина в голубом. В глубине сцены возникают Каролина и ее возлюбленный. Жених отворачивается от Женщины в голубом и бросается к Каролине. Появившиеся гости застывают в напряжении, глядя, как Жених целует руку Каролине.

Гости начинают танцевать. Внезапно Жених уходит. Женщина в голубом простирает руки ему вслед. Возлюбленный Каролины убегает, но вскоре возвращается с букетом сирени. Юноша преподносит цветы Каролине, встав на колено, целует ее руку. Но возвращается Жених с плащом и укутывает им Каролину. Она машет гостям и протягивает руку возлюбленному, но Жених пресекает ее жест. Тогда Каролина берет Жениха за руку и исчезает вместе с ним. Гости расходятся. В саду остается лишь безутешный Юноша — возлюбленный Каролины...

Балет Тюдора «Сиреневый сад» / Jardin aux Lilas

Мари Рамбер, в труппе которой был впервые поставлен «Сиреневый сад», в своей книге «Ртуть» вспоминала, как началась история этого балета: «Тюдор поставил „Сиреневый сад" в 1936 году. Сюжет был предложен Хью Стивенсоном, который создал превосходные декорации, изображающие кусты сирени, и прекрасные, очень выразительные костюмы для персонажей. Сложное переплетение чувств персонажей прекрасно передано движениями и построениями танца. Едва уловимые оттенки настроения были видны без помощи мимики или жестов. Этот балет можно назвать „психологическим" — по тем же причинам, по которым назван психологическим известный роман „Красное и черное" Стендаля. В спектакле есть один поразительный момент: в разгар драмы артисты замирают на несколько тактов. В это время и зрители невольно задерживают дыхание. В целом балет идеален, его справедливо считают классическим. Хотя он был предназначен для небольшой сцены „Меркьюри тиэтр", его удалось перевести на сцену нью-йоркской „Метрополитен-Опера". Как я уже отмечала, самые удачные из балетов „Меркьюри тиэтр" смотрятся на большой сцене еще лучше — потому что после ее ограниченного пространства артистам есть, где развернуться. При этом целостность самой постановки становится явной».

Музыка балета принадлежит французскому композитору Эрнесту Амеде Шоссону (1855-1899). Ученик Жюля Массне и Сезара Франка в своем творчестве он был не новатором, а скорее завершителем традиций своих предшественников. Композитор избегал крайностей, отдавая предпочтение глубокому лиризму, изысканности выражения и отточенной форме. Его музыка занимает особое место между драматическим, проникнутым мистикой романтизмом Франка, и «воздушным» импрессионизмом Дебюсси. Балет «Сиреневый сад» был сочинен на получившую большую известность «Поэму» для скрипки с оркестром Э. Шоссона (опус 25).

Хореограф балета «Сиреневый сад» Энтони Тюдор (подлинное имя Уильям Кук, 1909-1987) — английский артист балета, балетмейстер и педагог, учившийся танцу у Мари Рамбер. Известность ему принесли постановки балетов «Сиреневый сад» и «Мрачные элегии» (1937, Г. Малер), созданные для труппы Рамбер. В 1939 году Тюдора приглашают в Американский театр балета, для которого он создает ряд балетов. Среди них «Огненный столп» (1942, А. Шенберг), «Трагедия Ромео и Джульетты» (1943, Ф. Делиус), «Тень ветра» (1948, Г. Малер). В 1949-1950 и 1963-1964 годах Тюдор возглавлял Королевский балет Швеции. Отметим здесь балет «Эхо труб» (1963, Б. Мартину). Поставил для «Нью-Йорк Сити бэллей» новую редакцию «Сиреневого сада» (1951), а также балеты «Дама с камелиями» (1951, Дж. Верди) и «Глория» (1952, Л. Бетховен). В 1975-1980 годах Тюдор был помощником директора Американского театра балета, здесь он создал свои последние спектакли — «Увядающие листья» (1975) и «Землепашец» (1978), оба на музыку Антонина Дворжака. Творчество Тюдора оказало значительное влияние на современный балетный театр, а «Сиреневый сад» стал одним из классических балетов мирового театра XX века.

Этот балет был поставлен на сцене Мариинского театра ассистентом хореографа Айни Хьюннинен 26 января 1992 года вместе с другим балетом Энтони Тюдора «Увядающие листья». Главный балетмейстер театра Олег Виноградов пояснял: «Чем интересен „Сиреневый сад"? Тюдор вообще отличается от всех хореографов очень тонкой нюансировкой, разработкой пластического речитатива — тем, что необходимо нам и в классике — в той же „Жизели", в той же „Сильфиде". Он вышел оттуда и пошел дальше — его психологическая пантомима в сочетании с танцем — тот синтез, которым мы пока не владеем. Но он нужен сегодня нам как воздух. Стилистика Тюдора нам близка, мы хотим это танцевать и можем. А наши артисты, даже молодые, сразу интересно проявились в новой для себя хореографии».

В премьере безусловный успех имели и юная Анна Поликарпова (Каролина), и опытная Татьяна Терехова (Женщина в его прошлом). Их достойными партнерами были молодой Андрей Яковлев (ее бывший возлюбленный) и зрелый танцовщик Александр Курков (Жених Каролины).

А. Деген, И. Ступников

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама