Шуберт. Песня «Гретхен (Маргарита) за прялкой»

Gretchen am Spinnrade, Op. 2, D. 118

Композитор
Год создания
1814
Жанр
Страна
Австрия
«Гретхен за прялкой» / Gretchen am Spinnrade

Кем Франц Шуберт определенно не являлся, так это оперным композитором: все оперы, созданные им, ныне забыты. Испытание временем выдержали совсем другие его произведения – песни. Однако песни этого композитора, чей талант был не создан для оперы, по драматической выразительности зачастую оказываются сопоставимыми с оперными сценами. Такова, например, «Маргарита за прялкой».

Литературной основой этой песни стал фрагмент из «Фауста» – драматической поэмы Иоганна Вольфганга Гёте. В поэме данная сцена воспринимается если не как вставной эпизод, то как штрих к образу героини – чистой, невинной девушки Маргариты, погубленной Фаустом. У Шуберта же песня выглядит весьма развернутой сценой с ясно обрисованной обстановкой действия, развитием и кульминацией. Впрочем, внешнего действия здесь нет – как и у Гёте, в этот момент практически ничего не происходит, героиня занята обычной девичьей работой – прядением. Но даже за этим привычным занятием не оставляют ее тревожные мысли о встрече с Фаустом, лишившим девушку покоя. Движения души героини очень тонко переданы в песне Шуберта.

«Маргарита за прялкой» – блестящий пример «возвышения» песни, выхода ее за пределы бытового жанра. Композитор избрал куплетную форму – но трактована она весьма оригинально. Каждый из трех куплетов начинается одинаково – мелодическая фраза, соответствующая словам «Тяжка печаль и грустен свет», играет роль рефрена, но в дальнейшем мелодия в каждом куплете развивается по-особому, следуя за деталями текста.

Фортепиано здесь не просто сопровождает пение – его партия наделена не меньшей значимостью, чем вокальная. Фактура сопровождения, появляющаяся уже во вступлении, живописует обстановку действия – беспрерывное движение шестнадцатых в размере 6/8 имитирует жужжание прялки. Но функция фортепианной партии не сводится к звукозобразительности – эта беспокойная фигурация одновременно становится выражением эмоционального состояния героини.

«Голосом души» Маргариты становится вокальная партия, складывающаяся из коротких фраз (так говорит человек в состоянии сильного душевного волнения). Ее высокая тесситура связана с напряженностью чувств (в кульминационные моменты она почти «срывается на крик»). В мелодии преобладают нисходящие малые секунды и терции, встречаются и «тоскливые» тритоны. Печаль Маргариты подчеркнута и тональностью: композитор избрал для этой песни ре-минор – тональность, типичную для итальянских арий lamento. Однако она не остается неизменной на протяжении всей песни – например, во втором куплете светлые воспоминания о возлюбленном сопровождаются отклонением в мажорные тональности. На этот же куплет приходится кульминация – на словах «Его поцелуй» мелодия достигает высшей точки (соль второй октавы), гармонизованной диссонирующим доминантовым квинтсекстаккордом. Примечательно, что в этот момент движение шестнадцатых в аккомпанементе прекращается – видимо, Маргарита настолько увлеклась воспоминаниями о встрече, столь взволновавшей ее, что забыла о работе… Впрочем, не надолго: через три такта «жужжание прялки» возобновляется. Но не стоит думать, что героиня успокоилась: устанавливающийся доминантовый органный пункт вносит изрядное эмоциональное напряжение, а отдельные группы шестнадцатых поначалу разделяются паузами – монотонное «вращение веретена» в аккомпанементе восстанавливается не сразу (надо полагать, Маргарите нелегко заставить себя вернуться из мира пленительных мечтаний к повседневности).

«Маргарита за прялкой» – блестящий пример песни – драматической сцены с музыкальным развитием, тонко следующим за текстом.


В «Фаусте» Гёте песня Гретхен — небольшой, как бы вставной эпизод, не претендующий на полноту обрисовки одного из центральных персонажей. Шуберт же вкладывает в нее объемную, исчерпывающую характеристику, обобщая черты этого чистого, поэтичного образа. Песня Гретхен может быть отнесена к категории произведений, именуемых Серовым «великими драматическими поэмами».

Песня Гретхен — тонкий психологический этюд, раскрывающий «ее любовь, как половодье, без удержу, без берегов» (перевод Б. Пастернака).

Шуберт глубоко проникает во внутренний мир любящей и страдающей женщины, показывает всю бесконечную женственность Гретхен, переходы и оттенки ее чувств: душевную взволнованность и мечтательную задумчивость, тоску и томление страсти, предчувствие трагической разлуки. «Тяжка печаль и грустен свет»,— так начинает и заканчивает Гретхен свою песню.

Напряженность душевной жизни Гретхен проступает особенно ярко на фоне житейски обыденной домашней обстановки. В скромной комнате Гретхен одна сидит за прялкой и под однообразное гудение веретена предается своим мыслям.

«Гретхен за прялкой» (другое название — «Маргарита за прялкой») изложена в строфической (куплетной) форме. Но лирико-драматический замысел песни, ее «сюжетность» определили более сложную и драматическую трактовку формы. Каждая из трех строф песни в соответствии с поэтическим текстом Гёте начинается одинаково — с припева, и его строение остается неизменным. Зато рамки следующего раздела строфы раздвигаются: в каждом новом разделе происходит вариационное развитие материала, заложенного в припеве. Кроме того, припев и следующий за ним развивающийся раздел куплета связывают разной протяженности переходные построения, которые способствуют единству формы, а также расширению ее общих границ.

Обе партии — вокальная и фортепианная — широко развиты и равно значительны. Вокальная партия — как бы голос самих чувств Гретхен. В фортепианной же партии выразительные и изобразительные функции неотделимы. Создавая общую атмосферу песни, партия фортепиано вносит также конкретность, предметность в драматический монолог Гретхен.

Мелодия песни может служить классическим примером шубертовского мелодизма. Легко запоминаемая, захватывающе выразительная, она представляет собой сложный интонационный комплекс.

В начальном четырехтактном предложении, состоящем из двух звеньев, заключено мелодическое ядро всего произведения. Первый двутакт построен на опевании квинтового звука, окруженного поступенным ходом и замыкающей его горестно никнущей секундовой интонацией:

Пауза, подобно вздоху, отделяет первую фразу от второй, в которой появляется новый мелодический оборот — скачок на кварту вверх и возврат к исходному звуку.

Выразительность мелодии усилена ритмическим строением: сочетание разнообразных длительностей приближает песенные по существу интонации к естественности человеческой речи.

Второе предложение начального периода, образующего припев, формируется как мелодическое развитие первого. Все дальнейшее развертывание песни основывается на тонком варьировании, на многообразной разработке мелодико-ритмических оборотов, заключенных в первых фразах.

В зависимости от текста Шуберт усиливает или акцентирует то распевность, то драматическое начало, заложенное в декламационных оборотах мелодии. Это последнее особенно заметно в кульминационных моментах, драматизм которых требует особой интонационной приподнятости. Так, в кульминации второго куплета («пожатие рук, его поцелуй») подчеркнут мелодический ход на терцию, затем на кварту; в кульминации третьего куплета («с ним умереть») — интервал квинты:

Кульминации в каждом куплете составляют своеобразную цепь вершин, опорных точек сквозного развития песни (в первом куплеие диапазон мелодии в пределах октавы, во втором — ноны, в третьем — децими). Вершина, достигнутая в последнем куплете, — драматическая кульминация всего произведения.

Первостепенна роль партии фортепиано. Как и во многих других песнях, в «Гретхен за прялкой» сопровождение выполняет организующую роль, единообразием моторного движения цементируя куплеты в единое целое. На сопровождение возложены и изобразительные функции (прялка). В этом плане фортепианная партия становится носительницей самостоятельного образа. Налицо характерный, для немецкой музыки чуть ли не традиционный, прием изображения прялки. Это относится и к ритмической затактовой формуле восьмых, и к «кругообразному» звуковому рисунку, как бы воссоздающему непрерывное жужжание веретена. Аналогичные примеры встречаются в оратории «Времена года» Гайдна, в «Песнях без слов» Мендельсона, в «Летучем голландце» Вагнера:

В песне Гретхен внешняя описательность неотделима от эмоционально-психологической настроенности самой Гретхен. Вовлеченные в единый эмоциональный поток описательные моменты усиливают общее напряжение, углубляют психологический реализм всего произведения.

Обрамляя песню, фортепианная партия своим вступлением вводит в атмосферу песни и закрепляет ее в заключении. Именно полное слияние и взаимопроникновение обеих партий создает высшую степень художественности. Их единство в большой мере вызвано прямой интонационной связью. Затактовый ход (от терцового звука к квинтовому), с которого начинается вокальная мелодия, служит как бы продолжением поступенного движения (от тонического звука к терции), которое содержится во вступлении; квартовый оборот в вокальной партии повторяет оборот басового голоса в фортепианной партии:

Тонкое взаимодействие обеих партий можно проследить на примере второго куплета песни. В нем раскрывается остро драматическая ситуация: Гретхен во власти чувств и воспоминаний («Его улыбка и блеск очей... пожатие рук, его поцелуй»), В упоении страсти она не замечает, с какой стремительностью начинает вращаться веретено. Внезапно движение прялки останавливается. Это заставляет ее очнуться. Тогда, с трудом подавляя захлестнувшее ее волнение, возвращается Гретхен к печальной действительности и вновь начинает свою однообразную работу.

Волна нарастающего возбуждения в этом куплете начинается переходом в мажор. В первых фразах этого построения плавность течения мелодии еще сохраняется. Заметнее изменяется сопровождение: его нижние голоса собираются в аккорд, отчего гармоническая фигурация становится более выпуклой, а вся фактура более полнозвучной, насыщенной. Вслед за относительным спокойствием мажорного четырехтакта все приходит в движение. Восходящие секвенции, интенсивное дробление структуры, увеличивающаяся разорванность мелодической линии подводят к кульминации. Ее динамика и экспрессивность подчеркнуты внезапностью торможения и полной остановкой.

В наступившей тишине слышатся поначалу короткие, прерываемые паузами, фразы фортепиано, а затем восстанавливается прежнее единообразное движение — монотонное гудение веретена:

Нарисованные рукой мастера некоторые детали в фортепианной партии помогают проникнуть в глубь психологического состояния, понять и почувствовать переходы от бурного эмоционального подъема к спаду, от мечты — к житейским будням, к естественному в этом случае рефрену: «тяжка печаль и грустен свет».

В «Гретхен за прялкой», как во многих других драматических песнях, Шуберт достигает полного слияния поэтического образа с динамикой музыкального развития.

В. Галацкая

реклама

вам может быть интересно

Гендель. Оратория «Иуда Маккавей» Вокально-симфонические

Публикации

Словарные статьи

Песня 12.01.2011 в 15:35

рекомендуем

смотрите также

Реклама