Дворжак. Фортепианное трио No. 2

Piano Trio No. 2 (g-moll), Op. 26, B. 57

Композитор
Год создания
1876
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

Второе Фортепианное трио Антонина Дворжака отделено от предыдущего произведения в этом жанре менее, чем годом. К работе над Фортепианным трио № 2 соль минор композитор приступил вскоре после завершения оперы «Ванда», его «современниками» являются Струнный квартет № 8 ми мажор, хоровые сочинения на моравские народные тексты и на стихи Адольфа Гейдука, а вскоре после завершения Трио появляются первые эскизы Stabat mater.

Это камерное сочинение было написано довольно быстро – в течение восемнадцати дней. Композитор завершил его в начале января 1876 г. Хронологическая близость к предыдущему Фортепианному трио определила некоторые черты сходства, которые можно усмотреть между двумя камерными сочинениями для скрипки, виолончели и фортепиано. Сходство проявляется, прежде всего, в области формы – подобно Первому трио, Второе имеет вид классического четырехчастного цикла с быстрыми крайними частями, имеющими сонатную форму, медленной второй и скерцозной третьей. Но как различен образно-эмоциональный строй произведений! Первое фортепианное трио, хотя и имеет оттенок драматизма, в целом производит впечатление светлого и оптимистичного произведения, но после его создания Дворжак перенес тяжелую утрату – в августе 1875 г. он похоронил дочь Йозефину, умершую в младенчестве. Чувства, связанные с этой личной трагедией, все еще владели композитором в период работы над соль-минорным Трио, и это определило его меланхолический характер.

По форме Второе трио более лаконично, чем Первое – ни в одной из частей количество тем не превышает двух. Более того, темы произрастают из общей основы. Эта близость к принципам монотематизма в наибольшей степени проявилась в первой части – Allegro moderato, в которой отсутствует ярко выраженный контраст между двумя интонационно родственными темами. Вторая часть – Largo – построена на одной теме, которая подвергается различным преобразованиям, сохраняя при этом характер сосредоточенного размышления. Даже скерциозная третья часть – Scherzo. Presto – не изменяет общего эмоционального строя Трио. Просветление наступает лишь в четвертой части – Finale. Allegro non tanto.

Фортепианное трио № 2 соль минор впервые прозвучало в 1879 г. в исполнении Фердинанда Лахнера, Алои Неруды и самого Антонина Дворжака. Произведение удостоилось одобрительных оценок, критики усматривали в нем «свежие идеи» и национальную самобытность тематического материала.

Камерно-инструментальное творчество Дворжака

реклама

вам может быть интересно

Прокофьев. Увертюра на еврейские темы Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама