В Московской консерватории впервые прошел Международный органный конкурс
Международный органный конкурс в стенах Московской консерватории — событие, которого ждали очень давно. За 120 лет существования кафедры органа в консерватории подобный конкурс проводился впервые. Идея этого состязания напрашивалась сама собой, так как в столице на сегодняшний день только в консерватории есть два концертных зала (лучшие в Москве) с разными по стилистике духовыми органами, а также дополнительные учебные инструменты в классах для подготовительных репетиций конкурсантов.
Масштаб впечатлил. Три тура, второй и третий разделены между МЗК и БЗК. Финал — концерт с оркестром. Представительное жюри — Рубин Абдуллин (Казань), Эрве Дезарбр (Франция), Марио Дуэлла (Италия), Ян Куррор (Великобритания), Йохан Труммер (Австрия), Любовь Шишханова (Россия) и российский композитор Роман Леденёв. Жюри возглавила заведующая кафедрой органа и клавесина Московской консерватории Наталия Ведерникова-Гуреева.
Конкурс осенен именем Александра Гедике, который в 1923 году возглавил органный класс в МГК и руководил им более двадцати лет. К началу состязания консерватория выпустила собрание органных сочинений Гедике в девяти томах. Впрочем, композитор пока выглядел «свадебным генералом»: только на первом туре предлагалось исполнить (и то — на выбор) Прелюдии и фуги Гедике или Глазунова. Музыка Гедике очень пластичная, с явными отголосками баховских опусов, и в то же время с интересными собственными композиционными и фактурными находками. Во всяком случае, хотелось бы, если конкурс будет иметь продолжение, послушать и другие сочинения Гедике. В финале, очевидно, не хватало его Органного концерта, который мог бы внести разнообразие: слушать пять раз Концерт Пуленка — тяжелое и ненужное испытание и для публики, и, кстати, для оркестра.
Впрочем, об аккомпанементе надо сказать особо. Оркестр кафедры оперно-симфонического дирижирования под управлением Анатолия Левина проявил себя великолепно, оставив яркое впечатление тонким музыкантским подходом и профессионализмом. С каждым из пяти финалистов оркестр играл с полной отдачей — как будто в первый раз.
Программа конкурса была построена так, чтобы охватить важнейшие жанры и стили органной музыки нескольких столетий. Уже на первом туре обозначились два явных лидера — аспирант МГК по классу Н.Ведерниковой-Гуреевой Константин Волостнов (первая премия) и солист Свердловской филармонии Тарас Багинец (вторая премия). Эти два исполнителя совершенно разного темперамента, разных школ, но оба обладают чувством сцены, виртуозны, их игра содержательна и разнообразна. Пожалуй, Константин Волостнов «переиграл» Багинца по части исполнения старинной музыки. Д.Букстехуде, Н. де Гриньи были сыграны с большим вкусом, точным попаданием в стиль и с филигранным туше. Хороша была и Фантазия Моцарта на втором туре, а также — сочинения современных российских авторов, в частности, «Диптих» Р.Леденёва. Эта пьеса была написана специально для конкурса и, в соответствии с условиями, вывешена на сайте консерватории за две недели до его начала. Кстати, сам композитор признался по окончании, что ни один из участников не сыграл ее так, как она была им задумана. Это, впрочем, не помешало ему высоко оценить трактовку Волостнова, отметив зрелось и индивидуальность его игры.
Всего состязалось двенадцать молодых органистов, и уже после первого тура отсеялись явные аутсайдеры, в число которых попали два иностранных участника — бельгиец В.Ванкейрсбилк и француженка Е.Рикконен. Не смог продолжить из-за болезни борьбу и Гарри Еприкян. Очень серьезным испытанием на втором этапе стало исполнение одного из Хоралов Сезара Франка на историческом органе Кавайе-Коля в БЗК. Нужно отметить, что все исполнители не просто смогли «сладиться» с технологическими особенностями данного типа инструмента, но представили интересные и достаточно разные интерпретации. Как раз здесь хотелось бы выделить Хорал си минор в исполнении Тараса Багинца, мастерски выстроенный по форме и волнующий в эмоциональном плане. Тут, вероятно, сказался солидный концертный опыт музыканта, который весьма уверенно чувствовал себя в достаточно сложной ситуации с ограниченным временем для репетиций. В то же время сценическое волнение во многом помешало занять высокие призовые места двум дипломанткам конкурса имени Гедике — Ольге Персиц и Наталии Ужви (обе — студентки класса Н.Ведерниковой-Гуреевой). Тем не менее на всех трех турах в их программах были весьма удачные номера, показывающие, что эти конкурсантки имеют большой потенциал. Наконец, третье место завоевала Юлия Юферева (аспирантка Н.Ведерниковой-Гуреевой) — крепкая органистка, у которой отлично прозвучали сочинения композиторов северо-немецкой школы XVII века.
В интервью, подводя итоги, член жюри Эрве Дезарбр, парижский органист и глава издательского дома «Le Chant du Monde», отметил высокий исполнительский уровень всех участников и великолепную организацию благодаря поддержке ректора Московской консерватории Тиграна Алиханова и работе координатора конкурса Дмитрия Довбуша. Особенно приятно было услышать добрые слова в адрес органных мастеров во главе с Натальей Малиной, чьими стараниями состояние инструментов было безукоризненным. Слушать французскую органную музыку на аутентичном органе Кавайе-Коля — действительно большое наслаждение, и было бы неплохо, чтобы на этом инструменте чаще проходили сольные концерты разных российских органистов. Быть может, лучшей наградой победителю Первого международного конкурса имени Гедике стало бы право (в общем-то уже завоеванное) еще раз выйти на великую сцену Большого зала консерватории.
Евгения Кривицкая