Глазунов. «Из средних веков»

From the Middle Ages (E-dur), Op. 79

Композитор
Год создания
1902
Жанр
Страна
Россия

Симфоническая сюита (1902)

Александр Константинович Глазунов. Портрет работы Ильи Репина

Некоторым отклонением от основного русла развития глазуновского симфонизма представляется написанная после Седьмой симфонии сюита «Из средних веков», в которой сказалось характерное для русского искусства 900-х годов романтическое влечение к образам далекого прошлого или экзотической красочности быта и нравов чужих, неведомых стран. Эти образы, как выражается Оссовский, «врываются» в ясный и устойчивый мир глазуновского классицизма «закованные в броню непреоборимой конструктивной логики».

Раньше других частей сюиты возникла «Серенада трубадура» — «в стиле „Адама де ля Галя“ (!), ну, конечно, поблагозвучней, хотя старался избегать терций на сильных временах», — сообщал Глазунов Римскому-Корсакову в письме от 6 июля 1901 года. Указание на Адама де ля Аля не следует понимать как буквальное подражание. Это небольшая пьеса типа пассакалии с задумчивой мелодией диатонического склада, которая излагается на фоне остинатной фигуры скрипок и арфы, имитирующей звучание лютни. «Пустые» кварто-квинтовые созвучия и модальные обороты гармонии подчеркивают архаический колорит музыки.

Завершив работу над инструментовкой Седьмой симфонии, Глазунов решил включить эту пьесу в состав сюиты, прибавив к ней еще три части. Первые две не имеют в партитуре особых заголовков, но из письма автора Римскому-Корсакову мы узнаем, что одна из них должна была называться «Замок на берегу моря», другая — «Danse macabre» — «шуточный, в форме коротенького Scherzo». Равномерно раскачивающаяся остинатная фигура басов и короткие пассажи скрипок, подобные всплескам волн в первой пьесе, должны, по замыслу композитора, вызывать образ одиноко стоящего старого замка, омываемого ровно и неизменно текущими морскими водами. Этому суровому, сумрачному образу противопоставлена сцена любви (В программе к первому исполнению сюиты содержание этой части поясняется следующим образом: «Море катит седые волны, а на берегу в замке юная чета не слышит рева бури, не видит волн, погруженная в тихое счастье любви».): колорит музыки просветляется благодаря смене минора одноименным мажором, возникает певучая лирическая тема, звучащая все более ярко и страстно. И только в кратком заключении восстанавливается первоначальное движение как напоминание о вечном постоянстве бытия и непрочности, преходящести человеческого счастья.

Средневековый сюжет «Пляски смерти», романтически истолкованный Листом в его знаменитых парафразах на тему Dies irae, получает у Глазунова жанрово-характеристическую трактовку, как картинка народного уличного представления. Используя ту же тему католической секвенции, композитор проводит ее полностью лишь однажды, далее следует ряд свободных вариаций, в которых изредка слышатся отдельные обороты темы. Музыка пьесы носит подчеркнуто холодный бескрасочный характер, создаваемый игрой смычковых на открытых струнах, широким применением ударных тембров (изложение темы вариаций поручено ксилофону) и рядом других приемов. Октавы арфы и фортепиано в заключительном разделе звучат как редкие размеренные удары похоронного колокола.

В последней пьесе «Крестоносцы», своим пышным блестящим колоритом контрастирующей трем предыдущим, возникает излюбленный Глазуновым образ стройного торжественного шествия. Основная маршевая тема подготавливается перекличкой призывных воинских фанфар, в среднем разделе тема хорального склада излагается в форме фугато.

Ю. Келдыш

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама