«Лунный Пьеро» (франц. Pierrot lunaire; «Трижды семь стихотворений из „Лунного Пьеро“ Альбера Жиро», нем. Dreimal sieben Gedichte aus Albert Girauds „Pierrot lunaire“) — цикл мелодекламаций Арнольда Шёнберга op. 21 (1912).
Написан на стихи А. Жиро из одноимённого сборника (1884) в немецком переводе О. Хартлебена. Состоит из 21 миниатюры для женского голоса и инструментального ансамбля, включающего 5 исполнителей на 8 инструментах (флейта, флейта-пикколо, кларнет, бас-кларнет, скрипка, альт, виолончель и фортепиано).
Сочинён в марте — июле 1912 г. по заказу австрийской актрисы Альбертины Цеме (1857–1946). Публичная премьера состоялась 16 октября 1912 г. в Берлине (Choralion-Saal) под управлением автора, солистка А. Цеме. Неделей ранее, 9 октября, там же в том же составе прошло закрытое исполнение для приглашённой публики.
Премьера в СССР состоялась в Малом зале Ленинградской филармонии 27 декабря 1966 г. под управлением Г. Н. Рождественского, солистка М. А. Элик.
Мелодрама «Лунный Пьеро» написана для голоса и инструментального квинтета, включающего флейту (также пикколо), кларнет (также бас-кларнет), скрипку (также альт), виолончель и фортепиано. Ее вокальная партия выдержана в особой, изобретенной Шёнбергом манере Sprechgesang, то есть «речевого пения» – полупения, полудекламации (впервые эта манера была введена Шёнбергом в эпизодической партии Рассказчика в «Песнях Гурре»). Текстом для мелодрамы послужил одноименный цикл стихов бельгийского поэта Альбера Жиро в немецком переводе Отто Хартлебена. Цикл распадается на три части, в каждой по семь номеров.
«Лунный Пьеро» вошел в историю музыки как «библия экспрессионизма». Но характерная для этого направления крайняя субъективность здесь как бы спрятана за маской неудачника Пьеро: таково содержание стихов Жиро, в которых повышенно-эмоциональный поэтический мир выражен не только нервно-взвинченными патетическими проповедями и кричащей интенсивностью лирических откровений, но и иронией, а подчас и грубым гротеском в духе комедии масок, всегда предполагающей известную остраненность от субъекта.
Инструментальная ткань «Лунного Пьеро» представляет собой интенсивный звуковой поток, то плотный, то разреженный, в котором активно используются регистровые и технические возможности небольшого ансамбля (состав его варьируется от номера к номеру). («Лунный Пьеро» пробудил интерес многих композиторов XX века к необычным по составу инструментальным ансамблям, сопровождающим вокальную партию (Дебюсси, Равель, Стравинский).
В ряде номеров Шёнберг прибегает к более традиционным методам структурной организации музыки, в особенности к полифоническим приемам развития, всегда ведущим к объективации экспрессии, установлению определенной дистанции между композитором и слушателем. Так, в № 8 («Ночь») мы обнаруживаем свободно трактованную пассакалью (пример 40), ряд номеров основан на канонических приемах изложения, а также на позабытом после Баха ракоходном движении (вскоре этот прием был полностью воскрешен Шёнбергом в технике додекафонного письма).
Что касается манеры «речевого пения», то она естественно вытекает из речитативной природы шёнберговской мелодики, всегда ясно обнаруживающей свою близость к возбужденной человеческой речи. Однако в «Лунном Пьеро» композитор не очень понятно сформулировал указания, определяющие сущность Sprechgesang. Поэтому в ряде исполнений звучание вокальной партии слишком приближается к мелодекламации, что нарушает чисто музыкальное единство сочинения, приводит к разъединению его вокальной и инструментальной частей. (Характерно, что Стравинский, очень высоко ставивший инструментальную партитуру «Лунного Пьеро», вокальную партию этого сочинения оценивал критически за ее нечеткую фиксированность, неопределенность. Он даже говорил, что следовало бы сделать грамзапись мелодрамы без голоса, чтобы купивший пластинку «мог сам дополнить ее собственными завываниями».)
Н. И. Дегтярёва
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.
• Характеристика творчества Шёнберга