Московская консерватория

Moscow Conservatory

Город
Москва
Год основания
1866
Тип

Здание Большого зала Московской консерватории

Московская государственная дважды ордена Ленина консерватория им. П. И. Чайковского — крупнейшее высшее музыкальное учебное заведение в России. Осн. РМО на базе Муз. классов (организованы в 1860). Торжеств. открытие состоялось 1 сент. 1866. С деятельностью М. к. неразрывно связаны пути развития рус. дореволюционной и сов. муз. культуры. С первых лет существования М. к. завоевала широкое признание серьёзностью постановки учебного процесса. Основатель и первый директор М. к. Н. Г. Рубинштейн (в 1866-81 директор, профессор по классу фп., дирижёр) привлёк к педагогич. работе мн. видных рус. и заруб. музыкантов. В числе выдающихся деятелей М. к. дореволюционного времени были П. И. Чайковский, С. И. Танеев, В. И. Сафонов, М. М. Ипполитов-Иванов, Ф. Лауб, И. В. Гржимали. Среди её воспитанников — С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, А. И. Зилоти, З. П. Палиашвили, А. А. Брандуков, А. В. Нежданова, Л. В. Николаев и др. композиторы, исполнители и талантливые педагоги, получившие широкую известность в России и за рубежом. Мн. музыканты, окончившие М. к. в дореволюционный период, — А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, А. Ф. Гедике, Н. С. Голованов, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр и др. явились активными участниками строительства сов. муз. культуры.

Первоначально курс обучения в консерватории был установлен в 5 лет для певцов и 6 лет для инструменталистов. С 1879 срок обучения по ряду специальностей был увеличен до 7 лет, а для пианистов, скрипачей и виолончелистов до 9 лет с разделением на два отделения: младшее — с 1-го по 5-й курс и старшее — с 6-го по 9-й. Оканчивавшие старшее отделение получали звание «свободный художник».

В начале своей деятельности М. к. испытывала большие трудности материального и учебного порядка. Имея крайне незначит. субсидии, она существовала преим. на средства, получаемые от учащихся (плата за обучение составляла 100 рублей в год; зачисляемые сверх комплекта платили 200 рублей). В этих условиях приходилось принимать большое количество учеников, многие из к-рых не имели достаточных способностей и не стремились к проф. деятельности. Трудно было обеспечить и рациональное комплектование учащихся по специальностям. В результате подавляющее количество учеников составляли пианисты; обучавшихся на оркестровых инструментах (особенно на духовых) было мало, а по спец. теоретич. предметам и по классу композиции занималось всего неск. человек. В связи с ростом числа учащихся (с 200 чел. в 1870-х гг. до 849 к 1917) и увеличением количества лет обучения М. к. из арендуемого здания на Воздвиженке перешла в 1871 в более просторный дом Воронцова на Б. Никитской (ныне ул. Герцена). В 1878 этот дом был приобретён РМО, в кон. 1890-х гг. капитально перестроен.

Oкт. революция 1917 коренным образом изменила условия существования М. к. Декретом Совнаркома от 12 дек. 1918 М. к. была включена в число гос. высших уч. заведений. Реорганизация всей системы воспитания музыкантов привела к чёткому разделению общего начального, спец. среднего и высшего муз. образования. При участии педагогов М. к. были разработаны структура высшего муз. уч. заведения, уч. планы, программы, принципиальные основы построения уч. процесса. Во 2-й пол. 1930-х гг., после ряда реформ, установилась организационная система, к-рая, с незначит. изменениями, сохраняется и поныне. Большое внимание было уделено привлечению к проф. муз. образованию трудовой молодёжи. Успешному решению этой задачи помогли бесплатное обучение и предоставление стипендий нуждающимся студентам. Для подготовки рабочих и крестьян к поступлению в М. к. были организованы Воскресная рабочая консерватория (1927-33) и Музыкальный рабочий ф-т (1929-35). В помощь развитию муз. культуры сов. нац. республик в М. к. в 30-е гг. были основаны нац. студии (Башкирская, Татарская, Туркменская, Узбекская, Киргизская, Казахская, Северо-Осетинская), подготовившие для республик мн. талантливых музыкантов. В 40-е гг. студии были расформированы, их учащиеся приняты в число студентов. В последующие годы для приёма в М. к. представителей нац. республик ежегодно выделялись внеконкурсные (целевые) места. Эта система помощи республикам сохраняется и поныне.

Успеху уч. занятий М. к. в 20-30-е гг. во многом мешал недостаточный уровень подготовки выпускников средних муз. уч. заведений, в связи с чем в 1931 при консерватории была создана группа для одарённых детей. В 1936 эта группа влилась в созданную при M. к. Центр. детскую муз. школу (ЦМШ) с 11-летним курсом общего и муз. образования. С 1934 при консерватории существует Муз. уч-ще. Муз. школа и уч-ще ежегодно дают консерватории большой контингент хорошо подготовленных учащихся по разным специальностям. Значительно улучшилась и подготовка поступающих в М. к. выпускников периферийных средних муз. заведений.

Организационная структура М. к. (1975): 5 ф-тов — теоретико-композиторский, фортепьянный, оркестровый, вокальный (готовят музыкантов соответствующих специальностей), ф-т повышения квалификации (с 1972). С 1960 в состав консерватории входит также военно-дирижёрский ф-т, находящийся в ведении Мин-ва обороны СССР (выпускает дирижёров дух. оркестров для Сов. Армии).

На каждом ф-те имеются спец. кафедры. В состав теоретико-композиторского ф-та входят кафедры сочинения, теории музыки, инструментовки, истории музыки народов СССР, истории заруб. музыки. Фортепьянный ф-т имеет 4 кафедры спец. фортепьяно, кафедры истории и теории исполнит. иск-ва, концертмейстерского мастерства. Оркестровый ф-т состоит из 3 кафедр скрипки, а также кафедр виолончели и контрабаса, альта и арфы, дух. инструментов, симф. дирижирования. Вокальный ф-т имеет кафедры сольного пения, оперной подготовки, хор. дирижирования. К межфакультетским кафедрам относятся кафедры марксизма-ленинизма, камерного ансамбля, общего фортепьяно, языков, физич. воспитания и спорта.

М. к. возглавляет ректор, имеющий трёх заместителей — проректоров по науч., уч. и административно-хозяйств. и финансовой работе. Ректор является пред. Совета консерватории, состоящего из представителей ректората, деканов ф-тов, зав. кафедрами, ряда профессоров, представителей партийной, комсомольской и профсоюзной организаций. Совет обсуждает планы науч., творч. и производств. работы консерватории, важнейшие учебно-воспитат. и организационные вопросы. Под председательством ректора функционирует также Совет по приёму и защите докторских и кандидатских диссертаций, его членами являются виднейшие профессора консерватории, а также представители науч. учреждений и разл. высших уч. заведений. Работу ф-тов возглавляют деканы. Важнейшие вопросы организационной, уч. и науч. деятельности ф-тов рассматриваются Советом ф-та в составе декана (председатель), зав. кафедрами, ведущих профессоров, представителей обществ. организаций ф-тов.

Уч. планы каждого ф-та рассчитаны на 5-летний курс обучения и включают циклы спец., общественно-политич., муз.-теоретич. дисциплин, занятия по иностр. языку, физич. воспитанию и спорту, производств. практику. Организационная работа по проведению исполнит. и педагогич. практики возложена на Сектор практики. Педагогич. практика студентов проводится в средних уч. заведениях и в вечерней средней муз. школе, организованной при Секторе практики, где студенты преподают под рук. педагогов-консультантов. Вокалисты и дирижёры проходят практику в Оперной студии при консерватории (осн. в 1934). Силами студентов и аспирантов М. к. выполняет большую муз.-просветительную работу, проводя концерты и лекции. Помощь уч. процессу и науч. работе оказывают имеющиеся в М. к. Научно-музыкальная библиотека им. С. И. Танеева — одно из крупнейших в СССР книжных и нотных хранилищ, Кабинет нар. творчества, лаборатория муз. акустики и звукозаписи, лаборатория экспериментальной фонетики и фониатрии, кабинеты при кафедре марксизма-ленинизма и теоретико-композиторском ф-те.

С 1933 в М. к. существует аспирантура с 3-летним сроком обучения на основном и 4-летним — на заочном отделении; с 1968 аспирантура только для музыковедов, а для композиторов и исполнителей — ассистентура, где они стажируются 2 года на очном отделении и 3 года на заочном. Особую группу учащихся М. к. составляют иностр. студенты, аспиранты и стажёры. Руководство этой группой возложено на декана по работе с иностранцами. Большую помощь М. к. оказывает периферийным учебным заведениям: проведение семинаров для педагогов, выездные лекции, консультации, работа с педагогами-стажёрами и др.

Преподавательская работа педагогов М. к. сочетается с науч. деятельностью. В обязанности педагогов входит проведение научно-исследоват. и методич. работы, подготовка и совершенствование программ, составление учебников и уч. пособий. М. к. выпущены многочисл. труды — исследования, учебники, программы и др.

За годы существования как сов. высшего муз. учебного заведения М. к. достигла значит. успехов в подготовке кадров музыкантов высокой квалификации. Воспитанниками М. к. сов. периода явились исполнители — В. В. Борисовский, Г. Р. Гинзбург, В. Г. Дулова, Я. И. Зак, Л. Б. Коган, Л. Н. Оборин, С. Т. Рихтер, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Я. В. Флиер, Д. М. Цыганов, композиторы — Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян, В. Я. Шебалин, Р. К. Щедрин и др., музыковеды — Ю. В. Келдыш, В. Д. Конен, О. Е. Левашева, Т. Н. Ливанова, Л. А. Мазель, И. В. Нестьев, Вл. В. Протопопов, С. С. Скребков, Б. М. Ярустовский и др. известные музыканты. Св. 300 воспитанников М. к. являются лауреатами междунар. конкурсов исполнителей. Окончившие М. к. преподают в высших муз. уч. заведениях страны и в муз. уч-щах; исполнители работают в филармониях, крупнейших оркестрах и оперных т-рах. Мн. музыковеды состоят сотрудниками н.-и. ин-тов, изд-в, радио и др. учреждений.

В разл. годы профессорами М. к. были крупнейшие музыканты СССР, в т. ч. композиторы — А. Н. Александров, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, M. M. Ипполитов-Иванов, Г. Л. Катуар, Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович; пианисты — Ф. М. Блуменфельд, Г. Р. Гинзбург, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, Л. Н. Оборин, В. В. Софроницкий, С. Е. Фейнберг; скрипачи — К. Г. Мострас, Д. Ф. Ойстрах, М. Б. Полякин, Л. М. Цейтлин, А. И. Ямпольский, Ю. И. Янкелевич; альтист В. В. Борисовский; виолончелисты — A. А. Брандуков, С. Н. Кнушевицкий, С. М. Козолупов; контрабасист И. Ф. Гертович; арфистка К. А. Эрдели; руководители классов духовых инструментов — B. М. Блажевич, А. В. Володин, С. Н. Ерёмин, М. А. Иванов, К. М. Купинский, Н. И. Платонов, C. В. Розанов, М. И. Табаков, В. Н. Цыбин, P. P. Эккерт; вокалисты — М. В. Владимирова, К. Г. Держинская, А. Л. Доливо-Соботницкий, К. Н. Дорлиак, Е. К. Катульская, С. И. Мигай, А. В. Нежданова, Е. Ф. Петренко, Н. Г. Райский; дирижёры симф. оркестра — Н. П. Аносов, А. В. Гаук, Н. С. Голованов; дирижёры хора — Н. М. Данилин, Г. А. Дмитревский, П. Г. Чесноков; музыковеды — С. С. Богатырёв, Н. А. Гарбузов, Р. И. Грубер, М. В. Иванов-Борецкий, К. В. Квитка, Ю. В. Келдыш, К. А. Кузнецов, Л. А. Мазель, Д. Р. Рогаль-Левицкий, С. С. Скребков, И. В. Способин, В. Э. Ферман.

В 1975 в М. к. преподавали: композиторы — Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников; пианисты — Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, Я. В. Флиер; скрипачи — Л. Б. Коган, Д. М. Цыганов; виолончелистка Г. С. Козолупова; арфистка В. Г. Дулова; вокалисты — А. И. Батурин, Н. Л. Дорлиак, М. М. Мирзоева, Г. И. Тиц; исполнители на дух. инструментах — Г. А. Орвид, Р. П. Терёхин, А. И. Усов, Ю. Г. Ягудин, A. A. Янкелевич; дирижёры симф. оркестра — Л. М. Гинзбург, M. H. Тэриан, Б. Э. Хайкин; дирижёры хора — К. Б. Птица, В. Г. Соколов; музыковеды — Вл. В. Протопопов, В. А. Цуккерман и др. видные композиторы, исполнители, теоретики и историки музыки, а также талантливые музыканты-педагоги — представители более молодого поколения.

М. к. награждена 2 орденами Ленина (1946, 1966).

Литература: Кашкин Н. Д., (Первое 25-летие Московской консерватории), «Русское обозрение», 1891, т. 5, октябрь; Московская консерватория. 1866-1966, М., 1966; Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Келдыш Ю., 100 лет Московской консерватории, (М., 1966); Научная музыкальная библиотека им. С. И. Танеева, (под ред. E. H. Артемьевой и Н. Н. Григорович), М., 1966; Свиридова И. (сост.), Кабинет народной музыки, М., 1966; Лаборатория музыкальной акустики, под ред. Е. Назайкинского, М., 1966.

А. А. Николаев

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Ссылки по теме

рекомендуем

смотрите также

Реклама