Богуслав Мартину

Дата рождения
08.12.1890
Дата смерти
28.08.1959
Профессия
Страна
Чехия
Богуслав Мартину / Bohuslav Martinů

Богуслав Мартину (чеш. Bohuslav Martinů; 8 декабря 1890, Поличка, Богемия, на тот момент Австро-Венгрия — 28 августа 1959, Листаль, Швейцария) — чешский композитор.

Искусство — это всегда личность, которая в одном человеке объединяет идеалы всех людей.
Б. Мартину

В последние годы имя чешского композитора Б. Мартину все чаще упоминается в ряду крупнейших мастеров XX в. Мартину — композитор-лирик, тонко и поэтично воспринимающий мир, эрудированный музыкант, щедро одаренный фантазией. Его музыке свойственны и сочная колористичность народно-жанровых образов, и трагедийный драматизм, рожденный событиями военного времени, и глубина лирико-философского высказывания, воплотившего его размышления о «проблемах дружбы, любви и смерти».

Переживший сложные перипетии жизненной судьбы, связанные с пребыванием в течение многих лет в других странах (Франции, Америке, Италии, Швейцарии), композитор навсегда сохранил в своей душе глубокую и благоговейную память о родном крае, преданность тому уголку земли, где впервые увидел свет. Он родился в семье звонаря, сапожника и театрала-любителя Фердинанда Мартину. Память хранила впечатления детства, проведенного на высокой башне костела Св. Якуба, звон колоколов, звучание органа и бесконечный простор, созерцаемый с высоты колокольни. «...Этот простор — одно из самых глубоких впечатлений детства, особенно сильно осознанных и, по-видимому, играющих большую роль во всем моем отношении к композиции... Это тот простор, который у меня постоянно перед глазами и который, как мне кажется, я всегда ищу в своих работах».

Народные песни, предания, слышанные в семье, глубоко осели в сознании художника, наполнив его внутренний мир реальными представлениями и воображаемыми, рожденными детской фантазией. Они озарили лучшие страницы его музыки, исполненные поэтической созерцательности и ощущения объемности звукового пространства, колокольной окрашенности звучаний, лирической теплоты чешско-моравской песенности. В таинстве музыкальных фантазий композитора, назвавшего свою последнюю Шестую симфонию «Симфоническими фантазиями», с их многоцветной, изысканно-живописной палитрой, и заключается, по словам Г. Рождественского, «та особая магия, завораживающая слушателя с первых же тактов звучания его музыки».

Но к таким вершинным лирико-философским откровениям композитор приходит в зрелый период творчества. Еще будут годы обучения в Пражской консерватории, где он занимался как скрипач, органист и композитор (1906-13), плодотворные занятия с И. Суком, ему выпадет счастливая возможность работать в оркестре знаменитого В. Талиха и в оркестре Национального театра. Вскоре он надолго уедет в Париж (1923-41), получив государственную стипендию для совершенствования композиторского мастерства под руководством А. Русселя (который в день своего 60-летия скажет: «Моей славой будет Мартину!»).

К этому времени уже определились склонности Мартину в отношении к национальной тематике, к импрессионистическому звуковому колориту. Он является уже автором симфонических поэм, балета «Кто самый сильный на свете?» (1923), кантаты «Чешская рапсодия» (1918), вокальных и фортепианных миниатюр. Однако впечатления от художественной атмосферы Парижа, новых веяний в искусстве 20-30-х гг., которые так обогатили восприимчивую натуру композитора, особенно увлекшегося новациями И. Стравинского и французской «Шестерки», оказали огромное влияние на творческую биографию Мартину.

Здесь он пишет кантату на чешские народные тексты «Букет» (1937), оперу на сюжет французского драматурга-сюрреалиста Ж. Неве «Жюльетта» (1937), неоклассические опусы — Concerto grosso (1938), «Три ричеркара» для оркестра (1938), балет с пением «Шпаличек» (1932), основанный на народных танцах, обрядах, легендах, Пятый струнный квартет (1938) и Концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и ударных (1938) с их тревожной атмосферой предвоенного времени.

В 1941 г. Мартину вместе с женой-француженкой вынужден эмигрировать в США. Композитор, чьи сочинения включали в свои программы С. Кусевицкий, Ш. Мюнш, был принят с почестями, достойными известного маэстро; и хотя нелегко было включиться в новый ритм и уклад жизни, Мартину переживает здесь один из самых интенсивных творческих этапов: он преподает композицию, пополняет свои знания в области литературы, философии, эстетики, естественных наук, психологии, пишет музыкально-эстетические эссе, много сочиняет. Патриотические чувства композитора с особой художественной силой выразил его симфонический реквием «Памятник Лидице» (1943) — это отклик на трагедию чешского села, стертого с лица земли фашистами.

В последние 6 лет после возвращения в Европу (1953) Мартину создает удивительные по глубине, искренности и мудрости произведения. В них — чистота и свет (цикл кантат на народно-национальную тему), какая-то особая рафинированность и поэтичность музыкальной мысли (оркестровые «Притчи», «Фрески Пьеро делла Франческа»), сила и глубина идей (опера «Греческие пассионы», оратории «Гора трех огней» и «Гильгамеш»), пронзительная, томительная лирика (Концерт для гобоя с оркестром, Четвертый и Пятый фортепианные концерты).

Творчеству Мартину свойственна широта образного, жанрового и стилистического диапазона, в нем сочетаются импровизационная свобода мышления и рационализм, освоение самых смелых новаций своего времени и творческое переосмысление традиций, гражданственный пафос и сокровенно теплый лирический тон. Художник-гуманист, Мартину видел свою миссию в служении идеалам человечества.

Н. Гаврилова
Источник: Творческие портреты композиторов, 1990 г.


Мартину, Богуслав (8 XII 1890, Поличка, Чехия — 28 VIII 1959, Листаль, близ Базеля, Швейцария) — чешский композитор. Член чешской Академии наук и искусств (1931).

Сын сапожника. Начальное музыкальное образование получил под рук. скрипача-любителя Й. Черновского в Поличке. В 1906-13 учился в Пражской консерватории по классу скрипки, затем органа и композиции. С 1914 играл на скрипке в оркестре Чеш. филармонии, преподавал скрипич. игру в Поличке. С 1919 работал в оркестре Нац. т-ра в Праге, с к-рым гастролировал в Великобритании, Франции, Швейцарии. В 1922-23 совершенствовался в Школе мастеров при Пражской консерватории под рук. Й. Сука, влияние к-рого (особенно его «Азраила»), ощутимое уже в первых симф. поэмах Мартину («Ангел смерти» — «Andel smrti»; «Смерть Тентажиля» — «Smrt Tintagilova», обе 1910), ещё более возросло в период занятий с ним; от Сука Мартину воспринял также блестящее владение орк. техникой. Уже в ранних соч. проявляется нац. своеобразие его творчества (программный струн. квартет «Три всадника» — «Tri jezdci», на сюжет Я. Врхлицкого, 1902; кантата «Чешская рапсодия», написанная в традициях чеш. классики; в ней особенно заметно влияние А. Дворжака).

В 1923-40 жил в Париже, занимался композицией под рук. А. Русселя, с к-рым был дружен мн. годы. В 1941-53 жил в США (гл. обр. в Нью-Йорке), где ранее были известны его симф. соч., в т.ч. «Суматоха» («La bagarre»; исполнено впервые в 1928 Бостонским филармонич. оркестром под упр. С. А. Кусевицкого, сыгравшего важную роль в пропаганде творчества Мартину, к-рый написал для этого оркестра первые симфонии), 2-й струн. квартет и струн. секстет (пр. Э. С. Кулидж, 1932); мн. симф. соч. Мартину исполнял также Ш. Мюнш. Мартину преподавал композицию в Принстонском ун-те, в школе Д. Маннеса в Нью-Йорке, в Танглвуде. С 1953 жил во Франции, Италии, Швейцарии. Работая гл. обр. за рубежом, Мартину постоянно поддерживал связи с родиной (с 1945 чл. муз. об-ва «Умелецка беседа»); о глубокой внутренней связи с чеш. культурой свидетельствуют созданные в 1930-е гг. балет «Шпаличек», хоры на старочеш. тексты, чеш. танцы для фортепиано, а также радиоопера на сюжет чеш. драматурга В. Клицперы «Комедия на мосту» (1935).

Мартину — наиболее значительный чешский композитор 20 в. (наряду с Л. Яначеком). На его творчество (помимо Дворжака и Сука) оказали влияние французские импрессионисты, Руссель, А. Онеггер и И. Ф. Стравинский. М. сочетал традиционные черты чеш. муз. мышления с характерными для совр. ему франц. музыки сдержанностью, стилистич. чистотой и ясностью мелодич. рисунка, красочностью; в этой его ориентации на франц. иск-во проявлялось также стремление преодолеть типичное для чеш. музыки кон. 19-20 вв. нем. влияние.

Произведениям Мартину свойственна развитая полифонич. структура, с резким, свободным голосоведением; позднее — ритмич. острота, выразительная моторность и живой динамизм, к-рые постепенно стали превалировать и более, чем мелодика, определять характер его произв. (симфоническое рондо, посв. футболу, «Хавтайм» — «Half-time», 1924; «Суматоха», соч. урбанистич. характера). В произв. 1930-х гг. (гл. обр. камерных) ощутима связь с чеш. и общеевроп. традициями эпохи барокко и классицизма (3 ричеркара, concerto grosso — жанр, имевший особое значение в творчестве Мартину; 2-й струн. квартет, дуэт для скрипки и виолончели, фортепианные соч.). В эти же годы Мартину создал ряд сценич. произв., в к-рых использовал чеш. фольклор, нар. сюжеты, а также традиции ср.-век. т-ра и принципы итал. комедии del arte (балет «Шпаличек», оперы «Легенды о Марии» и «Театр за воротами»); в процессе их создания Мартину пришёл к прояснению муз. языка и усилению чеш. нац. начала. Он создаёт симф. и камерные соч. разных жанров.

К кон. 1930-х гг. Мартину достигает творч. зрелости; ясно определяются индивидуальные особенности его стиля, осн. на сочетании классич. традиций чеш. музыки с новыми стилистич. течениями 20 в. Углубляется содержание его творчества, усиливается стремление к монументальности. Подчёркнутая моторность, рафинированность, острый юмор и ирония уступают место сдержанному лиризму и мужественному, суровому драматизму. Творческий расцвет Мартину связан с созданием кантаты «Букет», двойного концерта, «Полевой мессы» («Polní mše»), антифашистское патриотическое произведение «Памятник Лидице» («Památník Lidicím»), a также 6 симфоний.

Соч. Мартину первых послевоенных лет отличают черты созерцательности, раздумья; более выразительным и страстным становится муз. язык, часто звучат мотивы тоски по родине (6-я симфония, «Фрески Пьеро делла Франческа», 1955; «Притчи», 1958; кантаты на нар. тексты «Освящение источников» — «Otvírání studánek», для солиста, жен. хора, фортепиано, струнных и декламатора, 1955; «Легенда, возникшая из дыма картофельной ботвы» — «Legenda z dýmu bramborové nati», для солистов смешанного хора и неск. инструментов, 1957). Мартину отличался большой продуктивностью. Он автор 384 произв. (опубликованы многими европейскими и американскими изд-вами).

Сочинения:

оперы (даты постановок) — Солдат и танцовщица (1927, Брно), Слёзы ножа (1935, Брно), Легенды о Марии (1935, Брно), Театр за воротами (1936, Брно), Дважды Александр (1937), Жюльетта (1938, Прага), Ариадна (1958), опера-буффа Мирандолина (Прага, 1959), Греческие пассионы (1961, Цюрих), комич. киноопера Три желания, или Превратности жизни (1929), радиооперы Голос леса (1935) и Комедия на мосту (1937), телеоперы — Женитьба (по Гоголю, 1952) и Чем люди живы (по Л. H. Толстому, 1952);

балеты — Иштар (1924), Кто самый сильный на свете? (1925, Брно), Мятеж (1925, Брно), Мотылёк, который топнул ногой (по Киплингу, 1926), Внимание, съёмка! (1927), Кухонное ревю (1927), Шах королю (1930), Шпаличек (с пением, 1933, Прага), Суд Париса 1935), Душитель (1948);

для солистов, хора и оркестра — оратория Гильгамеш (1955), кантаты: Чешская рапсодия (с органом, 1918), Букет (с детским хором, 1937), Полевая месса (Polní mše, с духовыми и ударными, 1939), Пророчество Исайи (1959);

для opкестра — симфоническое рондо Хавтайм (1924), симфония для 2 оркестров (1932), 6 симфоний (ежегодно — 1942-46 (№№1, 2, 3, 4, 5) и № 6 (1953)), инвенции (1934), Concerto grosso, 3 ричеркара (оба соч. 1938), Памятник Лидице (1943), Sinfonia concertante (для 4 сольных инструментов, струн. орк. и фортепиано, 1949), Токката и 2 канцоны (1946), Фрески Пьеро делла Франческа (1955), Притчи (1958);

для камерного оркестра — Sinfonietta la Jolla (1950), Скала (1957), 3 эстампа (1958);

для инструмента с оркестромконцерты: 5 для фортепиано (1925-56), для скр. (1943), флейты и скр. (1936), влч. (1930, 1944), гобоя (1955), для 2 скр. (1937), концерт для 2 струнных оркестров, фортепиано, ударных (1938), камерный концерт для скр., струн. орк. и литавр (1941), для чембало и камерного орк. (1935), Sinfonietta giocosa (для фортепиано и камерного орк., 1940), рапсодия для альта (1952), конц. сюита для скр. (1945), Sonata da camera для влч. и камерного орк. (1940), Токката и 2 канцоны для фортепиано и камерного орк. (1947);

камерно-инструментальные ансамбли — дуэт для скр. и влч. (1927), струн. и дух. трио, фортепианный квартет, 7 струн. квартетов (1921-47), квартет для гобоя, скр., влч. и фортепиано, квинтеты (2 фортепиано, струн., дух.), струн. секстет, соната и мадригал для фагота, скр. и фортепиано;

для фортепиано — концерт для 2 фортепиано (1943), концертино (1938), соната (1954), фантазия для 2 фортепиано (1929), Марионетки (Loutky, 1-2, 1914-24), Чешские танцы (1929), Прелюды (1929), фантазия и токката (1940), этюды и польки (3 сб-ка, 1945);

для скрипки с фортепиано — 3 сонаты; для виолончели с фортепиано — 2 сонаты;

хоры — 4 мадригала (смеш., 1959), 2 бойницкие песни (муж., 1957), 3 трёхгол. песни (для жен. хора и скр., 1952); песни — Нипонари (для голоса и 7 инстр., 1912) и др., вокальные циклы.

Литературные сочинения: Domov, hudba a svet, Praha; 1966; «1938–1945», Praha, 1947.

Литература: Вайнкоп Ю., Музыкальное обозрение, «Жизнь искусства», 1934, No 13; Шнеерсон Г., Б. Мартину — «Лидице», «СМ», 1947, No 2; Рубин М., Два праздника культуры, там же, 1959, No 10; Паленичек Й., Последняя встреча с Мартину, там же, 1960, No 7; Левашёв Ю., Б. Мартину и его симфоническое творчество, там же, 1961, No 2; Ярустовский Б., Симфонии о войне и мире, М., 1966; Полякова Л., Неделя в Брненском театре, там же, 1966, No 2; Мартынов И., Очерки о зарубежной музыке первой пол. XX в., М., 1970; Иванов К., Богуслав Мартину, «СМ», 1972, No 2; Гаврилова Н., Богуслав Мартину, М., 1974; Safranek M., В. Martinu, the man and his music, N. Y., 1944 (имеется список соч.); его же, В. Martinu, Zivot a dilo, Praha, 1961 (нем. и англ. изд., 1964); его же, В. Martinu domovu, Praha, 1962; В. Martinu — Sbornik vzpominek a studi, Brno, 1957; Nedbal M., Bohuslav Martinu, Praha, 1965; Mihule J., B. Martinu, Praha, 1966, 1972; Halbreiсh H., Martinu. Werkverzeichnis. Dokumentation und Biographie (Z. — Freiburg — Br., 1968); Martinu Сh., Muj zivot s Bohuslavem Martinu, Praha, 1971; Mihule J., B. Martinu. Profil zivota a dila, Praha, 1974.

Й. Бек
Источник: Музыкальная энциклопедия, 1973—1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Муцио Клементи Композиторы
Станислао Маттеи Композиторы

Произведения

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама