Бертольт Брехт

Дата рождения
10.02.1898
Дата смерти
14.08.1956
Профессия
Страна
Германия
Бертольт Брехт

Бертольт Брехт (нем. Bertolt Brecht; 10.2.1898, Аугсбург — 14.8.1956, Берлин) — немецкий писатель, теоретик искусства, театральный и общественный деятель.

Сын директора фабрики. Учился на медицинском факультете Мюнхенского университета. В ноябре 1918 был членом солдатского совета в Аугсбурге. Начал печататься в 1914. Сатирическая антивоенная баллада «Легенда о мёртвом солдате» (1918) принесла Брехту известность.

Первые пьесы — «Ваал» (1918, издана 1922), «Барабанный бой в ночи» (1922), «В чаще городов» (1921–24, издана 1927) — содержат сатирическую полемику с экспрессионизмом. Эти пьесы, а также стихи и песни («Карманный сборник», 1926; «Домашний сборник», 1927) некоторые критики считали выражением анархо-индивидуалистических взглядов Брехта. Между тем в эти годы он, изучая марксизм-ленинизм, решил посвятить своё творчество социалистической революции. Пьеса «Что тот солдат, что этот» (1927), музыкальная комедия «Махагони» (1927), как и «Трёхгрошовая опера» (1928, музыка К. Вайля), выражают уже резко определённую антикапиталистическую и революционную целеустремлённость.

В тот же период Брехт начал разрабатывать теорию «эпического театра», который должен стать театром «эпохи науки и социалистической революции». Назидательные пьесы — «Перелёт через океан» (1929), «Говорящий да и говорящий нет» (1929–1930), «Высшая мера» (1930), «Исключение и правило» (1930), «Горации и Куриации» (1934) — рассчитаны были на постановку не только профессиональными театрами, но и рабочими самодеятельными коллективами. В назидательном духе написаны и драмы «Святая Иоанна скотобоен» (1929–30, опубликована в 1932) и «Мать» (по роману М. Горького, издана 1933).

После нацистского переворота (1933) Брехт эмигрировал; в 1933–47 жил в Швейцарии, Дании, Швеции, Финляндии, США, где участвовал в общественной жизни эмиграции. Поэзию Брехта этих лет отличает боевая пропагандистская целеустремлённость (сборник «Песни, стихи, хоры», 1934, «Сведенборгские стихи», 1939). Песни Брехта («Марш единого фронта», «Песня о солидарности» и др.), музыка к которым написана Х. Эйслером, приобрели особую популярность в исполнении Э. Буша. «Трёхгрошовый роман» (1934), статья «Пять трудностей пишущего правду» (1934) — первые значительные произведения Брехта-прозаика и публициста.

В эмиграции он создал цикл реалистических сцен «Страх и отчаяние в Третьей империи» (1935–38), героическую драму «Винтовки Тересы Каррар» (1937). Творческие принципы Брехта, стремившегося создать театр, «пробуждающий у зрителей самостоятельное критическое революционное мышление», воплотились в драмах-притчах «Добрый человек из Сезуана» (1938–40), «Карьера Артуро Уи» (1941, пост. 1959), «Кавказский меловой круг» (1944), в исторических драмах «Мамаша Кураж и её дети» (1939, изд. 1941), «Жизнь Галилея» (1938–39), «Дни Коммуны» (1947) и в народных комедиях «Господин Пунтилла и его слуга Матти» (1940) и «Швейк во второй мировой войне» (1944).

Вернувшись на родину (1948), Брехт вместе с женой — актрисой Е. Вейгель организовал в столице ГДР театр «Берлинер ансамбль». Брехт был избран в «Академию искусств» (1950).

Влияние и слава литературного творчества и театра Брехта распространились далеко за пределы ГДР. Пьесы Брехта ставятся во многих театрах Советского Союза. В 1954 спектакль театра «Берлинер ансамбль» «Мамаша Кураж» получил 1-ю премию на Международного театральном фестивале в Париже. Ученики Брехта плодотворно развивают его художественный опыт и эстетические теории.

Теоретические взгляды Брехта изложены в статьях «Народность и реализм» (1938), «Малый органон для театра» (1949) и др. Брехт удостоен Национальной премии ГДР (1949), Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1954).

Литература: Зингерман Б., О театре Брехта, в его кн.: Жан Вилар и другие, М., 1964; Клюев В. Г., Б. Брехт — новатор театра, М., 1961; его же, Театрально-эстетические взгляды Брехта, М., 1966; Райх Б. Ф., Брехт, М., 1960; Фрадкин И. М., Б. Брехт. Путь и метод, М., 1965: Копелев Л., Брехт, М., 1965; Б. Брехт. Биобиблиографический указатель, М., 1969.

Л. 3. Копелев

реклама

вам может быть интересно

Майлс Дейвис (Майлз Дэвис) Инструменталисты

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Генрих Вильгельм Эрнст Инструменталисты
Карл Целлер Композиторы
Лариса Абисаловна Гергиева Музыкальные и театральные деятели
Рудольф Бинг Музыкальные и театральные деятели
Фридрих Вильгельм Марпург Музыковеды и театроведы
Хосе Маури Эстеве Композиторы
Луи Дюрей Композиторы

Реклама