Московская консерватория (Московская государственная дважды ордена Ленина консерватория им. П. И. Чайковского) — крупнейшее высшее музыкальное учебное заведение в СССР. Основано РМО на базе Музыкальных классов (организованы в 1860). Торжественное открытие состоялось 1 сентября 1866.
С деятельностью Московской консерватории неразрывно связаны пути развития русской дореволюционной и советской музыкальной культуры. С первых лет существования Московская консерватория завоевала широкое признание серьёзностью постановки учебного процесса. Основатель и первый директор Московской консерватории Н. Г. Рубинштейн (в 1866-81 директор, профессор по классу фортепиано, дирижёр) привлёк к педагогической работе многих видных русских и зарубежных музыкантов.
В числе выдающихся деятелей Московской консерватории дореволюционного времени были П. И. Чайковский, С. И. Танеев, В. И. Сафонов, М. М. Ипполитов-Иванов, Ф. Лауб, И. В. Гржимали. Среди её воспитанников — С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, А. И. Зилоти, З. П. Палиашвили, А. А. Брандуков, А. В. Нежданова, Л. В. Николаев и др. композиторы, исполнители и талантливые педагоги, получившие широкую известность в России и за рубежом. Многие музыканты, окончившие Московскую консерваторию в дореволюционный период, — А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, А. Ф. Гедике, Н. С. Голованов, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр и др. явились активными участниками строительства советской музыкальной культуры.
Первоначально курс обучения в консерватории был установлен в 5 лет для певцов и 6 лет для инструменталистов. С 1879 срок обучения по ряду специальностей был увеличен до 7 лет, а для пианистов, скрипачей и виолончелистов до 9 лет с разделением на два отделения: младшее — с 1-го по 5-й курс и старшее — с 6-го по 9-й. Оканчивавшие старшее отделение получали звание «свободный художник».
В начале своей деятельности Московская консерватория испытывала большие трудности материального и учебного порядка. Имея крайне незначительные субсидии, она существовала преимущественно на средства, получаемые от учащихся (плата за обучение составляла 100 рублей в год; зачисляемые сверх комплекта платили 200 рублей). В этих условиях приходилось принимать большое количество учеников, многие из которых не имели достаточных способностей и не стремились к профессиональной деятельности. Трудно было обеспечить и рациональное комплектование учащихся по специальностям. В результате подавляющее количество учеников составляли пианисты; обучавшихся на оркестровых инструментах (особенно на духовых) было мало, а по специальным теоретическим предметам и по классу композиции занималось всего несколько человек.
В связи с ростом числа учащихся (с 200 человек в 1870-х гг. до 849 к 1917) и увеличением количества лет обучения Московская консерватория из арендуемого здания на Воздвиженке перешла в 1871 в более просторный дом Воронцова на Б. Никитской (ныне ул. Герцена). В 1878 этот дом был приобретён РМО, в конце 1890-х гг. капитально перестроен.
Oктябрьская революция 1917 коренным образом изменила условия существования Московской консерватории. Декретом Совнаркома от 12 декабря 1918 Московская консерватория была включена в число государственных высших учебных заведений. Реорганизация всей системы воспитания музыкантов привела к чёткому разделению общего начального, специального среднего и высшего музыкального образования. При участии педагогов Московской консерватории были разработаны структура высшего музыкального учебного заведения, учебные планы, программы, принципиальные основы построения учебных процесса.
Во 2-й половине 1930-х гг., после ряда реформ, установилась организационная система, которая, с незначительными изменениями, сохраняется и поныне. Большое внимание было уделено привлечению к профессиональному музыкальному образованию трудовой молодёжи. Успешному решению этой задачи помогли бесплатное обучение и предоставление стипендий нуждающимся студентам. Для подготовки рабочих и крестьян к поступлению в Московскую консерваторию были организованы Воскресная рабочая консерватория (1927-33) и Музыкальный рабочий факультет (1929-35).
В помощь развитию музыкальной культуры советских национальных республик в Московской консерватории в 30-е гг. были основаны национальные студии (Башкирская, Татарская, Туркменская, Узбекская, Киргизская, Казахская, Северо-Осетинская), подготовившие для республик много талантливых музыкантов. В 40-е гг. студии были расформированы, их учащиеся приняты в число студентов. В последующие годы для приёма в Московскую консерваторию представителей национальных республик ежегодно выделялись внеконкурсные (целевые) места. Эта система помощи республикам сохраняется и поныне.
Успеху учебных занятий Московской консерватории в 20-30-е гг. во многом мешал недостаточный уровень подготовки выпускников средних музыкальных учебных заведений, в связи с чем в 1931 при консерватории была создана группа для одарённых детей. В 1936 эта группа влилась в созданную при Московской консерватории Центральную детскую музыкальную школу (ЦМШ) с 11-летним курсом общего и музыкального образования. С 1934 при консерватории существует Музыкальное училище. Музыкальная школа и училище ежегодно дают консерватории большой контингент хорошо подготовленных учащихся по разным специальностям. Значительно улучшилась и подготовка поступающих в Московскую консерваторию выпускников периферийных средних музыкальных заведений.
Организационная структура Московской консерватории (1975): 5 факультетов — теоретико-композиторский, фортепианный, оркестровый, вокальный (готовят музыкантов соответствующих специальностей), факультет повышения квалификации (с 1972). С 1960 в состав консерватории входит также военно-дирижёрский факультет, находящийся в ведении Министерства обороны СССР (выпускает дирижёров духовых оркестров для Советской Армии).
На каждом факультете имеются специальные кафедры. В состав теоретико-композиторского факультета входят кафедры сочинения, теории музыки, инструментовки, истории музыки народов СССР, истории зарубежной музыки. Фортепианный факультет имеет 4 кафедры специального фортепиано, кафедры истории и теории исполнительского искусства, концертмейстерского мастерства. Оркестровый факультет состоит из 3 кафедр скрипки, а также кафедр виолончели и контрабаса, альта и арфы, духовых инструментов, симфонического дирижирования. Вокальный факультет имеет кафедры сольного пения, оперной подготовки, хорового дирижирования. К межфакультетским кафедрам относятся кафедры марксизма-ленинизма, камерного ансамбля, общего фортепиано, языков, физического воспитания и спорта.
Московскую консерваторию возглавляет ректор, имеющий трёх заместителей — проректоров по научной, учебной и административно-хозяйственной и финансовой работе. Ректор является председателем Совета консерватории, состоящего из представителей ректората, деканов факультетов, заведующий кафедрами, ряда профессоров, представителей партийной, комсомольской и профсоюзной организаций. Совет обсуждает планы научной, творческой и производственной работы консерватории, важнейшие учебно-воспитательные и организационные вопросы. Под председательством ректора функционирует также Совет по приёму и защите докторских и кандидатских диссертаций, его членами являются виднейшие профессора консерватории, а также представители научных учреждений и различных высших учебных заведений. Работу факультетов возглавляют деканы. Важнейшие вопросы организационной, учебной и научной деятельности факультетов рассматриваются Советом факультета в составе декана (председатель), заведующих кафедрами, ведущих профессоров, представителей общественных организаций факультетов.
Учебные планы каждого факультета рассчитаны на 5-летний курс обучения и включают циклы специальных, общественно-политических, музыкально-теоретических дисциплин, занятия по иностранному языку, физическому воспитанию и спорту, производственную практику. Организационная работа по проведению исполнительской и педагогической практики возложена на Сектор практики. Педагогическая практика студентов проводится в средних учебных заведениях и в вечерней средней музыкальной школе, организованной при Секторе практики, где студенты преподают под руководством педагогов-консультантов. Вокалисты и дирижёры проходят практику в Оперной студии при консерватории (основана в 1934).
Силами студентов и аспирантов Московская консерватория выполняет большую музыкально-просветительную работу, проводя концерты и лекции. Помощь учебному процессу и научной работе оказывают имеющиеся в Московской консерватории Научно-музыкальная библиотека им. С. И. Танеева — одно из крупнейших в СССР книжных и нотных хранилищ, Кабинет народного творчества, лаборатория музыкальной акустики и звукозаписи, лаборатория экспериментальной фонетики и фониатрии, кабинеты при кафедре марксизма-ленинизма и теоретико-композиторском факультете.
С 1933 в Московской консерватории существует аспирантура с 3-летним сроком обучения на основном и 4-летним — на заочном отделении; с 1968 аспирантура только для музыковедов, а для композиторов и исполнителей — ассистентура, где они стажируются 2 года на очном отделении и 3 года на заочном.
Особую группу учащихся Московской консерватории составляют иностранные студенты, аспиранты и стажёры. Руководство этой группой возложено на декана по работе с иностранцами. Большую помощь Московская консерватория оказывает периферийным учебным заведениям: проведение семинаров для педагогов, выездные лекции, консультации, работа с педагогами-стажёрами и др.
Преподавательская работа педагогов Московской консерватории сочетается с научной деятельностью. В обязанности педагогов входит проведение научно-исследовательской и методической работы, подготовка и совершенствование программ, составление учебников и учебных пособий. Московской консерваторией выпущены многочисленные труды — исследования, учебники, программы и др.
За годы существования как советского высшего музыкального учебного заведения Московская консерватория достигла значительных успехов в подготовке кадров музыкантов высокой квалификации. Воспитанниками Московской консерватории советского периода явились исполнители — В. В. Борисовский, Г. Р. Гинзбург, В. Г. Дулова, Я. И. Зак, Л. Б. Коган, Л. Н. Оборин, С. Т. Рихтер, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Я. В. Флиер, Д. М. Цыганов, композиторы — Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян, В. Я. Шебалин, Р. К. Щедрин и др., музыковеды — Ю. В. Келдыш, В. Д. Конен, О. Е. Левашева, Т. Н. Ливанова, Л. А. Мазель, И. В. Нестьев, Вл. В. Протопопов, С. С. Скребков, Б. М. Ярустовский и другие известные музыканты.
Свыше 300 воспитанников Московской консерватории являются лауреатами международных конкурсов исполнителей. Окончившие Московскую консерваторию преподают в высших музыкальных учебных заведениях страны и в музыкальных училищах; исполнители работают в филармониях, крупнейших оркестрах и оперных театрах. Многие музыковеды состоят сотрудниками научно-исследовательских институтов, издательств, радио и других учреждений.
В различные годы профессорами Московской консерватории были крупнейшие музыканты СССР, в т. ч. композиторы — А. Н. Александров, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, M. M. Ипполитов-Иванов, Г. Л. Катуар, Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович; пианисты — Ф. М. Блуменфельд, Г. Р. Гинзбург, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, Л. Н. Оборин, В. В. Софроницкий, С. Е. Фейнберг; скрипачи — К. Г. Мострас, Д. Ф. Ойстрах, М. Б. Полякин, Л. М. Цейтлин, А. И. Ямпольский, Ю. И. Янкелевич; альтист В. В. Борисовский; виолончелисты — A. А. Брандуков, С. Н. Кнушевицкий, С. М. Козолупов; контрабасист И. Ф. Гертович; арфистка К. А. Эрдели; руководители классов духовых инструментов — B. М. Блажевич, А. В. Володин, С. Н. Ерёмин, М. А. Иванов, К. М. Купинский, Н. И. Платонов, C. В. Розанов, М. И. Табаков, В. Н. Цыбин, P. P. Эккерт; вокалисты — М. В. Владимирова, К. Г. Держинская, А. Л. Доливо-Соботницкий, К. Н. Дорлиак, Е. К. Катульская, С. И. Мигай, А. В. Нежданова, Е. Ф. Петренко, Н. Г. Райский; дирижёры симф. оркестра — Н. П. Аносов, А. В. Гаук, Н. С. Голованов; дирижёры хора — Н. М. Данилин, Г. А. Дмитревский, П. Г. Чесноков; музыковеды — С. С. Богатырёв, Н. А. Гарбузов, Р. И. Грубер, М. В. Иванов-Борецкий, К. В. Квитка, Ю. В. Келдыш, К. А. Кузнецов, Л. А. Мазель, Д. Р. Рогаль-Левицкий, С. С. Скребков, И. В. Способин, В. Э. Ферман.
В 1975 в Московской консерватории преподавали: композиторы — Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников; пианисты — Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, Я. В. Флиер; скрипачи — Л. Б. Коган, Д. М. Цыганов; виолончелистка Г. С. Козолупова; арфистка В. Г. Дулова; вокалисты — А. И. Батурин, Н. Л. Дорлиак, М. М. Мирзоева, Г. И. Тиц; исполнители на духовых инструментах — Г. А. Орвид, Р. П. Терёхин, А. И. Усов, Ю. Г. Ягудин, A. A. Янкелевич; дирижёры симфонического оркестра — Л. М. Гинзбург, M. H. Тэриан, Б. Э. Хайкин; дирижёры хора — К. Б. Птица, В. Г. Соколов; музыковеды — Вл. В. Протопопов, В. А. Цуккерман и др. видные композиторы, исполнители, теоретики и историки музыки, а также талантливые музыканты-педагоги — представители более молодого поколения.
Московская консерватория награждена 2 орденами Ленина (1946, 1966).
Литература: Кашкин Н. Д., (Первое 25-летие Московской консерватории), «Русское обозрение», 1891, т. 5, октябрь; Московская консерватория. 1866-1966, М., 1966; Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Келдыш Ю., 100 лет Московской консерватории (М., 1966); Научная музыкальная библиотека им. С. И. Танеева (под ред. E. H. Артемьевой и Н. Н. Григорович), М., 1966; Свиридова И. (сост.), Кабинет народной музыки, М., 1966; Лаборатория музыкальной акустики, под ред. Е. Назайкинского, М., 1966.
А. А. Николаев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.
• Большой зал
• Малый зал
• Рахманиновский зал