Джироламо Фрескобальди (итал. Girolamo Frescobaldi; крещён, вероятно, 12 IX 1583, Феррара — 1 III 1643, Рим) — итальянский композитор, органист и клавесинист.
Джироламо Фрескобальди — один из выдающихся мастеров эпохи барокко, основоположник итальянской органной и клавирной школы. Он родился в Ферраре, в то время — одном из крупнейших музыкальных центров Европы. Ранние годы жизни связаны со службой у герцога Альфонсо II д’Эсте, известного на всю Италию меломана (по свидетельству современников, герцог слушал музыку по 4 часа в день!). При этом же дворе работал Л. Лудзаски, который был первым учителем Фрескобальди. Со смертью герцога Фрескобальди покидает родной город и переезжает в Рим.
В Риме он работал в разных церквах в качестве органиста и при дворах местной знати — клавесинистом. Выдвижению композитора способствовало покровительство архиепископа Гвидо Бентнвольо. Вместе с ним в 1607–08 гг. Фрескобальди совершил путешествие во Фландрию, тогдашний центр клавирной музыки. Поездка сыграла важную роль для формирования творческой индивидуальности композитора.
Рубежное значение в жизни Фрескобальди имел 1608 г. Именно тогда появились первые публикации его сочинений: 3 инструментальные канцоны, Первая книга фантазий (Милан) и Первая книга мадригалов (Антверпен). В том же году Фрескобальди занимает высокий и чрезвычайно почетный пост органиста римского собора Св. Петра, на котором (с небольшими перерывами) композитор оставался практически до конца своих дней. Постепенно росли слава и авторитет Фрескобальди как органиста и клавесиниста, незаурядного исполнителя и изобретательного импровизатора. Параллельно работе в соборе Св. Петра он поступает на службу к одному из богатейших итальянских кардиналов Пьетро Альдобрандини. В 1613 г. Фрескобальди женился на Ореоле дель Пино, которая в ближайшие 6 лет родила ему пятерых детей.
В 1628–34 гг. Фрескобальди работал органистом при дворе тосканского герцога Фердинандо II Медичи во Флоренции, затем продолжал свою службу в соборе Св. Петра. Его слава стала поистине интернациональной. 3 года у него учился крупный немецкий композитор и органист И. Фробергер, многие известные композиторы и исполнители.
Парадоксальным образом мы ничего не знаем о последних годах жизни Фрескобальди, равно как и о его последних музыкальных сочинениях.
Один из современников композитора П. Делла Балле в своем письме в 1640 г. писал, что в «современном стиле» Фрескобальди стало больше «галантности». Поздние музыкальные произведения до сих пор находятся в виде рукописей. Фрескобальди умер в зените славы. Как писали очевидцы, в заупокойной мессе приняли участие «самые знаменитые музыканты Рима».
Главное место в творческом наследии композитора занимают инструментальные сочинения для клавесина и органа во всех известных тогда жанрах: канцоны, фантазии, ричеркары, токкаты, каприччио, партиты, фуги (в тогдашнем смысле этого слова, т. е. каноны). В одних господствует полифоническое письмо (напр., в «ученом» жанре ричеркара), в других (напр., в канцоне) полифонические приемы переплетены с гомофонными («голос» и инструментальное аккордовое сопровождение).
Один из самых знаменитых сборников музыкальных произведений Фрескобальди — «Музыкальные цветы» (издан в Венеции в 1635 г.). В него вошли органные произведения самых различных жанров. Здесь в полной мере проявил себя неповторимый композиторский почерк Фрескобальди, для которого характерна стилистика «взволнованного стиля» с гармоническими новшествами, разнообразием фактурных приемов, импровизационной свободой, искусством варьирования. Необычной для своего времени была исполнительская трактовка темпа и ритма. В предисловии к одной из книг своих токкат и других сочинений для клавесина и органа Фрескобальди призывает играть… «не соблюдая такта… сообразно чувствам или смыслу слов, как это делается в мадригалах». Как композитор и исполнитель на органе и клавире, Фрескобальди оказал огромное влияние на развитие итальянской и, шире, западноевропейской музыки. Особенно велика была его слава в Германии. На сочинениях Фрескобальди учились Д. Букстехуде, И. С. Бах и многие другие композиторы.
С. Лебедев
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.
Фрескобальди, Джироламо (крещён, вероятно, 12 IX 1583, Феррара — 1 III 1643, Рим) — итальянский композитор, органист и клавесинист. В юности пел в церковном хоре. Игре на органе обучался у Суперби. Занимался, по-видимому, также под руководством органиста Л. Луццаски (Фрескобальди посвятил ему свои «Каприччи»), вместе с которым работал при дворе феррарского герцога. С 1604 был органистом и певцом конгрегации (впоследствии Академия «Санта-Чечилия»), в 1607 органистом церкви Санта-Мария ин Трастевере в Риме. В 1607 сопровождал Г. Бентивольо как папского нунция в Брюссель, затем побывал в Швейцарии, Лотарингии, Люксембурге. В 1608 в Антверпене были изданы 5-голосные мадригалы Фрескобальди. С 1608 был органистом капеллы Юлия (в соборе св. Петра в Риме) и находился на службе у кардинала П. Альдобрандини. С годами росли авторитет и слава Фрескобальди, к нему приезжали учиться музыканты из других стран (среди его учеников — И. Я. Фробергер).
Композиторский стиль Фрескобальди отличается смелой новизной, яркостью. Как исполнитель обладал исключительным даром импровизации. Искусство церковного органиста приобрело у Фрескобальди концертный размах. Его сочинения с большой полнотой воплотили переход от строгой хоровой полифонии 16 в. к новым полифоническим формам 16–18 вв. Велико их значение в истории ранней инструментальной музыки. Фрескобальди писал ричеркары, канцоны, токкаты, фантазии, каприччи для органа, токкаты и партиты для клавесина.
Ричеркары Фрескобальди, сыгравшие большую роль в подготовке фуги, демонстрируют сложнейшую полифоническую технику (многочисленность стреттных сочетаний, вертикально и горизонтально подвижных перемещений; см., напр., ричеркары «sopra Mi, Re, Fa, Mi», «con quatro soggetti» и др.). В их тематизме примечательно использование ярких хроматических оборотов (ричеркар «cromatiсо» из сб. «Fiori musicali» и др.). Форма, опирающаяся на вариационный принцип, обладает чёткостью, несвойственной произведениям предшественников Фрескобальди.
Канцоны Фрескобальди — произведения, тяготеющие к цикличности. Выразителен их тематизм (часто песенного склада, иногда в нём заметно влияние хоральной мелодики), предвосхищающий некоторые интонационные элементы музыки И. С. Баха, В. А. Моцарта и др. Одна из тем канцоны «Dopo l’Epistola» (из сб. «Fiori musicale», No 43), как полагают исследователи, была использована И. С. Бахом в его органной канцоне d-moll. Техника тематического варьирования, сложившаяся в канцонах Фрескобальди, предвосхитила вариационно-тематические приёмы более позднего времени, в частности монотематизм Ф. Листа. Канцоны Фрескобальди по своим формам близки к зародившимся в то время сонатным циклам (da chiesa), танцевальным сюитам, циклам вариаций. Это особенно заметно при сравнении канцон с произведениями Фрескобальди других жанров, например с его сюитой — вариационным циклом «La Frescobalda», где применяется аналогичная канцонам техника варьирования. В канцонах Фрескобальди формируются также принципы фугированной структуры.
В токкатах и фантазиях широко проявляется патетическая, порой «говорящая» импровизационность музыкального письма Фрескобальди, причём непринуждённая смена эпизодов в произведении подчинена общему плану целого, разделы которого нередко подчёркнуты органными пунктами. Фрескобальди использовал смелые и оригинальные гармонические приёмы, диссонирующие созвучия («жёсткости», по его определению). Выразительность этого нового импровизационного стиля подчёркивалась самим Фрескобальди в его предисловии к 1-й книге токкат (1615): «Играть, не соблюдая такта — так же, как исполняются мадригалы, — сообразно чувствам или смыслу слов».
Среди сочинений Фрескобальди для клавира наиболее специфичны партиты, которые, как и сюиты, состоят из ряда контрастных танцев, варьирующих один и тот же тематический материал. Подобное скрещивание композиционных принципов — одна из отличительных особенностей итальянской инструментальной музыки 17 в. Вместе с тем в характере музыкальных образов, во всём строе музыки Фрескобальди нашли отражение поиски «взволнованного стиля» («stile concitato»), характерные для итальянской оперы того времени, особенно для творчества К. Монтеверди.
При жизни Фрескобальди были опубликованы многие его сочинения (для органа, клавесина, вокальные). Наибольшей популярностью пользуется сборниц «Fiori musicali» (1635), содержащий 3 т.н. органные мессы, обработки хоралов, токкаты, канцоны, ричеркары, каприччи для органа. Основоположник итальянской органной школы (впоследствии его называли «итальянским Бахом»), Фрескобальди оказал плодотворное влияние на последующие поколения органистов.
Сочинения (издания): Il primo libro de madrigali a 5 voce, Anversa, 1608; Il primo libro dеlle fantasie a quattro, Mil., 1608; Recercari et canzoni franzese, in partitura… libro primo, Roma, 1615, факс, переизд. Farnborough, 1967; Toccate e partite d’intavolatura di cimbalo. Libro primo, Roma, 1616; Il primo libro di capricci fatti sopra diversi soggetti et arie, in partitura, Roma, 1624; Il secondo libro di toccate, canzone, versi d’hinni, magnificat, gagliarde, correnti et altre partite, Roma, 1627; Liber secundus diversarum modulationum, Roma, 1627; Il primo libro delle canzoni a 1, 2, 3, e 4 voci. Per sonare con ogni sorte di stromenti… d’intavolatura di cimbalo et organi, Roma, 1628; Libro d’arie musicali per cantarsi nel gravicimbalo e tiorba. A 1, 2 e 3 voci, Firenze, 1630; Fiori musicali di diverse compositioni, toccate, kyrie, canzoni, capricci e ricercari in partitura a quattro, utili per sonatori. Opera duodecima, Venetia, 1635; Canzoni alla francese in partitura… Libro quatro, Venetia, 1645; Sei madrigali a cinque voci, L., (1920); Primo libro d’arie musicali, Firenze, (1933); XIV composizioni inedite…, Roma, (1939); Orgel- und Klavierwerke. Gesamtausgabe…, Bd 1–5, Kassel, (1957–64); Toccate inedite, Kassel, 1962.
Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, М. — Л., 1940; Протопопов Вл., История полифонии в её важнейших явлениях, вып. 2 — Западноевропейская классика, М., 1965; его же, Ричеркар и канцона в XVI–XVII веках и их эволюция, в сб.: Вопросы музыкальной формы, вып. 2, М., 1972; Дородницын В. A., Наблюдения над стилем Фрескобальди, в сб.: Вопросы музыковедения, вып. 2, М., 1973; Веnnati N., Ferrara a Gerolamo Frescobaldi, Ferrara, 1908; Кinkeldey O., Orgel und Klavier in der Musik des 16. Jahrhunderts. Ein Beitrag zur Geschichte der Instrumentalmusik, Lpz., 1910; Вastianelli G., Musicisti di oggi e di ieri, Mil., 1914; его же, Bach e Frescobaldi, Mil., 1914; Ronga L., Girolamo Frescobaldi organista vaticano…, Torino, 1930; Machabey A., Girolamo Frescobaldi. La vie et l’oeuvre, P., 1952; Lune11i R., L’arte organaria del Rinascimento in Roma…, Firenze, 1958; Apel W., Geschichte der Orgel- und Klaviermusik, Kassel, 1967; Jackson R., On Frescobaldis chromaticism and its background, «MQ», 1971, v. 57, No 2.
T. H. Соловьёва
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
А.-В. Амброс так охарактеризовал творчество Фрескобальди: «Под руками Фрескобальди впервые раскрылось все великолепие и величие органа. В его органных пьесах всюду пылает огонь гения; разнообразные формы растут, красочно развиваясь в большое целое. В них запечатлены мощная сила, энергичная жизнь; ничего миниатюрного или мелкого — совершенные, глубокого смысла композиции, гениально разрешенные трудные фактурные задачи…»
К сожалению, о музыканте известно не так много. Фрескобальди родился в 1583 году в Ферраре. Крестили его, вероятно, 12 сентября того же года. В юности Джироламо пел в церковном хоре. Игре на органе учился у Суперби. Занимался также у Л. Луццаски, вместе с которым работал при дворе феррарского герцога.
С 1604 года Джилорамо был органистом и певцом конгрегации, впоследствии получившей название Академия «Санта-Чечилия».
В 1605–1607 годах музыкант совершил путешествие в Нидерланды. В 1607 году стал органистом церкви Санта-Мария ин Трастевере. В том же году он сопровождал Г. Бентивольо, как папского нунция, в Брюссель, затем побывал в Швейцарии, Лотарингии и Люксембурге.
С 1608 года жил он в Риме, где был органистом в капелле Юлия в соборе Св. Петра. Фрескобальди находился на службе у кардинала П. Альдобрандини. Позднее проживал в Мантуе и Флоренции.
Воспоминания современников полны восторженных отзывов о нем как о непревзойденном исполнителе и импровизаторе. Вот что, к примеру, писал в 1639 году французский виолист Могар: «Не без основания этот известный органист пользуется такой большой славой в Европе. И, несмотря на то что печатные произведения дают достаточно свидетельств его способностей, нужно послушать, как он импровизирует токкаты, полные тонких и поразительных находок, чтобы иметь суждение о его глубоком мастерстве. Он образец для всех наших органистов — надо приехать в Рим, чтобы послушать его». Выпущенный в 1792 году словарь Гербера называет Фрескобальди «отцом подлинного органного стиля».
К Фрескобальди приезжали учиться музыканты из многих стран Европы. Среди его учеников, в частности, был немецкий композитор и органист Иоганн Якоб Фробергер, один из выдающихся предшественников И. С. Баха Фрескобальди издал 8 сборников, которые дают возможность проследить эволюцию Фрескобальди и как исполнителя, и как композитора. Так в 12 фантазиях, выпущенных в 1608 году в Антверпене, новаторские искания в сфере тематизма и приемов его варьирования сочетаются с дерзновенным экспериментированием в области гармонии. Фрескобальди часто применяет диссонансы, которые, по выражению современников, «обжигают пальцы». Использует музыкант и внезапные модуляции, задержания, хроматизмы. Все перечисленные средства используются для усиления драматической выразительности.
Большой интерес представляют требования, которые Фрескобальди предъявляет к исполнению. В предисловии к первому сборнику токкат и партит «Аl Lettore» 1614 года, названном «К изучающему», звучит настоящий манифест, утверждающий манеру исполнения, которая спустя столетие получила название tempo rubato. Свои теоретические положения Фрескобальди в 1624 году подробнее изложил во введении к сборнику каприччио, а также частично их повторил в наиболее известном собрании «Музыкальные цветы» в 1635 году.
«Фрескобальди утверждает, что его пьесы требуют свободной ритмической фразировки, не регулируемой границами такта, — пишет М. С. Друскин. — Он сравнивает ее с манерой исполнения мадригала, где ускорение и замедление темпа зависит от содержания текста. Фрескобальди рекомендует давать расширение движения в начале и в конце больших периодов; ясно отграничивать разделы формы, но помнить о художественном единстве пьесы; отчетливо „произносить“ орнаменты („последнюю ноту украшения или пассажа следует задержать, прежде чем пойти дальше“). Он требует артикулированного, а не механического исполнения пассажа („если в обеих руках пассажи, то на предшествующей ноте надо немного остановиться, чтобы затем сыграть их с большим блеском“); наконец, он вводит и тот прием ритмического украшения, который позднее получит наименование „ломбардской манеры“ (превращение равных по длительности шестнадцатых в ноты пунктирного ритма, где „не первая, но вторая шестнадцатая должна иметь точку“).
Как исполнитель, как творчески импульсивный музыкант Фрескобальди тяготеет к новому стилю, утвердившемуся, прежде всего, в вокальной музыке. Как композитор он возвышается последней вершиной уходящей органной традиции. Он не порывает с ней, хотя привносит много нового (вариационно-мотивное развитие, тональная фуга и пр.). В этой двойственности раскрывается своеобразие его творчества, в котором сплавлены элементы обостренного субъективизма и логики, глубокого лиризма и драматизма».
Как исполнитель Фрескобальди обладал исключительным даром импровизации. Искусство церковного органиста приобрело у него концертный размах. Об этом новом импровизационном стиле писал и сам маэстро: «Играть, не соблюдая такта — так же, как исполняются мадригалы, сообразно чувствам или смыслу слов». Интонационная свежесть и эмоциональная непосредственность музыки Фрескобальди не оставляли равнодушными. У консервативного лагеря они вызывали недружелюбные отклики. Очень резко отзывался, в частности, Дани. В своей переписке с Мерсенной в 1640 году он называет Фрескобальди человеком «очень грубым, неспособным понять слова, которые редко встречаются в плебейском языке… Вся ученость его заключена в кончиках пальцев». Далее с оттенком пренебрежения Дони пишет, что Фрескобальди сочиняет «фантазии, танцы и тому подобные пьески».
Такой отклик он дает на восторженный отзыв Мерсенна, который поставил Фрескобальди в один ряд с другими крупнейшими современными композиторами Италии — Л. Маренцио и К. Монтеверди.
Умер Фрескобальди 1 марта 1643 года в Риме.
Д. К. Самин