Московская консерватория

Moscow Conservatory

Город
Москва
Год основания
1866
Тип

Здание Большого зала Московской консерватории

Московская государственная дважды ордена Ленина консерватория им. П. И. Чайковского — крупнейшее высшее музыкальное учебное заведение в России. Осн. РМО на базе Муз. классов (организованы в 1860). Торжеств. открытие состоялось 1 сент. 1866. С деятельностью М. к. неразрывно связаны пути развития рус. дореволюционной и сов. муз. культуры. С первых лет существования М. к. завоевала широкое признание серьёзностью постановки учебного процесса. Основатель и первый директор М. к. Н. Г. Рубинштейн (в 1866-81 директор, профессор по классу фп., дирижёр) привлёк к педагогич. работе мн. видных рус. и заруб. музыкантов. В числе выдающихся деятелей М. к. дореволюционного времени были П. И. Чайковский, С. И. Танеев, В. И. Сафонов, М. М. Ипполитов-Иванов, Ф. Лауб, И. В. Гржимали. Среди её воспитанников — С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, А. И. Зилоти, З. П. Палиашвили, А. А. Брандуков, А. В. Нежданова, Л. В. Николаев и др. композиторы, исполнители и талантливые педагоги, получившие широкую известность в России и за рубежом. Мн. музыканты, окончившие М. к. в дореволюционный период, — А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, А. Ф. Гедике, Н. С. Голованов, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр и др. явились активными участниками строительства сов. муз. культуры.

Первоначально курс обучения в консерватории был установлен в 5 лет для певцов и 6 лет для инструменталистов. С 1879 срок обучения по ряду специальностей был увеличен до 7 лет, а для пианистов, скрипачей и виолончелистов до 9 лет с разделением на два отделения: младшее — с 1-го по 5-й курс и старшее — с 6-го по 9-й. Оканчивавшие старшее отделение получали звание «свободный художник».

В начале своей деятельности М. к. испытывала большие трудности материального и учебного порядка. Имея крайне незначит. субсидии, она существовала преим. на средства, получаемые от учащихся (плата за обучение составляла 100 рублей в год; зачисляемые сверх комплекта платили 200 рублей). В этих условиях приходилось принимать большое количество учеников, многие из к-рых не имели достаточных способностей и не стремились к проф. деятельности. Трудно было обеспечить и рациональное комплектование учащихся по специальностям. В результате подавляющее количество учеников составляли пианисты; обучавшихся на оркестровых инструментах (особенно на духовых) было мало, а по спец. теоретич. предметам и по классу композиции занималось всего неск. человек. В связи с ростом числа учащихся (с 200 чел. в 1870-х гг. до 849 к 1917) и увеличением количества лет обучения М. к. из арендуемого здания на Воздвиженке перешла в 1871 в более просторный дом Воронцова на Б. Никитской (ныне ул. Герцена). В 1878 этот дом был приобретён РМО, в кон. 1890-х гг. капитально перестроен.

Oкт. революция 1917 коренным образом изменила условия существования М. к. Декретом Совнаркома от 12 дек. 1918 М. к. была включена в число гос. высших уч. заведений. Реорганизация всей системы воспитания музыкантов привела к чёткому разделению общего начального, спец. среднего и высшего муз. образования. При участии педагогов М. к. были разработаны структура высшего муз. уч. заведения, уч. планы, программы, принципиальные основы построения уч. процесса. Во 2-й пол. 1930-х гг., после ряда реформ, установилась организационная система, к-рая, с незначит. изменениями, сохраняется и поныне. Большое внимание было уделено привлечению к проф. муз. образованию трудовой молодёжи. Успешному решению этой задачи помогли бесплатное обучение и предоставление стипендий нуждающимся студентам. Для подготовки рабочих и крестьян к поступлению в М. к. были организованы Воскресная рабочая консерватория (1927-33) и Музыкальный рабочий ф-т (1929-35). В помощь развитию муз. культуры сов. нац. республик в М. к. в 30-е гг. были основаны нац. студии (Башкирская, Татарская, Туркменская, Узбекская, Киргизская, Казахская, Северо-Осетинская), подготовившие для республик мн. талантливых музыкантов. В 40-е гг. студии были расформированы, их учащиеся приняты в число студентов. В последующие годы для приёма в М. к. представителей нац. республик ежегодно выделялись внеконкурсные (целевые) места. Эта система помощи республикам сохраняется и поныне.

Успеху уч. занятий М. к. в 20-30-е гг. во многом мешал недостаточный уровень подготовки выпускников средних муз. уч. заведений, в связи с чем в 1931 при консерватории была создана группа для одарённых детей. В 1936 эта группа влилась в созданную при M. к. Центр. детскую муз. школу (ЦМШ) с 11-летним курсом общего и муз. образования. С 1934 при консерватории существует Муз. уч-ще. Муз. школа и уч-ще ежегодно дают консерватории большой контингент хорошо подготовленных учащихся по разным специальностям. Значительно улучшилась и подготовка поступающих в М. к. выпускников периферийных средних муз. заведений.

Организационная структура М. к. (1975): 5 ф-тов — теоретико-композиторский, фортепьянный, оркестровый, вокальный (готовят музыкантов соответствующих специальностей), ф-т повышения квалификации (с 1972). С 1960 в состав консерватории входит также военно-дирижёрский ф-т, находящийся в ведении Мин-ва обороны СССР (выпускает дирижёров дух. оркестров для Сов. Армии).

На каждом ф-те имеются спец. кафедры. В состав теоретико-композиторского ф-та входят кафедры сочинения, теории музыки, инструментовки, истории музыки народов СССР, истории заруб. музыки. Фортепьянный ф-т имеет 4 кафедры спец. фортепьяно, кафедры истории и теории исполнит. иск-ва, концертмейстерского мастерства. Оркестровый ф-т состоит из 3 кафедр скрипки, а также кафедр виолончели и контрабаса, альта и арфы, дух. инструментов, симф. дирижирования. Вокальный ф-т имеет кафедры сольного пения, оперной подготовки, хор. дирижирования. К межфакультетским кафедрам относятся кафедры марксизма-ленинизма, камерного ансамбля, общего фортепьяно, языков, физич. воспитания и спорта.

М. к. возглавляет ректор, имеющий трёх заместителей — проректоров по науч., уч. и административно-хозяйств. и финансовой работе. Ректор является пред. Совета консерватории, состоящего из представителей ректората, деканов ф-тов, зав. кафедрами, ряда профессоров, представителей партийной, комсомольской и профсоюзной организаций. Совет обсуждает планы науч., творч. и производств. работы консерватории, важнейшие учебно-воспитат. и организационные вопросы. Под председательством ректора функционирует также Совет по приёму и защите докторских и кандидатских диссертаций, его членами являются виднейшие профессора консерватории, а также представители науч. учреждений и разл. высших уч. заведений. Работу ф-тов возглавляют деканы. Важнейшие вопросы организационной, уч. и науч. деятельности ф-тов рассматриваются Советом ф-та в составе декана (председатель), зав. кафедрами, ведущих профессоров, представителей обществ. организаций ф-тов.

Уч. планы каждого ф-та рассчитаны на 5-летний курс обучения и включают циклы спец., общественно-политич., муз.-теоретич. дисциплин, занятия по иностр. языку, физич. воспитанию и спорту, производств. практику. Организационная работа по проведению исполнит. и педагогич. практики возложена на Сектор практики. Педагогич. практика студентов проводится в средних уч. заведениях и в вечерней средней муз. школе, организованной при Секторе практики, где студенты преподают под рук. педагогов-консультантов. Вокалисты и дирижёры проходят практику в Оперной студии при консерватории (осн. в 1934). Силами студентов и аспирантов М. к. выполняет большую муз.-просветительную работу, проводя концерты и лекции. Помощь уч. процессу и науч. работе оказывают имеющиеся в М. к. Научно-музыкальная библиотека им. С. И. Танеева — одно из крупнейших в СССР книжных и нотных хранилищ, Кабинет нар. творчества, лаборатория муз. акустики и звукозаписи, лаборатория экспериментальной фонетики и фониатрии, кабинеты при кафедре марксизма-ленинизма и теоретико-композиторском ф-те.

С 1933 в М. к. существует аспирантура с 3-летним сроком обучения на основном и 4-летним — на заочном отделении; с 1968 аспирантура только для музыковедов, а для композиторов и исполнителей — ассистентура, где они стажируются 2 года на очном отделении и 3 года на заочном. Особую группу учащихся М. к. составляют иностр. студенты, аспиранты и стажёры. Руководство этой группой возложено на декана по работе с иностранцами. Большую помощь М. к. оказывает периферийным учебным заведениям: проведение семинаров для педагогов, выездные лекции, консультации, работа с педагогами-стажёрами и др.

Преподавательская работа педагогов М. к. сочетается с науч. деятельностью. В обязанности педагогов входит проведение научно-исследоват. и методич. работы, подготовка и совершенствование программ, составление учебников и уч. пособий. М. к. выпущены многочисл. труды — исследования, учебники, программы и др.

За годы существования как сов. высшего муз. учебного заведения М. к. достигла значит. успехов в подготовке кадров музыкантов высокой квалификации. Воспитанниками М. к. сов. периода явились исполнители — В. В. Борисовский, Г. Р. Гинзбург, В. Г. Дулова, Я. И. Зак, Л. Б. Коган, Л. Н. Оборин, С. Т. Рихтер, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Я. В. Флиер, Д. М. Цыганов, композиторы — Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян, В. Я. Шебалин, Р. К. Щедрин и др., музыковеды — Ю. В. Келдыш, В. Д. Конен, О. Е. Левашева, Т. Н. Ливанова, Л. А. Мазель, И. В. Нестьев, Вл. В. Протопопов, С. С. Скребков, Б. М. Ярустовский и др. известные музыканты. Св. 300 воспитанников М. к. являются лауреатами междунар. конкурсов исполнителей. Окончившие М. к. преподают в высших муз. уч. заведениях страны и в муз. уч-щах; исполнители работают в филармониях, крупнейших оркестрах и оперных т-рах. Мн. музыковеды состоят сотрудниками н.-и. ин-тов, изд-в, радио и др. учреждений.

В разл. годы профессорами М. к. были крупнейшие музыканты СССР, в т. ч. композиторы — А. Н. Александров, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, M. M. Ипполитов-Иванов, Г. Л. Катуар, Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович; пианисты — Ф. М. Блуменфельд, Г. Р. Гинзбург, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, Л. Н. Оборин, В. В. Софроницкий, С. Е. Фейнберг; скрипачи — К. Г. Мострас, Д. Ф. Ойстрах, М. Б. Полякин, Л. М. Цейтлин, А. И. Ямпольский, Ю. И. Янкелевич; альтист В. В. Борисовский; виолончелисты — A. А. Брандуков, С. Н. Кнушевицкий, С. М. Козолупов; контрабасист И. Ф. Гертович; арфистка К. А. Эрдели; руководители классов духовых инструментов — B. М. Блажевич, А. В. Володин, С. Н. Ерёмин, М. А. Иванов, К. М. Купинский, Н. И. Платонов, C. В. Розанов, М. И. Табаков, В. Н. Цыбин, P. P. Эккерт; вокалисты — М. В. Владимирова, К. Г. Держинская, А. Л. Доливо-Соботницкий, К. Н. Дорлиак, Е. К. Катульская, С. И. Мигай, А. В. Нежданова, Е. Ф. Петренко, Н. Г. Райский; дирижёры симф. оркестра — Н. П. Аносов, А. В. Гаук, Н. С. Голованов; дирижёры хора — Н. М. Данилин, Г. А. Дмитревский, П. Г. Чесноков; музыковеды — С. С. Богатырёв, Н. А. Гарбузов, Р. И. Грубер, М. В. Иванов-Борецкий, К. В. Квитка, Ю. В. Келдыш, К. А. Кузнецов, Л. А. Мазель, Д. Р. Рогаль-Левицкий, С. С. Скребков, И. В. Способин, В. Э. Ферман.

В 1975 в М. к. преподавали: композиторы — Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников; пианисты — Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, Я. В. Флиер; скрипачи — Л. Б. Коган, Д. М. Цыганов; виолончелистка Г. С. Козолупова; арфистка В. Г. Дулова; вокалисты — А. И. Батурин, Н. Л. Дорлиак, М. М. Мирзоева, Г. И. Тиц; исполнители на дух. инструментах — Г. А. Орвид, Р. П. Терёхин, А. И. Усов, Ю. Г. Ягудин, A. A. Янкелевич; дирижёры симф. оркестра — Л. М. Гинзбург, M. H. Тэриан, Б. Э. Хайкин; дирижёры хора — К. Б. Птица, В. Г. Соколов; музыковеды — Вл. В. Протопопов, В. А. Цуккерман и др. видные композиторы, исполнители, теоретики и историки музыки, а также талантливые музыканты-педагоги — представители более молодого поколения.

М. к. награждена 2 орденами Ленина (1946, 1966).

Литература: Кашкин Н. Д., (Первое 25-летие Московской консерватории), «Русское обозрение», 1891, т. 5, октябрь; Московская консерватория. 1866-1966, М., 1966; Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Келдыш Ю., 100 лет Московской консерватории, (М., 1966); Научная музыкальная библиотека им. С. И. Танеева, (под ред. E. H. Артемьевой и Н. Н. Григорович), М., 1966; Свиридова И. (сост.), Кабинет народной музыки, М., 1966; Лаборатория музыкальной акустики, под ред. Е. Назайкинского, М., 1966.

А. А. Николаев

реклама

вам может быть интересно

Российское музыкальное издательство Организации, учебные заведения

Публикации

Ссылки по теме

рекомендуем

смотрите также

Реклама