«Золушка» (фр. Cendrillon) — опера (волшебная сказка) Жюля Массне в 4 действиях, либретто Анри Кена по сказке Шарля Перро.
Премьера: 24 мая 1899 года, Париж, театр «Опера-комик».
С тех пор, как Шарль Перро явил читающей публике бесхитростную историю о скромной и трудолюбивой девушке, преследуемой злой мачехой и завистливыми сестрами, но ставшей женой принца благодаря собственной красоте и помощи доброй феи, всеобщая любовь к сказке о Золушке не ослабевает. На ней выросло множество поколений детей в разных странах, сказка вдохновляет поэтов, художников, драматургов — и, конечно, композиторов.
В России к ней обратился Сергей Прокофьев, в Италии — Джоаккино Россини, и было бы странно, если бы сюжет не вдохновил ни одного соотечественника Шарля Перро. Оперу «Золушка» создал и французский композитор Жюль Массне. Наряду с «Вертером» и «Манон» ее причисляют к самым удачным творениям композитора, хотя ее сценическая судьба оказалась менее счастливой.
«Массне-волшебник» — так соотечественники называли композитора, находившегося в зените славы в середине 1890-х гг. Именно тогда — в 1894 г. — возник замысел «Золушки» — Массне обсудил эту идею с драматургом Анри Кеном в Лондоне, где оба находились на премьере оперы «Наваррка», и работа над оперой заняла два следующих года.
Либретто оперы в основном соответствует сюжету сказки Шарля Перро, только действующие лица получили имена: Золушка стала Люсеттой, отец — Пандольфом, мачеха — Мадам де ла Ольтьер, ее дочери — Ноэми и Доротеей, а принц получил имя Шарман.
Интересно трактованы образы персонажей: мачеха — не просто «домашний деспот в юбке», она попрекает своего трусливого и безвольного супруга низким происхождением, постоянно сравнивая Пандольфа не в его пользу с первым мужем-аристократом. Принц Шарман представлен меланхоличным молодым человеком, постоянно грустящим, жалующимся на тоску и скуку — настолько, что декан медицинского факультета рекомендует его немедленно развеселить (собственно, ради этого и организуется бал).
Подчеркивая особую утонченность натуры этого персонажа, Массне поручил его партию женскому голосу — меццо-сопрано (впрочем, в некоторых современных постановках партия транспонируется, чтобы ее мог исполнять тенор).
По просьбе Массне Анри Кен ввел в либретто сцену блуждания по волшебному лесу: устав от деспотизма мачехи, испытывая желание умереть, героиня убегает из дома и засыпает в лесу под дубом — здесь ей и является Фея в сопровождении шести духов. Нет в опере такого привычного мотива, как потерянная туфелька, по которой принц находит свою возлюбленную (примечательно, в опере Россини эта деталь тоже отсутствует). На помощь герою приходят сказочные духи и Фея, называя Шарману имя девушки — Люсетта (это происходит в волшебной стране, куда принц переносится во сне).
Жюль Массне предпослал опере «Золушка» подзаголовок — «Сказка фей». Это указывает на особую жанровую природу произведения, главную роль в котором играет атмосфера сказочности. Важным штрихом к образу чудесного мира, в который уводит сказка, становится стилизация в духе неоклассицизма. Музыкальному языку оперы присущи легкость и изящество, стремление к простоте гармоний — хотя время от времени появляются весьма красочные созвучия, в которых можно усмотреть предвестие импрессионизма. Иногда яркие эффекты создаются самыми простыми средствами — например, танец «Флорентинка» во втором акте завораживает сочетанием причудливого ритма с игрой натурального и мелодического минора.
Четкость линий неоклассической стилизации расцвечивается пассажами, сближающими «Золушку» с музыкальной комедией. Однако наряду со стихией юмора в произведении присутствует утонченная лирика, своим томным звучанием напоминающая романсы композитора (таков, например, дуэт Люсетты и Шармана в третьем действии).
Хотя «Золушка» была завершена в 1896 г., премьера ее состоялась лишь по прошествии трех лет. В 1899 г. ее представил публике театр «Опера-комик». Жюль Массне проявлял большой интерес к постановке — из девяносто восьми репетиций он посетил шестьдесят. По своему обыкновению, он не присутствовал на первом спектакле, но появился на втором, чтобы стать свидетелем своего триумфа. После премьеры Жюль Массне объявил в газете «Фигаро», что это последняя лирическая опера, созданная им — впрочем, позднее он написал еще несколько произведений в таком жанре.
Успех сопутствовал «Золушке» не только в Париже, но и в Милане, Риме, Нью-Орлеане, Нью-Йорке, Чикаго, Брюсселе, однако после смерти композитора опера была забыта. Ее новая жизнь началась во второй половине ХХ столетия. Произведение было поставлено в Канаде и Великобритании, позднее — в Брюсселе, Льеже, Женеве. В XXI веке опера представлялась в Дрездене, Монреале, Ванкувере, Брисбене, Брюсселе, Нью-Йорке. Ставится «Золушка» Жюля Массне и в России — в 2007 г. опера вошла в репертуар Пермского театра оперы и балета.
Действующие лица:
• Люсетта (Золушка), сопрано
• Мадам де ла Олтьер, мачеха Люсетты, меццо-сопрано
• Принц Шарман, сопрано
• Фея, сопрано
• Ноэми, дочь Мадам де ла Олтьер, сопрано
• Доротея, дочь Мадам де ла Олтьер, меццо-сопрано
• Пандольф, отец Люсетты, муж Мадам де ла Олтьер, бас
• Король, баритон
• Декан медицинского факультета, тенор
• Суперинтендант удовольствий, баритон
• Премьер-министр, бас
• Шесть духов, сопрано, альты
• Слуги, придворные, доктора, солдаты
Действие первое
Особняк Мадам де ла Олтьер. Пандольф жалуется на свою судьбу. Он женился на аристократке и теперь не знает покоя. Целыми днями она попрекает его незнатным происхождением, превозносит своего первого мужа и дочерей, преследует его дочь от первого брака Люсетту. Заслышав шаги жены, Пандольф скрывается. Появляется Мадам де ла Олтьер в сопровождении дочерей Ноэми и Доротеи. Мадам тут же подтверждает данную ей характеристику. Она говорит, что загубила свою жизнь, выйдя за Пандольфа. Дочери вторят ей. Затем они набрасываются на слуг, торопя их. Сегодня королевский бал, а ещё ничего не готово.
Робко входит Пандольф. Выслушав очередную порцию упреков от жены, он решается спросить о том, поедет ли на бал с ними его дочь Люсетта. Мадам категорически отказывает. Пандольф боится настаивать, и они уезжают с Ноэми и Доротеей.
Выходит Люсетта. Она грустит. С тех пор как в её жизнь вошла мачеха, она не знает ни минуты радости. Та заставляет её работать на себя и своих дочерей, отказывая в любых развлечениях. Присев на диван, Золушка засыпает. Появляется фея в сопровождении шести сказочных духов. Золушка достойна того, чтобы присутствовать на королевском балу, и с помощью волшебства она туда отправится. Золушка просыпается, видит фею. Фея снаряжает Золушку на бал, но предупреждает, что в полночь та должна его покинуть.
Действие второе
Королевский дворец. Придворные и суперинтендант удовольствий суетятся, чтобы устроить все на балу по высшему разряду. Они должны развлечь принца, который уже много дней тоскует. Декан медицинского факультета с несколькими докторами подтверждает, что если принца не развеселить, то это может привести к серьёзной болезни. Премьер-министр также озабочен положением дел. Появляется принц, который жалуется на тоску и скуку. Входит король и дает сигнал к началу бала.
Начинается балет, но принц не проявляет к нему никакого интереса. Приезжают Мадам де ла Олтьер, Пандольф и дочери Мадам. Мадам пытается привлечь внимание принца к своим дочерям, но безуспешно. Зато, когда входит Золушка, принц сам идет ей навстречу. Золушка и принц поглощены друг другом и не замечают, как летит время. Внезапно часы бьют полночь. Золушка убегает. Принц остается в отчаянии, он даже не узнал имени прекрасной незнакомки.
Действие третье
Картина первая. Особняк Мадам де ла Олтьер. Золушка, вернувшаяся с бала, под впечатлением от встречи с принцем. Она полюбила его, но сможет ли ещё раз увидеться с ним, не знает. Возвращается все семейство. Мадам и дочери рассказывают друг другу о своих воображаемых успехах на балу, затем набрасываются на Пандольфа и Золушку. Наконец они уходят. Оставшись наедине с дочерью, Пандольф пытается её утешить. Отец уходит, а Золушка, предаваясь воспоминаниям о бале, засыпает.
Картина вторая. Волшебная страна. Фея и сказочные духи решают дать возможность Золушке и принцу встретиться вновь. Они произносят волшебные заклинания, и появляются Золушка и принц. Они счастливы, что снова увиделись. Фея сообщает принцу имя незнакомки — Люсетта.
Действие четвертое
Особняк Мадам де ла Олтьер. Пандольф входит и обнаруживает Золушку, которая так и проспала до утра, сидя на диване. Золушка просыпается. Теперь она поняла, что свидание с принцем было только во сне. Она рассказывает все отцу. Пандольф пытается её утешить. Внезапно с улицы доносятся голоса хора девушек. Они сообщают, что в особняк сейчас прибудут принц и король.
Вбежавшая Мадам де ла Олтьер, думает, что король и принц придут ради неё, наконец-то признано её высокое происхождение и достоинства. В сопровождении придворных входят принц и король. Принц представляет королю Люсетту как свою невесту. Повстречавшись с незнакомкой на балу, принц все время думал о ней, и вот ночью он видел её во сне, где ему открылось её имя. Теперь он убедился, что сон был правдивым. Волшебство действительно существует, и Золушка счастливо соединяется с принцем.