Германской Демократической Республики балет

«Венецианский мавр» Б. Блахера. «Комише опер». Берлин. Балетмейстер Т. Шиллинг

Балет Германской Демократической Республики

ГДР располагает 42 музыкальными театрами, в которых имеются балетные труппы, что позволяет им наряду с выступлениями в операх и мюзиклах давать собств. балетные программы. Многие хореографы привлекают к участию в них любительские балетные коллективы, которые получили широкое распространение с нач. 50-х гг. Ведущая роль среди театров республики принадлежит труппам Нем. гос. оперы и «Комише опер» в Берлине, Гор. оперы в Лейпциге и Гос. оперы в Дрездене. Их репертуар, как и репертуар балетных коллективов др. городов (Карл-Маркс-Штадта, Веймара, Ростока, Магдебурга, Шверина, Галле), включает известные классич., сов. и совр. балеты, а также программы, составленные из отдельных номеров.

В послевоенные годы возникла потребность в создании балетных коллективов, способных ставить классич. многоактные балеты, которые из-за господства пластически-экспрессивного танца не ставились в Германии с нач. 20 в. В 1948 Нем. гос. опера в Берлине показала балет «Ромео и Джульетта» (балетм. Т. Гзовская и Д. Шпис). После восстановления разрушенного во время войны театра на Унтер-ден-Линден, богатого своими традициями, балетный коллектив, возглавляемый Л. Грубер и насчитывающий около семидесяти артистов, получил возможность осваивать классич. репертуар. Тесные связи Гос. оперы и Гос. балетного училища в Берлине с Советским Союзом, учёба молодых солистов и педагогов (У. Коллийн, Э. Бишоф, Т. Кремке и др.) в Ленингр. хореографич. училище, а также приглашения для совм. работы и обмена опытом сов. хореографов и педагогов — всё это позволило успешно перенять оригинальную хореографию и практич. опыт сов. коллег. Важное значение имели также первые большие гастроли мастеров балета СССР в 1954 году в Берлине. Опытом освоения классич. наследия стали постановки балетов «Коппелия», «Лебединое озеро» (балетм. Л. Грубер, совм. с У. Коллийн и Э. Бишофом по Петипа и Иванову), «Жизель» (балетм. Грубер, совм. с Н. Г. Конюс) и «Спящая красавица» (балетм. Грубер). Среди др. пост. Грубер — «Гаянэ» и «Ромео и Джульетта». В ГДР и за рубежом успехом пользовался балет Б. Брехта и К. Вейля «Семь смертных грехов мещанина». В репертуаре Нем. гос. оперы в Берлине спектакли: «Петрушка» (балетм. Г. Кретке), «Весна священная» (балетм. Н. Касаткина и В. Василёв), «Блудный сын», «Щелкунчик» (балетм. Шатилов по В. Вайнонену), «Спартак» (балетм. Л. Шереги), «Сотворение мира» Петрова (балетм. Касаткина и Василёв), «Коппелия» (балетм. Т. Шиллинг), «Треуголка», «Чудесный Мандарин», «Кармен-сюита», «Три беременных женщины» на муз. Россини, вечер балетов Баланчина и др.

Т. Шиллинг после постановок в Веймаре и Дрездене «Лебединого озера» (1959), «Каменного цветка» и «Спящей красавицы» создал в 1965 при берлинской «Комише опер» балетный коллектив высокой квалификации и чёткого художественного профиля. Вместе с выдающимися солистами Х. Бай, Р. Гавликом и всем коллективом Шиллинг добился значит. успехов постановками балетов: «Абраксас» Эгка, «Ундина» Хенце, «Фантастическая симфония» на муз. Берлиоза, «Золушка» и «Ромео и Джульетта»; «Море» на муз. Дебюсси, «Матч» на муз. Маттуса, «Чёрные птицы» Катцера, «Лебединое озеро» и мн. др. Среди балетных коллективов республики видное место принадлежит труппе оперного театра в Лейпциге, имеющей в репертуаре ряд интересных и дискуссионных постановок. Нар. театр в Ростоке под рук. В. Бройер поставил неск. рус. и сов. балетов — «Кавказский пленник», «Эсмеральда», «Медный Всадник», «Семь красавиц», «Жанна д’Арк» Пейко, «Шурале», «Доктор Айболит». Балет театра в Галле показал ряд новых произв. в постановке балетм. Х. Хаса. Среди нем. композиторов, работающих в жанре балета, — В. Хоэнзе («Барабанщица», «После бури», «Синяя борода», «Рыбы» и «Бегство от богов»), В. Брунс («Право господина», «Барышня-крестьянка», «Новая Одиссея») и К. Р. Грисбах («По одежке встречают» и «Снегурочка»).

Гос. танц. ансамбль ГДР, ставящий балеты для детей, выступает в небольших городах и сёлах. Многочисл. самодеят. танц. ансамбли и рабочие балетные группы ставят специально для них созданные произведения, главным образом на историч. или совр. тематику. Ежегодно в Рудолынтадте проходят танц. фестивали, а также рабочие фестивали в различных округах ГДР, на которых выступают лучшие любительские коллективы. Раз в два года Союз работников театра и Мин-во культуры ГДР проводят конкурсы молодых проф. танцовщиков и хореографов. Ежемесячные журналы «Theater der Zeit», «Musik und Gesellschaft» регулярно публикуют статьи о балете. Союз работников театра проводит конференции по проблемам балета. В Лейпциге при Институте изучения нар. искусства имеется архив танца, возгл. К. Петерманом. Молодые кадры балетных артистов готовят школы в Берлине, Дрездене и Лейпциге, где также имеется Театральный институт, в котором существует отделение хореографии (рук. В. Гомлих).

Источник: Балет: энциклопедия, 1981 г.

Немецкий балет
Немецкая музыка

реклама

вам может быть интересно

Язычок Музыкальные инструменты
Противосложение Термины и понятия

рекомендуем

смотрите также

Анализ музыкальный Термины и понятия
Рояль Музыкальные инструменты
Военная музыка Термины и понятия
Баркарола Музыкальные жанры
Реперкуссия Термины и понятия
Бас-дансы Балет и танец
Композитор Термины и понятия
Developpe, девлоппе Балет и танец
Мистерия Музыкальные жанры

Реклама