Минкус. Балет «Дон Кихот»

Don Quixote

Композитор
Дата премьеры
14.12.1869
Жанр
Страна
Россия
Минкус. Балет «Дон Кихот»

Балет на музыку Людвига Минкуса в четырех актах, семи картинах с прологом на сюжет романа Серватеса. Либретто М. Петипа.

Действующие лица:

  • Дон Кихот
  • Санчо Панса, его оруженосец
  • Лоренцо, трактирщик
  • Китри, дочь Лоренцо
  • Дульцинея
  • Базиль, цирюльник, влюбленный в Китри
  • Гамаш, богатый дворянин
  • Караско, бакалавр
  • Жуанна, племянница дон Кихота
  • Жуанита, торгующая опахалами
  • Пикилья, торгующая фруктами
  • Уличная танцовщица
  • Эспада, тореадор
  • Жена Лоренцо
  • Хозяин таверны
  • Труппа странствующих комедиантов, испанцы, испанки, тореадоры, поварята, цыгане, цыганки, дамы, лакеи, нищие

Действие происходит в Испании в XVI веке.

История создания

В 1869 году хореограф Мариус Петипа (1818—1910) предложил Минкусу, бывшему в то время профессором Московской консерватории по классу скрипки, написать музыку к балету «Дон Кихот», сценарий которого он разработал сам. Француз Петипа, родившийся в Марселе и учившийся у своего отца, видного артиста, балетмейстера и педагога Ж. А. Петипа, а также у выдающегося танцовщика театра Королевской академии музыки О. Вестриса, с 1838 года выступал в театрах Бордо, Нанта, Нью-Йорка и Мадрида в качестве танцовщика и балетмейстера. С 1847 года он стал работать в России. Петипа придерживался строгих схем чередования пантомимы и танцев, классических и характерных. Основой его спектакля был классический танец, выражавший чувства главных героев. Характерный танец вносил бытовые и социально-исторические краски, нес функции дивертисментного номера. С именем Петипа связан блестящий расцвет русского балета.

С 1862 года Петипа официально числился балетмейстером петербургской сцены, но выступал в основном как танцовщик вплоть до отъезда из России главного балетмейстера — Сен-Леона. Славу Петипа принесла «Дочь фараона» по сценарию, написанному им вместе с Ж. А. Сен-Жоржем в 1862 году. С 1857 года Петипа почти ежегодно создавал новые балеты. В 1869-м Петипа задумал балет на сюжет, почерпнутый из романа М. Сервантеса (1547—1616) «Дон Кихот» (1605—1615) и не раз воплощенный на балетной сцене: еще с XVIII века во многих театрах Европы шли спектакли под этим названием на музыку разных композиторов. Однако в них использовался не сам знаменитый роман Сервантеса, а лишь вставные новеллы о свадьбе богача Камачо (во французском варианте — Гамаша) и о Китерии и Басильо (главы XX и XXI второго тома романа). Петипа тоже использовал именно этот вставной сюжет. Музыка была написана быстро, и 14 (26) декабря 1869 года в московском Большом театре состоялась премьера комического спектакля, в котором лишь Дульцинея истолняла чисто классический танец, остальные же герои были представлены характерными. В 1871 году для постановки в столичном Большом Каменном театре Петипа сделал новую редакцию балета.

«Дон Кихот» — одно из лучших творений Петипа. Много странствовавший по городам Испании, проникшийся духом и традициями танцевального фольклора этой страны, хореограф сумел воплотить на сцене все его богатство и своеобразие. В свое время Сервантес писал об испанских плясках: «Казалось, <...> носится сама Радость и скачет само Веселье». Великий мастер сумел воплотить на сцене эти радость и веселье, создал яркий праздничный спектакль, навечно вошедший в классику жанра. Однако история его бытования сложна и отличается неясностью. Известно, что в 1900 году новую хореографическую редакцию балета осуществил молодой, только что окончивший Петербургское театральное училище Александр Горский (1871—1924). Насколько Горский использовал хореографию Петипа, точно не установлено. Сам Петипа в своих мемуарах с горечью вспоминал, что Горский выдал его спектакль за свой. Некоторые исследователи считают, что в сохранившемся варианте, якобы Горского, 70 процентов принадлежит Петипа.

Сюжет

(излагается по первоначальному либретто Петипа)

В жилище дон Кихота его племянница Жуанна и Караско в попытках избавить дон Кихота от пагубной страсти закрывают обоями дверцы книжного шкафа. Входит дон Кихот, увлеченный чтением рыцарского романа. Не найдя шкафа на обычном месте, он принимает его исчезновение за происки злого волшебника и снова углубляется в чтение. Его расстроенное воображение наполняется фантастическими видениями. К действительности дон Кихота возвращает вбегающий в комнату Санчо Панса. Он отбивается от крестьянок, которые нападают на него с метлами в руках. Дон Кихот выгоняет разъяренных женщин и предлагает Санчо стать его оруженосцем и пуститься в странствие. Санчо не смеет отказаться. Рыцарь водружает на голову тазик для бритья, затем облачается в латы, берет копье и отправляется навстречу приключениям.

Площадь в Барселоне. У трактира Лоренцо шумно и весело. Жена Лоренцо напоминает ему о любви Китри и Базиля, но Лоренцо хочет отдать дочь за богача Гамаша и идет к его дому. Китри пытается отгадать, зачем отец пошел к Гамашу. Подозрения навевают на нее печаль, но, стараясь рассеяться, она танцует с опахалом. Влюбленный в нее Базиль вырывает опахало, привязывает его к гитаре и начинает наигрывать. Повеселевшая Китри обнимает Базиля и танцует с ним. Вернувшийся Лоренцо грубо прогоняет юношу. Влюбленные бросаются к его ногам, умоляя дать разрешение на брак, но Лоренцо запрещает Базилю появляться на глаза. Входит Гамаш. Лоренцо подводит к нему дочь. Гамаш приходит от нее в восторг и предлагает в приданое дом. Лоренцо приглашает Гамаша договориться о свадьбе. Площадь наполняется народом, шествуют участники корриды. Начинаются танцы, после которых пикадоры затевают ссору с бандерильяросами. В разгар ссоры появляется дон Кихот, сопровождаемый Санчо Пансой. Он приказывает всем бросить оружие. Спокойствие восстанавливается. Дон Кихот почтительно приветствует трактирщика, принимая его за хозяина рыцарского замка. Лоренцо приглашает его войти. Насмешливые девушки окружают Санчо и затевают игру в жмурки. Измученный Санчо падает в изнеможении, но на его крики о помощи выходит дон Кихот с блюдом вместо щита и большой вилкой, заменяющей пику, и освобождает беднягу. Танцы продолжаются. Китри и Базиль клянутся в вечной любви. Дон Кихот и Санчо отправляются за новыми приключениями.

На поляне у дороги, в стороне от которой видна мельница, расположились на отдых цыгане и бродячие актеры. Показывается Китри, убежавшая из дому в мужском костюме. Окружившим ее актерам она объясняет, что заблудилась и ищет трактир, где можно было бы отдохнуть. Импресарио, узнавший в ней женщину, просит ее принять участие в представлении. Китри против ее воли уводят в пещеру и заставляют нарядиться в костюм танцовщицы. Появляются дон Кихот и Санчо. Дон Кихот принимает за короля одного из актеров, надевшего придворный наряд и картонную корону. Вместе с мнимым королем рыцарь садится смотреть представление, даваемое в его честь. Начинается танцевальный дивертисмент, за ним — комедия марионеток, в которой мавр жестоко обращается с пленницей, женой рыцаря. Дон Кихот, не отличающий представления от действительности, бросается на помощь рыцарю. Он размахивает шпагой, декорации валятся, все в ужасе разбегаются. Дон Кихоту кажется, что к нему тянутся руки великанов, и он бросается на мельничные крылья, не слушая увещеваний Санчо. Крылья поднимают его в воздух, он срывается. Санчо хлопочет вокруг господина. Комедианты обступают их, требуя платы за сломанные декорации. Воспользовавшись суматохой, Китри убегает. Появляются Лоренцо и Гамаш, разыскивающие Китри, но комедианты говорят, что ни одна девушка здесь не проходила.

В гостиничной зале по случаю праздника собрались крестьяне с цветами. Вбегает Китри, умоляя спрятать ее. Жуанита с подругами засыпают ее цветами и окружают импровизированный цветник. Гамаш и Лоренцо продолжают поиски. Они в восторге от танцев Жуаниты, Гамаш дарит ей золотую монету, и оба удаляются. Китри выходит из цветника, праздник продолжается. Китри танцует, потом собирается уйти вместе со всеми, но Гамаш и Лоренцо внезапно возвращаются и уводят Китри за собой.

Санчо ведет израненного дон Кихота через лес. Ему пора отдохнуть, и оруженосец укладывает своего господина на импровизированное ложе. Рыцарю видится сон: он в лесной чаще, перед ним вырастают препятствия — колючие кактусы, непроходимые кустарники; страшные чудовища окружают его. Гигантский паук ползет по огромной паутине, пытаясь добраться до рыцаря. Тот закалывает паука и разрывает паутину.

Из лесной чащи дон Кихот попадает в великолепный сад, где отдыхает прекрасная Дульцинея. Она венчает рыцаря лавровым венком. Видения исчезают, дон Кихот просыпается.

Парк перед замком Гамаша. Приближается свадебное шествие Гамаша и Китри. Из леса появляются дон Кихот и Санчо Панса. Гости занимают места, алькад подает знак к молчанию, но в это время появляется юноша, в котором узнают Базиля. Он останавливается перед Китри, упрекает ее в неверности и кидается на острие шпаги. Все окружают раненого. Базиль умоляет, чтобы его перед смертью соединили с Китри. Лоренцо колеблется, Китри рыдает. Гамаш не согласен, но дон Кихот объясняет, что состояние раненого безнадежно, и Гамаш соглашается исполнить предсмертное желание несчастного. Алькад соединяет руки Базиля и Китри и благословляет их. Базиль вскакивает с земли. Гамаш выхватывает шпагу, чтобы сразиться с Базилем, но дон Кихот разнимает противников. Гамаш понимает, что брак с девушкой, любящей другого, не принес бы ему счастья, и успокаивается. Продолжается праздник, в котором участвуют счастливые Китри и Базиль.

Музыка

Музыка Минкуса носит чисто прикладной характер. Она, по словам Ю. Слонимского, «откровенно служебна и носит как бы вторичный, а не первичный характер — подсказана фантазией Петипа... как бы растворяется в зрительно-пластических образах... Единодушие и единогласие ее с хореографией таково, что это придает партитуре Минкуса в восприятии публикой специфическое качество — ее слышишь потому, что словно видишь». Индивидуальные музыкальные характеристики отсутствуют, однако большинство номеров отмечено жизнерадостностью, все они удивительно дансантны, испанский национальный колорит проявляется в использовании ритмов испанских и цыганских танцев (по оценкам критиков народные танцы у Минкуса были скорее «испанистыми», чем испанскими). Наряду с этим в балете присутствуют, вопреки времени происходящего действия, ритмы вальса и галопа.

Л. Михеева

* * *

Несмотря на свое название, балет не претендует на сколько-нибудь целостное истолкование романа Мигуэля де Сервантеса «Хитроумный идальго» Дон Кихот Ламанчский. Основа сюжета заимствована из 18-й и 19-й глав его второго тома. В них повествуется о несостоявшейся свадьбе богача Комачо (в балете — Гамаш) с красавицей Киттерии (Китри), возлюбленной деревенского юноши Басилио (Базиль). Мариус Петипа не первым из балетмейстеров обратился как к знаменитому роману (пионером здесь был Франц Хильфердинг,1740, Вена), так и к этому фрагменту из него. Балет Луи-Жака Милона (Париж, 1801) так и назывался «Свадьба Гамаша». Этот балет, а также последующие постановки на эту тему Шарля Дидло, Филиппо Тальони, Августа Бурнонвиля и других хореографов в той или иной степени могли быть знакомы Петипа. Другой причиной сочинения спектакля на испанскую тему могли стать воспоминания хореографа о бурных годах юности, проведенных в этой стране.

Премьера балета «Дон Кихот» в 4 актах и 8 картинах состоялась в московском Большом театре 14 декабря 1869 года. Сценарий и хореография Мариуса Петипа, музыка штатного балетного композитора Императорских театров Людвига Алоизия Минкуса. Удача новинки потребовала переноса постановки в столицу. Для Петербурга Петипа в 1871 году переделал балет основательно, теперь он включал в себя 5 актов, 11 картин с прологом и эпилогом. В 1900 году в Москве по инициативе директора Московской конторы Императорских театров Владимира Теляковского состоялась новая постановка «Дон Кихота». Александр Горский сохранил сценарный план и частично хореографию Петипа. К музыке Минкуса добавили новый испанский танец Антона Симона и фанданго Эдуарда Направника. Удачной оказалась и во многом новаторская сценография Константина Коровина, Александра Головина и Николая Клодта. В 1901 году Теляковского назначают директором всех Императорских театров, и одним из его новых проектов в 1902 году стал перенос спектакля Горского в Мариинский театр. Заняты были лучшие силы: Китри — Матильда Кшесинская, Базиль — Николай Легат, Дон Кихот— Алексей Булгаков, Санчо Панса — Энрико Чеккетти, Гамаш — Павел Гердт, Эспада — Альфред Бекефи, Уличная танцовщица — Ольга Преображенская, Мерседес — Мария Петипа, Повелительница дриад — Юлия Седова, Амур — Тамара Карсавина, Жуанитта — Анна Павлова, Цикалия — Любовь Егорова.

Можно спорить о том, много ли нового привнес Горский в спектакль Петипа, но его безусловной заслугой являлось принципиально новое для балетной сцены решение массовых сцен. «У меня на сцене наблюдается постоянное движение масс, при этом я совершенно не признаю соблюдения какой-либо симметрии. Направо танцуют одно, налево — другое, в глубине — опять третье, зрителя интересует уже вся сцена», — объяснял балетмейстер. Он сознательно старался оживить академический балет, заимствуя идеи Московского Художественного Театра. Декорации тогда начинающих, а позже знаменитых художников Головина и Коровина удачно демонстрировали типично русское романтизированное представление об Испании, как стране ярких красок и пылких страстей. Именно этому спектаклю суждено было стать классическим образцом не только для Мариинского театра, но впоследствии и для многих театральных подмостков в различных городах и странах.

Впрочем, в петербургском театре этот балет отнюдь не считали неприкосновенным. К нему добавляли одни танцы и убирали другие, новые исполнители демонстрировали свою виртуозность в обновленных вариациях. При общем сохранении мест сценического действия, начиная с постановки 1871 года, порядок их неоднократно менялся. Сюжет в «Дон Кихоте» — только повод для красочных и разнообразных танцев, непрерывного (прерываемого лишь антрактами) парада артистов, демонстрирующих свое мастерство. Кордебалет, танцующий характерные и классические танцы, многочисленные солисты различных артистических амплуа и, наконец, исполнители двух главных партий, требующих искусства высшей пробы. Поэтому вместо связного изложения сюжета спектакля остановимся на отдельных сценах балета Петипа—Горского и произошедшими с ними трансформациями.

Пролог. Комната Дон Кихота. Управляющий Караско и служанка, пытаясь уберечь хозяина от чтения рыцарских романов, закрывают книжный шкаф обоями. Входит Дон Кихот, читающий даже на ходу. Не найдя шкафа, он приписывает это козням злого волшебника. В его воображении возникают фантастические образы романов. Кихоту приходит в голову стать странствующим рыцарем и отправиться на поиски приключений во славу благородной Дульцинеи (так он именует Альдонизу — девушку из своей деревни). Влетает Санчо Панса. В руках — украденная курица, которой он отмахивается от преследующих его женщин. Дон Кихот берет его под свою защиту и предлагает Санчо следовать с ним в роли оруженосца. Санчо нехотя соглашается. Рыцарь достает свой шлем, но тот разлетается от первого пробного удара шпагой. Делать нечего, приходится надеть на голову тазик для бритья. Санчо не может удержаться от смеха. «Ночь наступила! Время нашего отъезда настало!», — восклицает хозяин. «Иду седлать Россинанта и своего осла», — отвечает слуга, прыгая в окно. Дон Кихот с пикой и шпагой прыгает вслед.

Такой обширный чисто пантомимный пролог появился в 1871 году и оставался таковым и у Горского. Однако время нанесло этой сцене значительный урон. Ныне он существует в минимальном виде без декораций.

Площадь в Барселоне. Направо гостиница Лоренцо, около нее Пикилья торгует фруктами. Слева дом богатого Гамаша, рядом стол, на котором Жуанитта торгует зонтиками. Девушки слышат разговор Лоренцо с женой о том, что он хочет выдать свою дочь Китри не за цирюльника Базиля, а за богатого соседа Гамаша. Девушки жалеют свою подругу, а та, не задумываясь о будущем, танцует с милым ее сердцу Базилем. Их идиллию прерывает Лоренцо, он слышать не хочет об их любви и запрещает юноше бывать в их доме. Появляется Гамаш. Лоренцо велит дочери кланяться будущему мужу, та в отчаянии. Гамаш заворожен красотой Китри и обещает ей богатое приданое. Площадь наполняется народом, начинаются народные танцы. Пикадоры затевают ссору с бандерилосами, мелькают кулаки, затем ножи. Драку прекращает внезапно появившийся Дон Кихот. Все успокаиваются — не спорить же с сумасшедшим. Рыцарь принимает гостиницу за замок, а появившегося Лоренцо за сиятельного сеньора. Польщенный трактирщик приглашает Кихота к своему столу. Местные девушки смеются над Санчо, заигрывают с ним, заманивают играть в жмурки. Юноши обижают его. Дон Кихот, видя невежливое обращение окружающих со своим другом, хватает со стола большую вилку вместо пики и освобождает Санчо. Танцы возобновляются. Китри и Базиль решают бежать. Дон Кихот садится на коня, Санчо на осла, и друзья продолжают свой путь. Жена сообщает Лоренцо, что их дочь сбежала. Трактирщик и незадачливый жених Гамаш решают преследовать влюбленных.

Вышеприведенное описание этой картины 1869 года в целом совпадает с либретто 1902 года. Пикилья стала именоваться Цикалией, позже у девушек отберут их торговлю, и они станут мало различимыми цветочницами — подругами Китри. У Горского впервые появляется Эспада и его партнерша Уличная танцовщица. Их характерный дуэт — одно из украшений сегодняшнего спектакля. Заметим, что сцена на площади первоначально исполнялась сразу после пролога, сдвинулась во второй акт в постановке 1871 года и вернулась на «свое» место у Горского.

Поляна. Позади палаток странствующих комедиантов видны мельницы. Комедианты на привале в сценических костюмах. «Королева» штопает «королевские» панталоны, «Черт» ест суп. Появляются Дон Кихот с пикой наперевес и Санчо с кулем провизии. Рыцарь принимает комедиантов за короля со свитой. Актеры, поняв с кем имеют дело, приветствуют незнакомца и предлагают дать в его честь представление. После танцевального дивертисмента начинается спектакль театра марионеток. В нем злой мавр пленяет супругу некоего Дона Гайфероса и пытается овладеть ею. Дон Кихот решает заступиться. «Вот вам, канальи», — с этим воплем он превращает театрик в развалины. Восходит луна в виде женской головы. Рыцарю она кажется ликом его Дульцинеи. Кихот клянется продолжать подвиги во славу прекрасной дамы. Мельницы представляются ему великанами, которые угрожают Дульцинее. Дон Кихот атакует вертящееся крыло, которое поднимает его на воздух. Эпизод заканчивается падением рыцаря с высоты на руки верному Санчо Панса.

В 1940-х годах привал комедиантов поменяли на цыганский табор, что позволило Касьяну Голейзовскому в Москве и Нине Анисимовой в Ленинграде сочинить эффектные цыганские танцы. К сожалению, исчезла луна, и атака героем мельницы стала совсем безумной. Разнообразным было участие в этой картине Китри и Базиля. В 1869 году появлялась лишь героиня, самостоятельно бежавшая от отца. Ее переодевали, и она, вероятно, танцевала в дивертисменте. Горский обошелся вовсе без молодых героев. Зато в поздние времена картина стала начинаться их появлением в костюмах, в которых они были в предыдущей сцене на площади. Китри и Базиль танцевали нежный дуэт, который впоследствии купировали. Сцена на поляне часто меняла свое место в спектакле. Она то происходила между сценой на площади и кабачком в 1869 году, то открывала странствия Дон Кихота в 1871 (отсюда у Санчо куль с домашними запасами). У Горского она уступила очередность кабачку, но затем в Ленинграде снова опередила его. Авторы таких перемен стремились улучшить драматургию балета в целом. Однако вряд ли для зрителя «Дон Кихота» логика последовательности событий играет важную роль.

Кабачок. По случаю праздника много гостей. Пляски под звук кастаньет. Вбегает Китри, она ищет убежища от преследующих ее Гамаша и Лоренцо. Девушки прячут беглянку в импровизированный цветник из букетов. Появляются отец и жених. Сначала их обманывают, Жуанитта намеренно кокетничает с Гамашем. Преследователи выходят, танцы возобновляются. Китри присоединяется к гостям. Внезапно возвращаются Лоренцо и Гамаш, им удается схватить девушку.

Таковым был сюжет этой картины в 1869 году. Однако уже в 1871 году далее последовал важный финал сцены.

На шум вбегают Дон Кихот и Санчо Панса. Рыцарь берет Китри под свое покровительство. Лоренцо, схватив половник, пытается ударить Кихота, но тот шпагой отбивает удар, а затем кладет свое оружие к ногам Китри. Та в отчаянии хочет заколоться. Гамаш возмущен этим, он отказывается от неверной. Все уговаривают Лоренцо согласиться на брак Китри и Базиля. Дон Кихот простирает над ними руки.

На этом дополнении к старой сцене в петербургской версии Петипа и кончалась история Китри и Базиля, далее следовали лишь сцены с Дон Кихотом. У Горского в кабачке царствовала плясунья Мерседес. Она завлекала всех и в том числе знакомого зрителю Эспаду. В 1946 году появился неспешный восточный танец (хореограф Анисимова). Главное новшество Горского состояло в том, что он перенес в кабачок ложное самоубийство Базиля. У Петипа в 1869 году оно происходило в последней картине балета. В хореографическом плане вся картина демонстрирует удивительное разнообразие характерного танца. По традиции здесь даже балерина танцевала на каблучках.

Сон Дон Кихота. Рыцарю снятся препятствия, которые мешают его свиданию с Дульциней. Продираясь через густой кустарник, он встречается с огромным пауком. Поразив его шпагой и разорвав паутину, Дон Кихот попадает в прекрасный сад, где царствует дама его сердца, окруженная своими прислужницами. Героя венчают венком, и в честь него исполняется обширный танцевальный дивертисмент. Наконец, все видения исчезают. Кихот просыпается, воображая рядом с собой Дульцинею. Спросонья он обнимает лишь верного Санчо.

В 1871 году Петипа ввел в финал сцены появление герцога и герцогини, которые приглашают рыцаря к себе в гости, то ли желая насмеяться над безумцем, то ли надеясь излечить его. Горский перед «пауком» ввел модный на рубеже веков танец «серпантин». Четверка танцовщиц эффектно размахивала белыми полотнищами, подсвечиваемыми всеми цветами радуги. Расширился и дивертисмент: появилась некая Повелительница дриад, которая вместе с Китри-Дульцинеей и Амуром солирует в прекрасном «цветнике» классической хореографии. В 1946 году ленинградских любителей балета лишили герцога. Сама картина теперь идет после мельниц и перед кабачком. Видения Дон Кихота «объясняются» предыдущим падением с высоты. После дивного сна на сцене продолжается суетливая погоня за молодой парой.

Финальная картина. Приведем три варианта ее сюжета.

Вариант 1869 года. Парк богача Гамаша. Приближается свадебная процессия Гамаша и Китри. Слева появляется Дон Кихот со своим оруженосцем. Когда все во главе с алькальдом готовы к церемонии, вдруг появляется Базиль. Он упрекает Китри в неверности и, вынув шпагу, кидается на нее. Острие пронзает его насквозь. Юноша умоляет хотя бы перед неминуемой смертью быть соединенным с любимой. Лоренцо колеблется, Китри рыдает, Кихот уговаривает Гамаша не противиться последнему желанию несчастного. Алькальд соединяет руки молодых. И вдруг происходит «чудо» — умерший воскресает. Он ловко разыграл всех. Гамаш осознает, что брак с девушкой, которая так любит другого, был бы для него несчастьем. Он дает знак продолжить праздник теперь уже по случаю брака Китри и Базиля. По окончании всеобщего веселья его участники торжественно провожают Дон Кихота и Санчо Панса.

Вариант 1871 года. Зала в герцогском замке. Герцог желает наставить рыцаря на путь истинный. Входит герцогиня и с нею Дон Кихот и Санчо Панса. На празднике присутствуют счастливые Китри и Базиль. Черные невольники ввозят в зал громадный замок. Герцог объясняет, что в нем содержится прекрасная пленница, угнетаемая неизвестным рыцарем. Дон Кихот вызывает этого рыцаря на поединок. Герцог согласен при условии, что Дон Кихот даст клятву в случае поражения вернуться домой и никогда больше не возвращаться к рыцарским похождениям. Дон Кихот клянется, и поединок начинается. Почти сразу рыцарь выбивает шпагу Дон Кихота, и тот признает свое поражение. Вбегает амур, он говорит, что сердце можно завоевать только силой любви. Армия маленьких амуров приступом берет крепость и освобождает пленницу. После этого начинается всеобщее веселье, на которое мрачно взирает побежденный Дон Кихот.

Далее следовал краткий эпилог. Вернувшийся домой Дон Кихот умирает, преследуемый призраками и видениями. Горский этот эпилог опустил. В 1902 году возник первоначальный вариант знаменитого ныне финального дуэта Китри и Базиля. У Петипа Китри танцевала в финале с иным кавалером: вероятно, исполнитель партии Базиля не был виртуозом.

Вариант 1946 года. Праздник в честь свадьбы Китри и Базиля. На почетном месте Дон Кихот. Вдруг некий рыцарь вызывает его на поединок. Тот смело принимает вызов, но, едва скрестив шпаги, падает. Рыцарь снимает доспехи — это Лоренцо, который напоследок решил пошутить. Веселье продолжается, молодые танцуют в честь Дон Кихота. Теперь тот может продолжить путь. Он уезжает, тепло провожаемый всеми.

Ныне в Мариинском театре упразднен и поединок. Зато танцев вдоволь. В начале исполняется фанданго, сочиненное Федором Лопуховым в 1923 году, и отдельная женская вариация. Затем главное — финальный дуэт Китри и Базиля, который с каждым годом становится все эффектнее и виртуознее, особенно в мужских вариациях. В Кировском театре в них блистали — Вахтанг Чабукиани и Борис Брегвадзе, Рудольф Нуреев и Валерий Панов, Михаил Барышников и Фарух Рузиматов. Многим довелось увидеть воочию или по телевидению несравненное исполнение па-де-де москвичами Екатериной Максимовой и Владимиром Васильевым.

На основе спектакля Горского свои редакции «Дон Кихота» создали Рудольф Нуреев (Венская опера, 1966; Австралийский балет, 1972) и Михаил Барышников (Американский театр балета, 1978). Эти спектакли были засняты на видео и интересны, прежде всего, виртуозным мастерством премьеров. Большему распространению «Дон Кихота» в мире препятствует, пожалуй, слабое владение характерным танцем артистами зарубежных трупп и отчасти примитивность музыкальной основы спектакля. Другой бывший петербуржец Джордж Баланчин в своем спектакле под тем же названием не только капитально пересмотрел сюжет, сочинил собственную хореографию, но и заказал композитору Николаю Набокову новую музыку. Хореограф Борис Эйфман на основе музыки Минкуса создал спектакль «Дон Кихот, или Фантазии безумца» (1994). Грустная мысль этого веселого балета в том, что современного Дон Кихота можно найти лишь в сумасшедшем доме.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Бах. Органная токката и фуга ре минор Камерные и инструментальные

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама