Опера Дзержинского «Поднятая целина»

Virgin Soil Upturned

Композитор
Дата премьеры
23.10.1937
Жанр
Страна
СССР

Опера в четырех актах (восьми картинах). Либретто Л. И. Дзержинского.
Премьера: Москва, Большой театр, 23 октября 1937 года.

Действующие лица:

  • Давыдов, драматический тенор
  • Нагульнов, тенор
  • Макар, баритон
  • Лушка, его жена, сопрано
  • Дед Щукарь, тенор
  • Любишкин, тенор
  • Островнов Яков, характерный тенор
  • Половцев, бас
  • Дамасков Фрол, бас
  • Тимофей, его сын, баритон
  • Банник, тенор
  • Хопров, баритон
  • Жена Хопрова, сопрано
  • Ульяна, драматическое сопрано
  • Старик с цигаркой, лирический тенор
  • Казак с газетой, баритон
  • Рябой парень, тенор
  • 2-й парень, баритон
  • Казак, баритон
  • 2 единоличника, баритоны
  • 2 запевалы, баритон, тенор
  • Начальник милиции, баритон
  • Балабин
  • Казаки, кулаки, колхозники, бабы, старухи, парни, девки

Действие происходит на Дону в 1930 году.

На околице хутора собрались молодые казаки и девушки. Они веселятся под гармонь Тимофея, слушают забавные небылицы деда Щукаря. Среди молодых женщин — Лушка, жена Макара Нагульнова. Она увлечена Тимофеем и обрадована его приглашением на свидание. Веселье прерывается приходом Давыдова. Слесарь с Путиловского завода, он прибыл помочь организовать колхоз. Речи Давыдова о преимуществах колхозной жизни Тимофей встречает в штыки, угрожая расправой. Он не одинок в своей ненависти к колхозам. Его отец Фрол Дамасков, Банник и другие кулаки, тайно встретившись в доме Якова Островнова, вырабатывают план действий. Бывший есаул Половцев, возглавивший заговор, обещает помощь из-за границы. В знак верности клятве он требует подписать присягу. Однако Хопров, которого заставили прийти под угрозой разоблачения — он служил в белой армии, — отказывается подписывать и убегает. В страхе кулаки поспешно расходятся. Боясь раскрытия заговора, Половцев склоняет Тимофея, спешившего на свидание, к убийству Хопрова. На этот раз Лушка напрасно прождала своего милого. Не зная об участии Островнова в заговоре, Давыдов и секретарь партийной ячейки Нагульнов доверяют ему заведование колхозным хозяйством.

Площадь перед сельсоветом. Давыдов дает указания — кому кого раскулачивать. Любишкину, который отказывается из чувства жалости, он рассказывает о трагической судьбе своей семьи. Кулаков высылают, и Лушка хочет проститься с Тимофеем. Тщетно Нагульнов просит не стыдить его при всем народе. Она вырывается из рук мужа и бросается к Тимофею.

Во дворе своего дома Макар учит английский язык. Лушка, решив уйти из дому, прощается с мужем. В столкновении с казаками, не желающими сдавать семенной хлеб, Нагульнов срывается, пускает в ход наган. Давыдов возмущен его поведением. Он обещает сообщить об этом в райком. Женщины спровоцированные слухами об отправке хлеба за границу, требуют у Давыдова ключи от амбара. Но тот не отдает их. Ударом кола его сшибают с ног и избивают. Давыдов теряет сознание. Взломав амбар, казачки растаскивают зерно. У Островнова собрались заговорщики. Узнав из газет, что Советская власть осуждает тех, кто насильно загонял в колхоз, они решают отказаться от клятвы, данной Половцеву. Напрасны попытки главаря заговора вновь склонить их на свою сторону. Ему приходится, защищаясь револьвером, спасаться бегством.

Комната в райкоме. За искажение линии партии Нагульнова исключили из ее рядов. Макар потрясен случившемся. Он считает решение несправедливым. Но постепенно в его душе назревает перелом. Он решает так работать, чтобы вновь заслужить партбилет.

Во дворе сельсовета Давыдов разъясняет Нагульнову, Любишкину и Щукарю, как нужно вести работу по вовлечению казаков в колхоз. Пришедшие с повинной женщины просят у Давыдова прощения. Как на главного виновника они указывают на Островнова, который подбивал их отобрать амбарные ключи. Оставшись один, Давыдов сталкивается с Лушкой, которая пытается соблазнить его. Однако Давыдов не желает разговаривать с человеком, отлынивающим от труда. Лушка сначала наотрез отказывается от работы но затем все же просит записать ее в колхоз.

Вечер. Целина степи поднята, колхозники отдыхают. Когда все расходятся, Давыдов видит Лушку. Она резко изменилась — стала одной из лучших работниц. Давыдов понимает, что любит ее. Он предлагает Луше стать его женой. Луша, которая искренне полюбила Давыдова, счастлива. Тем временем бежавший из ссылки Тимофей встречается с Островновым. Они сговариваются убить Давыдова и поджечь колхоз.

Колхозники празднуют окончание сева. Прибежавшая Луша взволнованно сообщает, что вернулся Тимошка и с ним — беглые бандиты. Бандитов ловят. Давыдов при всех колхозниках раскрывает истинный облик Островнова. Теперь, наконец, можно спокойно жить и трудиться. У Нагульнова же — двойная радость: райком решил восстановить его в партии.

История создания

Вскоре после успешной постановки «Тихого Дона» по заданию ленинградского Малого оперного театра И. И. Дзержинский начал работу над оперой «Поднятая целина» по первой части одноименного романа М. А. Шолохова (1932). Композитор проявил большую смелость, обратившись к сюжету из жизни деревни в период коллективизации, то есть к событиям исторически близким. Чтобы лучше познакомиться с песнями донских казаков, Дзержинский побывал на Дону в станице Вешенской и в казачьих колхозах в районе Миллерова. Это путешествие композитор предпринял по совету Шолохова, встреча с которым произошла на спектаклях «Тихого Дона». Опера была завершена в 1937 году. 23 октября того же года в Москве, на сцене Большого театра Союза ССР, состоялось первое ее представление.

Либретто, написаное братом композитора Л. И. Дзержинским, близко к литературному первоисточнику. Однако если первая часть романа завершается острой ситуацией — появлением бежавшего из ссылки кулацкого сына Тимофея, то в либретто сюжет развит далее. Колхозникам во главе с Давыдовым и Нагульновым удается поймать Тимофея, разоблачить организатора заговора Островнова.

Музыка

«Поднятая целина» — первый опыт воплощения в оперном жанре темы социалистической перестройки деревни. В числе достоинств оперы — связь музыкального языка с народной песенностью, искренность лирики, драматическая выразительность ряда сцен.

В увертюре, построенной на материале оперы, мелодии жизнерадостных танцев и чеканного марша сменяются патетической темой Нагульнова. Особенность первого акта — обилие разнохарактерных эпизодов и частая смена места действия. Лирической песне Лушки с хором «Как вечор на забор» присущ бойкий, задорный оттенок. Рассказ Щукаря «Давно это было» выдержан в народно-плясовом складе и изобилует комическими штрихами. В ариозо Давыдова «Так говоришь ты» мягкость и задушевность постепенно уступают место решительности, волевой энергии. Протяжная хоровая песня за сценой «Во саду ли, во садочке» обрамляет сцену заговора. В центре ее монолог Половцева «Я слышал все», музыка которого дышит ненавистью и жаждой мести. Молодцеватая песня-романс Тимофея «Ты прости-прощай» написана в ритме вальса. Романсу опечаленной, обиженной Луши «И зачем я его полюбила» контрастирует ее кокетливо-веселая частушка «Приоделась, нарядилась».

В рассказе Давыдова «Нас было четверо» (первая картина второго акта) сдержанная скорбь вытесняется гневным пафосом. Хор «Ох, матушка» близок народным причитаниям.

Задумчиво-серьезная ария Нагульнова «Вижу, как братья» (вторая картина) постепенно приобретает восторженно-мечтательный характер. Акт завершается массовой сценой, в центре которой возбужденный хор женщин «Где ключи?».

Хор казаков «Завтра выступаем» в первой картине третьего акта исполнен мрачной решимости. Их последующим растерянным репликам противостоит воинственный призывный монолог Половцева «Близок час».

Ариозо Нагульнова «Связан с партией» из второй картины носит характер горестного раздумья. Перелом в его настроении иносказательно передан в хоре «Загорелася в чистом полюшке»; задумчивый лирический напев насыщается энергией и силой. В ариозо Нагульнова «Стыдно, Макар» слышатся мужественная собранность, воля; оно завершается мелодией светлого восторженного гимна, которую подхватывает хор за кулисами.

Рассказ Щукаря «Кобылку купил» из третьей картины сродни веселым частушкам. Полон страстного воодушевления монолог Давыдова «Я бросил станок»; он перерастает в песню с хором «Кто пустить мог басню эту», которая вызывает ассоциации с мелодиями революционных песен-маршей. В сцене Давыдова с Лушкой музыкальная речь Лушки — то мягкая, вкрадчивая, то бойкая, озорная, у Давыдова же — строгая, решительная. Первая картина четвертого акта построена как цепь песенных эпизодов. Начальный хор «Во саду ли, во садочке» родствен лирическим казачьим песням советского времени. Разбитные припевки парней «В саду яблонька цветет» обрамляют романс Давыдова «Странная такая», овеянный мягким юмором, и проникнутую нежностью песню Рябого парня «Эх, Лушенька». Лирическое ариозо Давыдова «Скоро колосья» окрашено в спокойные мечтательные тона. Согрета искренним сердечным чувством и музыка его дуэта с Лушкой «Луша, минутку…».

Второй картине — развернутой массовой сцене — предшествует антракт, в котором звучит лихая казачья песня «Шли на войну», ставшая широко популярной (в основе — мелодия начального хора первой картины четвертого акта, преображенная благодаря быстрому темпу и активному ритму). Жизнерадостным припевкам «Эх, поддай, гуди, гармонь» и залихватским танцам резко контрастирует драматичная музыка в момент появления Лушки и энергичная маршевая песня Давыдова «Заклятый пойман враг». Опера завершается уже звучавшими ранее мелодиями: гимном «Силы все мы отдадим» (запевает Нагульнов), песней-маршем «К жизни светлой (запевает Давыдов) и казачьей песней «Эх, расцветай».

М. Друскин

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама