Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

Город
Москва
Год основания
1866
Тип
Московская консерватория. A.Savin, Wikipedia

Московская консерватория (Московская государственная дважды ордена Ленина консерватория им. П. И. Чайковского) — крупнейшее высшее музыкальное учебное заведение в СССР. Основано РМО на базе Музыкальных классов (организованы в 1860). Торжественное открытие состоялось 1 сентября 1866.

С деятельностью Московской консерватории неразрывно связаны пути развития русской дореволюционной и советской музыкальной культуры. С первых лет существования Московская консерватория завоевала широкое признание серьёзностью постановки учебного процесса. Основатель и первый директор Московской консерватории Н. Г. Рубинштейн (в 1866-81 директор, профессор по классу фортепиано, дирижёр) привлёк к педагогической работе многих видных русских и зарубежных музыкантов.

В числе выдающихся деятелей Московской консерватории дореволюционного времени были П. И. Чайковский, С. И. Танеев, В. И. Сафонов, М. М. Ипполитов-Иванов, Ф. Лауб, И. В. Гржимали. Среди её воспитанников — С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, А. И. Зилоти, З. П. Палиашвили, А. А. Брандуков, А. В. Нежданова, Л. В. Николаев и др. композиторы, исполнители и талантливые педагоги, получившие широкую известность в России и за рубежом. Многие музыканты, окончившие Московскую консерваторию в дореволюционный период, — А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, А. Ф. Гедике, Н. С. Голованов, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр и др. явились активными участниками строительства советской музыкальной культуры.

Первоначально курс обучения в консерватории был установлен в 5 лет для певцов и 6 лет для инструменталистов. С 1879 срок обучения по ряду специальностей был увеличен до 7 лет, а для пианистов, скрипачей и виолончелистов до 9 лет с разделением на два отделения: младшее — с 1-го по 5-й курс и старшее — с 6-го по 9-й. Оканчивавшие старшее отделение получали звание «свободный художник».

В начале своей деятельности Московская консерватория испытывала большие трудности материального и учебного порядка. Имея крайне незначительные субсидии, она существовала преимущественно на средства, получаемые от учащихся (плата за обучение составляла 100 рублей в год; зачисляемые сверх комплекта платили 200 рублей). В этих условиях приходилось принимать большое количество учеников, многие из которых не имели достаточных способностей и не стремились к профессиональной деятельности. Трудно было обеспечить и рациональное комплектование учащихся по специальностям. В результате подавляющее количество учеников составляли пианисты; обучавшихся на оркестровых инструментах (особенно на духовых) было мало, а по специальным теоретическим предметам и по классу композиции занималось всего несколько человек.

В связи с ростом числа учащихся (с 200 человек в 1870-х гг. до 849 к 1917) и увеличением количества лет обучения Московская консерватория из арендуемого здания на Воздвиженке перешла в 1871 в более просторный дом Воронцова на Б. Никитской (ныне ул. Герцена). В 1878 этот дом был приобретён РМО, в конце 1890-х гг. капитально перестроен.

Oктябрьская революция 1917 коренным образом изменила условия существования Московской консерватории. Декретом Совнаркома от 12 декабря 1918 Московская консерватория была включена в число государственных высших учебных заведений. Реорганизация всей системы воспитания музыкантов привела к чёткому разделению общего начального, специального среднего и высшего музыкального образования. При участии педагогов Московской консерватории были разработаны структура высшего музыкального учебного заведения, учебные планы, программы, принципиальные основы построения учебных процесса.

Во 2-й половине 1930-х гг., после ряда реформ, установилась организационная система, которая, с незначительными изменениями, сохраняется и поныне. Большое внимание было уделено привлечению к профессиональному музыкальному образованию трудовой молодёжи. Успешному решению этой задачи помогли бесплатное обучение и предоставление стипендий нуждающимся студентам. Для подготовки рабочих и крестьян к поступлению в Московскую консерваторию были организованы Воскресная рабочая консерватория (1927-33) и Музыкальный рабочий факультет (1929-35).

Большой зал Московской консерватории. Фото — mospat.ru

В помощь развитию музыкальной культуры советских национальных республик в Московской консерватории в 30-е гг. были основаны национальные студии (Башкирская, Татарская, Туркменская, Узбекская, Киргизская, Казахская, Северо-Осетинская), подготовившие для республик много талантливых музыкантов. В 40-е гг. студии были расформированы, их учащиеся приняты в число студентов. В последующие годы для приёма в Московскую консерваторию представителей национальных республик ежегодно выделялись внеконкурсные (целевые) места. Эта система помощи республикам сохраняется и поныне.

Успеху учебных занятий Московской консерватории в 20-30-е гг. во многом мешал недостаточный уровень подготовки выпускников средних музыкальных учебных заведений, в связи с чем в 1931 при консерватории была создана группа для одарённых детей. В 1936 эта группа влилась в созданную при Московской консерватории Центральную детскую музыкальную школу (ЦМШ) с 11-летним курсом общего и музыкального образования. С 1934 при консерватории существует Музыкальное училище. Музыкальная школа и училище ежегодно дают консерватории большой контингент хорошо подготовленных учащихся по разным специальностям. Значительно улучшилась и подготовка поступающих в Московскую консерваторию выпускников периферийных средних музыкальных заведений.

Организационная структура Московской консерватории (1975): 5 факультетов — теоретико-композиторский, фортепианный, оркестровый, вокальный (готовят музыкантов соответствующих специальностей), факультет повышения квалификации (с 1972). С 1960 в состав консерватории входит также военно-дирижёрский факультет, находящийся в ведении Министерства обороны СССР (выпускает дирижёров духовых оркестров для Советской Армии).

На каждом факультете имеются специальные кафедры. В состав теоретико-композиторского факультета входят кафедры сочинения, теории музыки, инструментовки, истории музыки народов СССР, истории зарубежной музыки. Фортепианный факультет имеет 4 кафедры специального фортепиано, кафедры истории и теории исполнительского искусства, концертмейстерского мастерства. Оркестровый факультет состоит из 3 кафедр скрипки, а также кафедр виолончели и контрабаса, альта и арфы, духовых инструментов, симфонического дирижирования. Вокальный факультет имеет кафедры сольного пения, оперной подготовки, хорового дирижирования. К межфакультетским кафедрам относятся кафедры марксизма-ленинизма, камерного ансамбля, общего фортепиано, языков, физического воспитания и спорта.

Московскую консерваторию возглавляет ректор, имеющий трёх заместителей — проректоров по научной, учебной и административно-хозяйственной и финансовой работе. Ректор является председателем Совета консерватории, состоящего из представителей ректората, деканов факультетов, заведующий кафедрами, ряда профессоров, представителей партийной, комсомольской и профсоюзной организаций. Совет обсуждает планы научной, творческой и производственной работы консерватории, важнейшие учебно-воспитательные и организационные вопросы. Под председательством ректора функционирует также Совет по приёму и защите докторских и кандидатских диссертаций, его членами являются виднейшие профессора консерватории, а также представители научных учреждений и различных высших учебных заведений. Работу факультетов возглавляют деканы. Важнейшие вопросы организационной, учебной и научной деятельности факультетов рассматриваются Советом факультета в составе декана (председатель), заведующих кафедрами, ведущих профессоров, представителей общественных организаций факультетов.

Малый зал Московской консерватории (Small Hall of the Moscow conservatory)

Учебные планы каждого факультета рассчитаны на 5-летний курс обучения и включают циклы специальных, общественно-политических, музыкально-теоретических дисциплин, занятия по иностранному языку, физическому воспитанию и спорту, производственную практику. Организационная работа по проведению исполнительской и педагогической практики возложена на Сектор практики. Педагогическая практика студентов проводится в средних учебных заведениях и в вечерней средней музыкальной школе, организованной при Секторе практики, где студенты преподают под руководством педагогов-консультантов. Вокалисты и дирижёры проходят практику в Оперной студии при консерватории (основана в 1934).

Силами студентов и аспирантов Московская консерватория выполняет большую музыкально-просветительную работу, проводя концерты и лекции. Помощь учебному процессу и научной работе оказывают имеющиеся в Московской консерватории Научно-музыкальная библиотека им. С. И. Танеева — одно из крупнейших в СССР книжных и нотных хранилищ, Кабинет народного творчества, лаборатория музыкальной акустики и звукозаписи, лаборатория экспериментальной фонетики и фониатрии, кабинеты при кафедре марксизма-ленинизма и теоретико-композиторском факультете.

С 1933 в Московской консерватории существует аспирантура с 3-летним сроком обучения на основном и 4-летним — на заочном отделении; с 1968 аспирантура только для музыковедов, а для композиторов и исполнителей — ассистентура, где они стажируются 2 года на очном отделении и 3 года на заочном.

Особую группу учащихся Московской консерватории составляют иностранные студенты, аспиранты и стажёры. Руководство этой группой возложено на декана по работе с иностранцами. Большую помощь Московская консерватория оказывает периферийным учебным заведениям: проведение семинаров для педагогов, выездные лекции, консультации, работа с педагогами-стажёрами и др.

Преподавательская работа педагогов Московской консерватории сочетается с научной деятельностью. В обязанности педагогов входит проведение научно-исследовательской и методической работы, подготовка и совершенствование программ, составление учебников и учебных пособий. Московской консерваторией выпущены многочисленные труды — исследования, учебники, программы и др.

За годы существования как советского высшего музыкального учебного заведения Московская консерватория достигла значительных успехов в подготовке кадров музыкантов высокой квалификации. Воспитанниками Московской консерватории советского периода явились исполнители — В. В. Борисовский, Г. Р. Гинзбург, В. Г. Дулова, Я. И. Зак, Л. Б. Коган, Л. Н. Оборин, С. Т. Рихтер, Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов, Я. В. Флиер, Д. М. Цыганов, композиторы — Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян, В. Я. Шебалин, Р. К. Щедрин и др., музыковеды — Ю. В. Келдыш, В. Д. Конен, О. Е. Левашева, Т. Н. Ливанова, Л. А. Мазель, И. В. Нестьев, Вл. В. Протопопов, С. С. Скребков, Б. М. Ярустовский и другие известные музыканты.

Рахманиновский зал Московской консерватории (Rachmaninov Hall of the Moscow conservatory)

Свыше 300 воспитанников Московской консерватории являются лауреатами международных конкурсов исполнителей. Окончившие Московскую консерваторию преподают в высших музыкальных учебных заведениях страны и в музыкальных училищах; исполнители работают в филармониях, крупнейших оркестрах и оперных театрах. Многие музыковеды состоят сотрудниками научно-исследовательских институтов, издательств, радио и других учреждений.

В различные годы профессорами Московской консерватории были крупнейшие музыканты СССР, в т. ч. композиторы — А. Н. Александров, С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, M. M. Ипполитов-Иванов, Г. Л. Катуар, Н. Я. Мясковский, Ю. А. Шапорин, В. Я. Шебалин, Д. Д. Шостакович; пианисты — Ф. М. Блуменфельд, Г. Р. Гинзбург, А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, Л. Н. Оборин, В. В. Софроницкий, С. Е. Фейнберг; скрипачи — К. Г. Мострас, Д. Ф. Ойстрах, М. Б. Полякин, Л. М. Цейтлин, А. И. Ямпольский, Ю. И. Янкелевич; альтист В. В. Борисовский; виолончелисты — A. А. Брандуков, С. Н. Кнушевицкий, С. М. Козолупов; контрабасист И. Ф. Гертович; арфистка К. А. Эрдели; руководители классов духовых инструментов — B. М. Блажевич, А. В. Володин, С. Н. Ерёмин, М. А. Иванов, К. М. Купинский, Н. И. Платонов, C. В. Розанов, М. И. Табаков, В. Н. Цыбин, P. P. Эккерт; вокалисты — М. В. Владимирова, К. Г. Держинская, А. Л. Доливо-Соботницкий, К. Н. Дорлиак, Е. К. Катульская, С. И. Мигай, А. В. Нежданова, Е. Ф. Петренко, Н. Г. Райский; дирижёры симф. оркестра — Н. П. Аносов, А. В. Гаук, Н. С. Голованов; дирижёры хора — Н. М. Данилин, Г. А. Дмитревский, П. Г. Чесноков; музыковеды — С. С. Богатырёв, Н. А. Гарбузов, Р. И. Грубер, М. В. Иванов-Борецкий, К. В. Квитка, Ю. В. Келдыш, К. А. Кузнецов, Л. А. Мазель, Д. Р. Рогаль-Левицкий, С. С. Скребков, И. В. Способин, В. Э. Ферман.

В 1975 в Московской консерватории преподавали: композиторы — Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников; пианисты — Э. Г. Гилельс, Я. И. Зак, Я. В. Флиер; скрипачи — Л. Б. Коган, Д. М. Цыганов; виолончелистка Г. С. Козолупова; арфистка В. Г. Дулова; вокалисты — А. И. Батурин, Н. Л. Дорлиак, М. М. Мирзоева, Г. И. Тиц; исполнители на духовых инструментах — Г. А. Орвид, Р. П. Терёхин, А. И. Усов, Ю. Г. Ягудин, A. A. Янкелевич; дирижёры симфонического оркестра — Л. М. Гинзбург, M. H. Тэриан, Б. Э. Хайкин; дирижёры хора — К. Б. Птица, В. Г. Соколов; музыковеды — Вл. В. Протопопов, В. А. Цуккерман и др. видные композиторы, исполнители, теоретики и историки музыки, а также талантливые музыканты-педагоги — представители более молодого поколения.

Московская консерватория награждена 2 орденами Ленина (1946, 1966).

Литература: Кашкин Н. Д., (Первое 25-летие Московской консерватории), «Русское обозрение», 1891, т. 5, октябрь; Московская консерватория. 1866-1966, М., 1966; Воспоминания о Московской консерватории, М., 1966; Келдыш Ю., 100 лет Московской консерватории (М., 1966); Научная музыкальная библиотека им. С. И. Танеева (под ред. E. H. Артемьевой и Н. Н. Григорович), М., 1966; Свиридова И. (сост.), Кабинет народной музыки, М., 1966; Лаборатория музыкальной акустики, под ред. Е. Назайкинского, М., 1966.

А. А. Николаев
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.


Здание Большого зала Московской консерватории

Славный путь

Перенесемся в Москву середины прошлого века. В ту пору ее музыкальная жизнь была весьма скромной. Музыка звучала главным образом в салонах старинных дворянских особняков. Публичные же концерты были настоящей редкостью. Профессиональных музыкантов можно было пересчитать по пальцам, да и положение их было весьма незавидным — в основном бесправные учителя в богатых домах.

Между тем передовые веяния эпохи властно требовали изменений во всех областях не только общественной, но и культурной жизни. Искусство становилось все более необходимым широкому кругу людей, становилось неотъемлемой частью именно общественной жизни. И передовые музыканты отчетливо понимали это. Одним из них был молодой пианист и дирижер Николай Рубинштейн. В ту пору, к началу шестидесятых годов, ему едва исполнилось 25 лет, но, несмотря на это, он уже пользовался широким признанием и немалым авторитетом. Николай Рубинштейн, как и его старший брат Антон, был не только гениальным артистом, но и выдающимся музыкально-общественным деятелем. Неудивительно, что вместе с братом он стал инициатором создания русских консерваторий. Уже в 1860 году он основал и возглавил Московское отделение Русского музыкального общества, которое тогда же открыло свои музыкальные классы. Так был заложен фундамент будущей консерватории.

1 сентября 1866 года — в скромное здание на Воздвиженке (ныне проспект Калинина) пришли первые ученики консерватории, первые москвичи, пожелавшие избрать музыку своей профессией. На трудное дело организации консерватории ушло более пяти лет. Нужны были средства, которые складывались из сборов с благотворительных концертов и частных пожертвований (рассчитывать на помощь властей не приходилось); надо было убедить общественность, с сомнением относившуюся к самой идее консерваторской подготовки музыкантов; необходимо было создать материальную базу — классы, инструменты и так далее; наконец, нужно было пригласить квалифицированных педагогов. Все эти задачи Рубинштейну удалось решить. И это с самого начала послужило большому, постоянно возрастающему авторитету Московской консерватории.

Среди первых педагогов, приехавших из разных городов России и других стран, было немало выдающихся музыкантов. Список профессоров с самого начала украсило имя Петра Ильича Чайковского, только что окончившего Петербургскую консерваторию. Как писал впоследствии критик Н. Кашкин, для Чайковского консерватория «на много лет сделалась той артистической семьей, в среде которой рос и развивался его талант». Вместе с ним воспитанию молодых русских музыкантов посвятили себя известные пианисты Э. Лангер, А. Дюбюк, Ю. Венявский, К. Клиндворт, скрипачи Ф. Лауб, И. Гржимали, А. Бродский, виолончелисты Б. Косман и В. Фитценгаген, вокалисты А. Александрова-Кочетова, В. Кашперов, Д. Гальвани, музыковеды Н. Кашкин, Г. Ларош и многие другие. Все они объединились вокруг Николая Рубинштейна, который был мозгом и душой этого прекрасного начинания.

Деятельность консерватории с первых лет развивалась очень энергично. Открывались новые классы, а первые же выпускники подтверждали плодотворность идей Рубинштейна. По сути дела, вся концертная жизнь Москвы уже в те годы была непосредственно связана с консерваторией. Симфонические собрания Русского музыкального общества неизменно проходили под руководством Рубинштейна, а среди их участников были педагоги и ученики консерватории. Ученические оперные спектакли тщательностью своих постановок и талантливым составом исполнителей привлекали всеобщее внимание.

Но не следует думать, что все в жизни консерватории проходило гладко и просто. Рубинштейну и его товарищам приходилось вести настоящую борьбу за существование. Лишь в 1878 году удалось добиться закрепления за консерваторией государственной дотации, которая, однако, была совершенно недостаточной для нормальной работы учебного заведения. Поэтому материальная сторона дела по-прежнему зависела во многом от частной благотворительности, а плата за обучение оставалась весьма высокой. Права консерватории, ее преподавателей и учащихся оставались урезанными по сравнению с другими учебными заведениями. Наконец, директору Николаю Рубинштейну, а затем и его преемникам приходилось выдерживать мелочную опеку со стороны высокопоставленных покровителей Русского музыкального общества.

И все же консерватория шла вперед, принося русской музыке великолепные плоды своей деятельности. Список выпускников открыли в 1870 году такие известные впоследствии музыканты, как пианистки А. Зограф и Н. Муромцева. Из года в год отечественное музыкальное искусство пополнялось новыми замечательными именами. Воспитанники Московской консерватории начинают играть все большую роль в музыкальной жизни России — они выступают в оперных театрах, на концертных эстрадах, ведут педагогическую работу как в Москве, так и во многих других городах, где открываются музыкальные училища и школы. С каждым годом возрастает и число учащихся консерватории.

Своими успехами в первое десятилетие Московская консерватория во многом обязана деятельности выдающихся русских музыкантов — энтузиастов родного искусства. И прежде всего здесь должно быть названо имя Петра Ильича Чайковского. На протяжении всей своей жизни великий композитор был тесно связан с консерваторией, помогал ей и делом и советом. С консерваторией связано и рождение одного из лучших творений Чайковского — оперы «Евгений Онегин». Как известно, премьера ее состоялась в ученическом спектакле весной 1879 года. За пультом стоял Николай Рубинштейн, а на сцене выступали молодые артисты, которым композитор доверил судьбу своего детища. После того как в 1878 году Петр Ильич оставил педагогическую деятельность, он продолжал принимать самое горячее участие в судьбах консерватории, поддерживая ее в трудные года, когда не стало Николая Рубинштейна. Именно по совету Чайковского после нескольких лет междувластия (когда учебным заведением правил комитет директоров) во главе консерватории стал ее воспитанник Сергей Иванович Танеев.

«Я решил добиться назначения на эту должность Танеева, — писал Чайковский весной 1885 года Н. Ф. фон Мекк, — человека безупречной нравственной чистоты и превосходного музыканта, хотя слишком молодого. В нем я вижу якорь спасения консерватории; если план мой удастся, она может рассчитывать на успешное дальнейшее существование». Чайковский не ошибся. Немногие годы, когда Танеев возглавлял консерваторию (1885–1889), а затем годы его профессорства и музыкально-общественной деятельности принесли музыкальной Москве много новых завоеваний. Танеева с полным правом можно было назвать достойным преемником и продолжателем Николая Рубинштейна как по авторитету, так и по той любви, которой он пользовался у молодежи. Ему во многом принадлежит неоценимая заслуга создания московской композиторской школы, зародившейся в стенах консерватории. Да и материальное положение учебного заведения при Танееве значительно укрепилось.

Многое сделал для консерватории и сменивший Танеева на посту директора пианист и дирижер Василий Ильич Сафонов — энергичный организатор, человек широкого музыкального кругозора. Сафонов не только преподавал, но и вел большую артистическую деятельность, которая способствовала расцвету концертной жизни Москвы. Трудно, просто невозможно перечислить замечательных педагогов, преподававших в консерватории в последние десятилетия прошлого века. Но нельзя не упомянуть здесь хотя бы некоторых, чьи имена много говорят любителям музыки и по сей день.

А. Аренский, а затем М. Ипполитов-Иванов вели здесь классы композиции, пианисты А. Зилоти, Ф. Бузони, П. Пабст преподавали игру на фортепиано. Высокий уровень консерватории определялся, в первую очередь, конечно, именами ее выпускников — С. Танеев, А. Скрябин, С. Рахманинов, Н. Метнер — вот имена, которых достаточно, чтобы составить славу любой консерватории мира. А рядом с ними — композиторы и пианисты Р. Глиэр, С. Василенко, Л. Николаев, А. Гедике, А. Гольденвейзер, К. Игумнов. В 1902 году окончила консерваторию А. Нежданова, через десять лет — Н. Обухова. И большинство из них возвращались в родное учебное заведение уже в качестве педагогов, чтобы воспитывать новые поколения русских музыкантов.

Сейчас каждому любителю музыки, побывавшему в Москве, хорошо известно здание консерватории на улице Герцена. В нынешнем своем виде оно существует уже девяносто лет. В 1898 году после коренной перестройки и реконструкции стоявших на этом месте помещений новое здание консерватории впервые приняло студентов, а спустя три года был открыт торжественным концертом столь любимый всеми музыкантами Большой зал. Создание этого зала, в котором на протяжении десятилетий выступают выдающиеся артисты мира, еще больше укрепило положение консерватории как музыкального сердца Москвы.

В дореволюционной России Московская консерватория, как и большинство других музыкальных учебных заведений, находилась в ведении Императорского Русского музыкального общества. Как мы уже говорили, это создавало немалые трудности, накладывало определенный отпечаток на деятельность консерватории. Передовые музыканты уже тогда задумывались о том, чтобы сделать музыкальное образование доступным как можно большему числу людей. Они отдавали много сил этой благородной цели. Еще в конце прошлого века многие из них участвовали в организации и деятельности Пречистенских рабочих курсов, а впоследствии (начиная с 1906 года) — Народной консерватории. Среди педагогов последней, среди тех, кто нес рабочему человеку настоящую музыкальную культуру, — профессора Московской консерватории А. Гольденвейзер, К. Игумнов, Н. Кашкин, ее воспитанники Б. Яворский, Н. Брюсова, К. Сараджев. Той же цели во многом служили и циклы общедоступных «Исторических концертов», организованных по инициативе С. Василенко.

Особенно отчетливо проявились передовые устремления педагогов и студентов в бурные дни первой русской революции. Солидарность с восставшим народом вызвала волну студенческих забастовок. В феврале 1905 года в печати было опубликовано заявление группы виднейших московских музыкантов, протестовавших против произвола и бесправия, царивших в стране. В горячие дни революционных событий студентов консерватории можно было видеть на московских баррикадах, среди демонстрантов. А в печальный и памятный день похорон революционера Н. Э. Баумана оркестр консерваторцев сопровождал траурную процессию и на московских улицах звучали в его исполнении революционные мелодии.

В самой консерватории все более решительно стали раздаваться голоса, призывавшие покончить с самовластным во многом правлением Сафонова, демократизировать жизнь учебного заведения. В знак протеста консерваторию покинул Танеев, занятия неоднократно прекращались. В конце концов педагоги и студенты добились некоторых реформ, а Сафонов вынужден был уйти. Директором стал М. Ипполитов-Иванов. В последующие годы консерватория по-прежнему многое делала для воспитания молодых музыкантов, объединяя в своих рядах лучших педагогов и привлекая музыкальную молодежь всей страны. За полвека своего развития она прошла большой путь, накопила значительный опыт, выработала свои плодотворные традиции. Если на первых порах Николаю Рубинштейну приходилось прибегать к помощи зарубежных специалистов, то в конце этого периода основную массу педагогов составляли уже ее воспитанники; а приглашенные из других стран выдающиеся профессора считали для себя за честь вести здесь класс.

Трудно переоценить вклад предреволюционной консерватории в сокровищницу русской музыкальной культуры. Но тем не менее многие важные задачи, об осуществлении которых мечтали передовые мастера отечественного искусства, в годы царизма не были и не могли быть решены.

Сделать искусство достоянием народа — такова была основная цель культурной политики молодого Советского государства. И консерватория стала одним из проповедников этой политики. Новая эра в истории музыкального вуза начинается, по существу с 12 июля 1918 года, когда Совет Народных Комиссаров принял декрет за подписью И. Ленина и наркома просвещения А. В. Луначарского о национализации консерваторий.

Декрет гласил: «Петроградская и Московская консерватории переходят в ведение Народного Комиссариата по просвещению на равных со всеми высшими учебными заведениями правах, с уничтожением их зависимости от Русского музыкального общества. Все имущество и инвентарь этих консерваторий, необходимые и приспособленные для целей государственного музыкального строительства, объявляются народной государственной собственностью». Этот короткий декрет воплощал в жизнь, делал реальностью все то, о чем мечтали музыканты России: о государственной поддержке музыкального образования, о равноправии консерватории с другими вузами. С осени 1918 года в консерваториях было введено бесплатное обучение, и с каждым годом стал преображаться контингент учащихся, изменялось социальное лицо вуза. Солдаты революции, дети рабочих и крестьян получили доступ к музыкальному образованию.

Многие выдающиеся русские музыканты, и до революции отдававшие свои силы народному просвещению, после Октября встали на сторону победившего народа. В Москве М. Ипполитов-Иванов, А. Гольденвейзер, А. Гедике, С. Василенко и другие профессора энергично участвовали в общественной деятельности, способствуя перестройке консерватории в духе времени. Этот факт свидетельствовал не только об их личных прогрессивных взглядах; он был залогом того, что замечательные традиции русской музыкальной педагогики будут сохранены и обогащены новым содержанием в эпоху социализма. Так оно и произошло.

Богат и многогранен путь консерватории в советское время. Конечно, нелегко было сразу решить новые организационные и творческие вопросы, выдвинутые жизнью. Нужно сказать, что в корне изменилось само положение консерватории. Ведь до революции она являлась, по существу, единственной ступенью музыкального образования. Сюда принимались люди самого различного возраста, различной степени подготовки, как общей, так и музыкальной. Между тем основатели консерваторий братья Рубинштейны мечтали о другом — о том, чтобы консерватория была высшей ступенью системы музыкального образования. Именно такой она и стала в наши дни, когда по всей стране выросло огромное количество начальных и средних музыкальных школ, училищ.

С Московской консерваторией связано множество побед советского музыкального искусства. Именно ее питомцы впервые успешно вышли на мировую исполнительскую арену. Первой вехой в этом отношении был, пожалуй, 1927 год, когда советские пианисты выехали в Варшаву на Международный конкурс имени Шопена. В числе его победителей оказались два воспитанника Московской консерватории — Лев Оборин и Григорий Гинзбург. Это был прекрасный запев. В тридцатые годы победный список лауреатов международных конкурсов пополнился именами пианистов Эмиля Гилельса, Якова Флиера, Якова Зака, Розы Тамаркиной и многих, многих других молодых музыкантов, для которых консерватория была родным домом. В послевоенные годы она еще больше упрочила свое положение настоящей кузницы замечательных исполнителей.

Действительно, ни одна консерватория в мире не может сравниться с Московской по числу воспитанников-лауреатов, прославившихся на мировой концертной эстраде. Здесь невозможно перечислить всех. Но нельзя не назвать имена Давида Ойстраха, Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера, Мстислава Ростроповича и Леонида Когана. За ними — когорта великолепных артистов, многие из которых являются учениками этих прославленных мастеров.

В развитии советской и мировой культуры выдающуюся роль играет творчество композиторов — воспитанников Московской консерватории. Славные страницы советской музыки связаны с именами А. Давиденко, В. Шебалина, Д. Кабалевского, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, В. Мурадели, Г. Галынина, А. Эшпая, Р. Щедрина, А. Пахмутовой, А. Шнитке, Э. Денисова, С. Губайдулиной и многих других композиторов разных поколений и разных индивидуальностей.

Преемственность школ и поколений — славная и примечательная черта Московской консерватории.

В советские годы консерваторию возглавляли такие выдающиеся музыканты, как А. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, В. Я. Шебалин, А. В. Свешников. Сегодня ректором является профессор Б. И. Куликов. Как бы перекидывая связующий мост от дореволюционного передового искусства к нашим дням, молодых советских музыкантов пестовали замечательные педагоги — Ф. М. Блуменфельд, С. Е. Фейнберг, А. И. Ямпольский, Л. М. Цейтлин, К. Г. Мострас, С. М. Козолупов, В. М. Блажевич, М. И. Табаков, В. Н. Цыбин, Е. И. Збруева, Е. Ф. Петренко, А. В. Нежданова, Н. Я. Мясковский, Г. Л. Катуар, Р. М. Глиэр, М. Ф. Гнесин, А. Ф. Гедике и другие. А рядом с ними становятся новые педагоги, их ученики. Этот процесс продолжается плодотворно и поныне.

Значительную роль сыграла Московская консерватория в развитии музыкальных культур народов нашей страны. Многие годы успешно работали здесь национальные студии, в которых воспитывались целые группы профессиональных артистов, композиторов. И если сегодня во всех союзных и во многих автономных республиках работают симфонические оркестры, оперные театры, создаются новые произведения, то немалую лепту внесла в это благородное дело Московская консерватория. Тут прошли композиторскую школу К. Караев и Д. Гаджиев из Азербайджана, Н. Жиганов из Татарии, С. Цинцазде из Грузии и многие другие. Сегодня их имена известны далеко за пределами родных республик. У них есть свои ученики и продолжатели, которые высоко несут марку Московской консерватории. И недаром в этот всемирный центр музыкального образования стекается теперь молодежь со всех континентов. Сотни писем приходят ежегодно в Москву по адресу: улица Герцена, 13. И во всех высказывается мечта — учиться в Московской консерватории. Проходя по консерватории, можно услышать разноязыкую речь. Но те, что приехали сюда учиться, говорят на едином языке музыки, языке дружбы.

Ныне Московская консерватория — это огромный музыкальный «комбинат», обладающий всеми возможностями для воспитания молодых талантов. Здесь множество факультетов и отделений, которые выпускают музыкантов самых различных специальностей. Консерваторские концерты и спектакли Оперной студии являются важной и неотъемлемой частью культурной жизни Москвы. Центральная музыкальная школа-десятилетка и училище бережно пестуют юные таланты, готовят лучших из лучших к высшей школе мастерства — консерватории. Педагоги и студенты не замыкаются в профессиональном кругу, выступают с концертами и лекциями перед трудящимися не только Москвы, но и многих других городов, несут музыкальное искусство широким массам.

Московская консерватория по праву считается сегодня одной из лучших в мире.

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: «В мире музыки», 1991 г.


Цитадель музыкальной культуры

Московская консерватория. Эти два слова давно уже стали синонимом и символом высочайших достижений музыкальной культуры. История консерватории неразрывно связана с замечательными именами, составляющими славу и гордость отечественной музыки. Основана она была выдающимся пианистом и музыкальным деятелем Николаем Григорьевичем Рубинштейном, поставившим перед ней высокую цель — дать стране «русских учителей музыки, русских музыкантов для оркестра, русских певцов и певиц, которые будут трудиться так, как трудится человек, который видит в своем искусстве средство к существованию, право на общественное уважение, средство прославиться, как должен трудиться всякий, уважающий себя и искусство».

Одним из первых педагогов здесь стал Петр Ильич Чайковский, именем которого спустя многие десятилетия была названа консерватория. За 120 лет своего существования консерватория воспитала тысячи первоклассных музыкантов, которые с честью оправдывают и умножают ее славу. Среди питомцев консерватории целая плеяда выдающихся деятелей отечественного искусства — композиторов, дирижеров, инструменталистов, певцов, ученых.

Двадцать лет тому назад, когда со дня основания консерватории исполнилось 100 лет, этот юбилей был отмечен выпуском нескольких книг, запечатлевших ее историю, облик ее ведущих педагогов, подытоживших ее достижения. К этим книгам мы и адресуем читателей, желающих подробнее познакомиться с биографией одного из старейших в стране музыкальных вузов. Здесь же предоставим слово нескольким выдающимся музыкантам, воспитанникам консерватории, тесно связанным с ней на протяжении всей своей творческой жизни.

Арам Хачатурян: «Сергей Танеев, Сергей Рахманинов, Александр Скрябин, Александр Гольденвейзер, Антонина Нежданова, Николай Голованов — с этими титанами русской музыки навсегда связана Московская консерватория. Они являются носителями ее славных традиций, в их творчестве русская исполнительская и композиторская школа, взращенная и выпестованная в ее стенах, нашла свое великолепное воплощение. После Великого Октября эти традиции, эти прогрессивные принципы, получившие мировое признание, ярко засверкали в искусстве таких замечательных мастеров, как Николай Мясковский, Дмитрий Кабалевский, Тихон Хренников, Лев Оборин, Григорий Гинзбург, Яков Флиер, Святослав Рихтер и многие, многие другие. Но главное в том, что прогрессивные традиции Московской консерватории являются достоянием буквально всех советских людей. Отсюда, из центра музыкальной науки, протянулись творческие нити в самые различные уголки нашей Родины».

Тихон Хренников: «Путь Московской консерватории — это блестящая история нашего отечественного музыкального искусства. Многие ее студенты, педагоги, профессора являются гордостью не только русской, советской музыки, они сыграли огромную роль и в развитии мировой музыкальной культуры. Авторитет ее во всем мире огромен. Сердца многих юных музыкантов мира рвутся к ней, стремясь овладеть ее традициями. Московская государственная консерватория стала действительно мировым музыкальным центром, где получают свое высшее мастерство музыканты многих стран, многих народов. Мы гордимся Московской консерваторией. Будем продолжать с честью и дальше ее великие традиции».

Кара Караев: «Если взглянуть на карту нашей Родины, то не найти, пожалуй, республики, даже, может быть, сколько-нибудь крупного города, где бы не трудились музыканты, любовно взращенные в стенах Московской консерватории. Это целая армия, в рядах которой немало зрелых, ярких художников, составляющих славу и гордость многонационального советского искусства. И в достижениях азербайджанской музыкальной культуры большая заслуга принадлежит Московской консерватории, ее славному профессорско-преподавательскому составу, воспитавшему немало наших композиторов, теоретиков, пианистов, скрипачей, которые теперь успешно передают свои знания молодому поколению. Я счастлив, что мне довелось в свое время учиться и окончить этот замечательный вуз страны. И если мне удалось чего-нибудь достигнуть в искусстве, то этим я обязан своей родной Московской консерватории, ее педагогам».

Газиза Жубанова: «Московская консерватория! Эти слова вызывают у каждого музыканта самые возвышенные чувства. Мы испытываем восхищение и любовь к замечательному учебному заведению страны, из стен которого вышли Рахманинов, Танеев, Скрябин. Мне в свое время выпало счастье учиться в Московской консерватории и дышать многие годы ее живительным воздухом. На всю жизнь сохраню сердечную благодарность к выдающемуся русскому композитору и прекрасному человеку Юрию Александровичу Шапорину, в классе которого я занималась. Несравненное достоинство Московской консерватории, по моему убеждению, заключается в том, что она воспитывает не просто специалиста определенного профиля, а человека, гражданина, посвятившего себя служению народу, социалистической Отчизне».

Эмиль Гилельс: «Помню, с каким трепетом и волнением переступил я порог этого дома, открывшего мне доступ в замечательную семью музыкантов, называемую Московской государственной консерваторией. В то время я был уже концертирующим пианистом, но мечтал совершенствоваться в знаменитой академии музыкального искусства. А через три года вновь пришлось испытывать волнение, когда впервые вошел в класс консерватории уже в качестве педагога и дал свой первый урок студентам.

Московская консерватория, овеянная мировой славой, стала гордостью русской музыкальной культуры. Из поколения в поколение педагогов и студентов передаются здесь благородные традиции служения народу ее первых профессоров П. Чайковского, Н. Рубинштейна и С. Танеева, а также выдающихся педагогов и музыкантов К. Игумнова, Г. Нейгауза, А. Гольденвейзера, С. Фейнберга. В сердцах тысяч воспитанников нашей консерватории никогда не смолкнут голоса ушедших учителей, воспитавших нас в этих священных традициях. Разъезжая с концертами по городам родной страны или гастролируя за рубежом, я всегда испытываю чувство гордости от того, что представляю нашу Московскую государственную консерваторию».

Леонид Коган: «Оглядываясь на прошедшие годы, я понимаю, что никогда не забуду замечательных, выдающихся педагогов и профессоров, столь много сделавших для меня. Не забуду моего любимого учителя, профессора А. И. Ямпольского, одного из самых крупнейших педагогов-скрипачей нашего времени. Московская консерватория — замечательное учебное заведение. Но полной ли мерой мы оцениваем это, ежедневно находясь в ее стенах? За рубежами нашей страны, во всем мире мы сталкиваемся с глубочайшим уважением, благодарностью и восхищением по отношению к Московской консерватории. Зарубежные музыкальные деятели признают нашу столичную консерваторию первой музыкальной академией мира, как по составу талантливых педагогов, студентов, так и по постановке педагогического процесса в целом. Учиться в Москве, в консерватории — это мечта всех молодых музыкантов мира. И это не случайно. Ведь почти на всех международных конкурсах музыкантов-исполнителей, проходивших начиная с 20-х годов, представители советской музыкальной школы неизменно выходили победителями. И подавляющее большинство лауреатов — воспитанники Московской консерватории».

Ирина Архипова: «Особенную благодарность я испытываю к Московской консерватории, которая помогла мне определить истинное творческое призвание. Консерватория дала мне не только широкое музыкальное образование, но и истинную радость творчества. И в день ее столетнего юбилея я с большой теплотой и глубокой благодарностью вспоминаю своих педагогов, дирижеров, концертмейстеров. С любовью и в то же время с грустью я думаю о недавно ушедшем, незабвенном моем учителе, профессоре Л. Ф. Савранском. Вспоминаю оперный класс, первые шаги на студенческой сцене и классные вечера в Малом зале консерватории, первые волнения, связанные с выступлениями. Всё, чем одарили меня Московская консерватория и ее педагоги, я стараюсь передать людям, слушателям оперных театров и концертных залов моей Родины и других стран».

Л. Григорьев, Я. Платек
Источник: «В мире музыки», 1986 г.

Большой зал
Малый зал
Рахманиновский зал

реклама

вам может быть интересно

Балет Большого театра Балетные труппы

Публикации

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама