Богуслав Мартину. Симфоническое рондо «Хавтайм»

Композитор
Год создания
1924
Жанр
Страна
Чехия
Богуслав Мартину / Bohuslav Martinů

«Хавтайм» (англ. Half-time) — симфоническое рондо чешского композитора Богуслава Мартину (1924).

Для истинного таланта источники вдохновения повсюду. Казалось бы, что музыкального можно усмотреть в футбольном матче с его шумом и суматохой? Но чешский композитор Богуслав Мартину блестяще доказал, что спортивная тема не только доступна музыкальному воплощению, но и достойна его – и мы убедимся в этом, познакомившись с его программным симфоническим сочинением, которому автор дал заглавие «Хавтайм» (так в спорте именуется половина игры).

«Хавтайм» написан в 1924 г., Мартину в то время находился в Париже, куда приехал в 1923 г. по государственной стипендии. До прибытия во французскую столицу она ассоциировалась у молодого композитора с импрессионистской утонченностью, но оказалось, что музыкальная жизнь Парижа совершенно иная – в это время во Франции жили и творили такие композиторы, как Артюр Онеггер, Игорь Федорович Стравинский.

Мартину знакомится с их произведениями, особое впечатление производят на него «Свадебка», «История солдата», «Весна священная» и «Петрушка» Стравинского, «Пасифик 231» Онеггера – произведения отнюдь не утонченные, но обладающие очень ярким и выразительным музыкальным языком. В музыке Стравинского его привлекает позитивность и непосредственность: «Жизнь вокруг него исполнена красоты – не воображаемой, не вымышленной, не искусственной и мистической, а простой, естественной красоты реальных вещей», – говорил о нем Мартину. Впитывая эти влияния, он тоже обращается к «красоте реальных вещей» – и создает симфоническое произведение под впечатлением футбольного матча, на котором композитор побывал в 1924 г. во время летних каникул, проведенных в родном городе Поличке.

В «Хавтайме» композитору удалось очень убедительно передать ту шумную и возбужденную атмосферу, которая всегда царит на стадионе: огромное количество людей, охваченных общим волнением, непосредственно и очень бурно реагируют на все перипетии спортивной игры. Музыка Мартину в этом произведении весьма динамична, ее отличает очень напряженный эмоциональный тонус и даже некоторая «взвинченность». Поскольку главное в спорте – это активное движение, на первый план выходит выразительное значение музыкального ритма. Разумеется, не обошлось и без звукоизобразительных моментов, в качестве которых выступают жесткие сочетания аккордов.

Необычное содержание потребовало не совсем обычного исполнительского состава – Мартину вводит в симфонический оркестр фортепиано, в звучании которого подчеркивается «ударное» начало (впрочем, в последующих своих произведениях композитор нередко так поступал). Ударных инструментов он здесь использовал немало, да и группа медных духовых весьма сильна (задействованы четыре тромбона и столько же труб).

Жанр своего сочинения композитор определил как «симфоническое рондо», что соответствовало его музыкальной форме. Однако рондообразность сочетается в нем со сквозным развитием музыкального материала: тема рефрена подвергается варьированию – и тональному, и тематическому, более того – рефрен и эпизоды рондо влияют друг на друга, взаимно обогащаясь новым музыкальным материалом.

Музыка «Хавтайма» слагается из кратких мотивов – очень импульсивных, обладающих предельно энергичным ритмом. Мотивы эти подвергаются разнообразным трансформациям – поручаются различным инструментам и группам, приобретая новую тембровую окраску, изменяется их метроритмическая организация, происходит смещение акцентов. Напряженную атмосферу футбольного матча нельзя было бы передать благозвучными звукосочетаниями – композитор в изобилии использует кварто-квинтовые и даже секундовые созвучия, причем подобные диссонансы зачастую предстают в параллельном движении, создавая своеобразный «шумовой фон», в котором сочетаются различные тональности (например, в партии фортепиано одновременно звучат ре мажор и си-бемоль мажор).

«Хавтайм» впервые исполнил в 1924 г. Пражский оркестр под управлением Вацлава Талиха. Как и следовало ожидать, такое необычное произведение не оставило равнодушным ни одного слушателя – публика разделилась на горячих почитателей композитора и столь же решительно настроенных его противников. Особое раздражение вызывало у критиков в Праге очевидное влияние Стравинского, которое с их точки зрения было «дурным тоном». Не обошлось даже без обвинений в плагиате – поводом послужило сходство одного короткого мотива с балетом «Петрушка».

Обвинение было более чем надуманным: один краткий мотив в десятиминутной композиции – это «капля в море», а развитие его не имело ничего общего с «Петрушкой». Мартину сравнивал таких критиков с теми, «кто видит, что на плите что-то пекут, но что именно, их не интересует». За этой иронией скрывалась горечь молодого и пока еще малоизвестного композитора, живущего вдали от родной страны и потому особенно нуждающегося в признании на родине.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама