Шостакович. Струнный квартет No. 13

String Quartet No. 13 (b-moll), Op. 138

Композитор
Год создания
1970
Жанр
Страна
СССР
Дмитрий Дмитриевич Шостакович / Dmitri Shostakovich

Струнный квартет № 13 си-бемоль минор, соч. 138 — сочинение Дмитрия Шостаковича, написанное летом 1970 года.

В квартете всего одна часть: Adagio — Doppio movimento — Tempo primo.

Произведение посвящено альтисту Квартета имени Бетховена Вадиму Борисовскому. Впервые было исполнено квартетом 11 декабря 1970 года в Москве (прослушивание в Союзе композиторов). Уже через два дня состоялось первое публичное исполнение — в Малом зале им. М. И. Глинки Ленинградской филармонии, а 20 декабря квартет был сыгран в Москве — в Малом зале консерватории.

5 января 1971 года на «Мелодии» была произведена запись произведения (сыграно всё теми же «бетховенцами»).

Произведение является продолжением и развитием языка симфонии № 14 и встаёт в ряд поздних сочинений Шостаковича, посвящённых теме смерти. Партия альта является доминирующей в произведении, что позволило С. М. Слонимскому охарактеризовать квартет как «диалог солирующего альта и струнного трио».

Позднее композитор А. В. Чайковский осуществил переложение квартета для симфонического оркестра (симфония для альта и cтрунных «Тринадцатый»).

Пятнадцать струнных квартетов Дмитрия Шостаковича рядом с пятнадцатью его же симфониями — художественные миры во многом близкие, пересекающиеся. И симфонии и квартеты написаны одной рукой, рождены в душе одного и того же великого мастера. Но их главное сходство не в этом — и в квартетах, и в симфониях композитор запечатлел свое время, свой век.

Симфонии Шостаковича (даже такие глубоко личные симфонии, как Пятая, Десятая, Пятнадцатая) — это всегда симфонии общей судьбы, выпавшей композитору вместе с народом. Анна Ахматова недаром сказала о музыке Шостаковича: «Она была со мной в моей могиле // И пела словно первая гроза». В квартетах же – в точном соответствии с камерным жанром – преобладает исповедальный тон. Здесь нет противоречия: сам композитор нередко называл иные свои квартеты камерными симфониями. Шостакович не возражал против своеобразного «повышения статуса» Восьмого квартета, тотчас переложенного для камерного оркестра (транскрипции сделали Абрам Стасевич и Рудольф Баршай) и ставшего камерной симфонией, популярной во всем мире. Такая же «участь» постигла потом другие квартеты – Четвертый, Десятый, Пятнадцатый: их философская глубина, ничуть не уступающая симфоническим шедеврам Шостаковича, стала достоянием более широкой аудитории. В ряду таких переложений и Симфония для альта и cтрунных «Тринадцатый» – транскрипция Квартета № 13 си бемоль минор, соч. 138, предпринятая Александром Чайковским.

Одночастный Тринадцатый квартет (1970) — музыкальное приношение выдающемуся альтисту Вадиму Борисовскому, чье семидесятилетие отмечалось в январе 1970 года. В последних квартетах Шостаковича особенно остро звучит мотив прощания. Созданный в больничной палате, Тринадцатый квартет носит скорбно-углубленный характер. Не раз отмечалось, что он написан словно бы для солирующего альта и струнного трио (этим продиктована, кстати, и транскрипция Александра Чайковского в виде симфонии для альта и струнных). И еще для одного, не обозначенного в партитуре «пятого инструмента»: музыкантам поручены удары смычка по деке. Сухие «костяшки смерти», как и pizzicato в высоком регистре, вызывают в памяти другие примеры dance macabre («пляски смерти»). Как и в Двенадцатом квартете или Пятнадцатой симфонии, Шостакович прибегает к серийной технике, но его додекафонные темы интонационно рельефны и напевны.

Монолог солиста — поначалу затаенный, полный печальных раздумий, в своем развитии достигает немалого напряжения, подчеркнутого жестким ритмом ледяных аккордов. Центральный раздел, более оживлен — если так можно сказать как раз о той самой пляске скелетов. Возвращающийся монолог альта не сулит просветления — он обрывается пронзительным вскриком на предельно высокой ноте.

Иосиф Райскин

реклама

Словарные статьи

Струнный квартет 12.01.2011 в 16:48

рекомендуем

смотрите также

Реклама