Арнольд Шёнберг. Мелодрама «Лунный Пьеро»

Композитор
Год создания
1912
Дата премьеры
16.10.1912
Жанр
Страна
Австрия
Арнольд Шёнберг. Портрет работы Рихарда Герстля, 1906

«Лунный Пьеро» (франц. Pierrot lunaire; «Трижды семь стихотворений из „Лунного Пьеро“ Альбера Жиро», нем. Dreimal sieben Gedichte aus Albert Girauds „Pierrot lunaire“) — цикл мелодекламаций Арнольда Шёнберга op. 21 (1912).

Написан на стихи А. Жиро из одноимённого сборника (1884) в немецком переводе О. Хартлебена. Состоит из 21 миниатюры для женского голоса и инструментального ансамбля, включающего 5 исполнителей на 8 инструментах (флейта, флейта-пикколо, кларнет, бас-кларнет, скрипка, альт, виолончель и фортепиано).

Сочинён в марте — июле 1912 г. по заказу австрийской актрисы Альбертины Цеме (1857–1946). Публичная премьера состоялась 16 октября 1912 г. в Берлине (Choralion-Saal) под управлением автора, солистка А. Цеме. Неделей ранее, 9 октября, там же в том же составе прошло закрытое исполнение для приглашённой публики.

Премьера в СССР состоялась в Малом зале Ленинградской филармонии 27 декабря 1966 г. под управлением Г. Н. Рождественского, солистка М. А. Элик.


Мелодрама «Лунный Пьеро» написана для голоса и инструментального квинтета, включающего флейту (также пикколо), кларнет (также бас-кларнет), скрипку (также альт), виолончель и фортепиано. Ее вокальная партия выдержана в особой, изобретенной Шёнбергом манере Sprechgesang, то есть «речевого пения» – полупения, полудекламации (впервые эта манера была введена Шёнбергом в эпизодической партии Рас­сказчика в «Песнях Гурре»). Текстом для мелодрамы послужил одноименный цикл стихов бельгийского поэта Альбера Жиро в немецком переводе Отто Хартлебена. Цикл распадается на три части, в каждой по семь номеров.

«Лунный Пьеро» вошел в историю музыки как «библия экспрессионизма». Но характерная для этого направления крайняя субъективность здесь как бы спрятана за маской не­удачника Пьеро: таково содержание стихов Жиро, в которых повышенно-эмоциональный поэтический мир выражен не толь­ко нервно-взвинченными патетическими проповедями и крича­щей интенсивностью лирических откровений, но и иронией, а подчас и грубым гротеском в духе комедии масок, всегда пред­полагающей известную остраненность от субъекта.

Инструментальная ткань «Лунного Пьеро» представляет собой интенсивный звуковой поток, то плотный, то разрежен­ный, в котором активно используются регистровые и техничес­кие возможности небольшого ансамбля (состав его варьирует­ся от номера к номеру). («Лунный Пьеро» пробудил интерес многих композиторов XX века к необычным по составу инструментальным ансамблям, сопровождающим вокальную партию (Дебюсси, Равель, Стравинский).

В ряде номеров Шёнберг прибегает к более традиционным методам структурной организации музыки, в особенности к полифоническим приемам развития, всегда ведущим к объективации экспрессии, установлению определенной дистанции между композитором и слушателем. Так, в № 8 («Ночь») мы обнаруживаем свободно трактованную пассакалью (пример 40), ряд номеров основан на канонических приемах изложения, а также на позабытом после Баха ракоход­ном движении (вскоре этот прием был полностью воскрешен Шёнбергом в технике додекафонного письма).

Что касается манеры «речевого пения», то она естественно вытекает из речитативной природы шёнберговской мелодики, всегда ясно обнаруживающей свою близость к возбужденной человеческой речи. Однако в «Лунном Пьеро» композитор не очень понятно сформулировал указания, определяющие сущность Sprechgesang. Поэтому в ряде исполнений звучание вокальной партии слишком приближается к мелодекламации, что нарушает чисто музыкальное единство сочинения, приводит к разъединению его вокальной и инструментальной частей. (Характерно, что Стравинский, очень высоко ставивший инструмен­тальную партитуру «Лунного Пьеро», вокальную партию этого сочинения оценивал критически за ее нечеткую фиксированность, неопределенность. Он даже говорил, что следовало бы сделать грамзапись мелодрамы без го­лоса, чтобы купивший пластинку «мог сам дополнить ее собственными за­вываниями».)

Н. И. Дегтярёва
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.

Характеристика творчества Шёнберга

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама