Брамс. Фортепианный концерт No. 1, ре минор

Piano Concerto No. 1 (d-moll), Op. 15

Композитор
Год создания
1858
Дата премьеры
22.01.1859
Жанр
Страна
Германия
Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

Послушать

Чикагский симфонический оркестр, дирижёр Фриц Райнер, солист Артур Рубинштейн

Запись 17 апреля 1954 года

I — Maestoso
II — Adagio
III — Rondo: allegro non troppo

В 1850-е годы немецкой публике был известен молодой пианист Иоганнес Брамс, в репертуаре которого были фортепианные концерты Моцарта и Бетховена. В начале 1880-х во всех крупных городах Германии и Австро-Венгрии успели оценить Первый концерт Брамса ре минор, соч. 15, в исполнении автора. Однако успех к сочинению пришел не сразу: премьера в Ганновере 22 января 1859 года и последовавшее вскоре исполнение концерта в Лейпциге Брамса не порадовало. Понятно, что «пронзительные диссонансы» и«неприятные звуки», как выразился обозреватель «Сигнала музыкального мира» Эдвард Бернсдорф, не понравились критикам. Как ни странно, публике концерт сперва тоже не понравился. В Лейпциге обошлось без аплодисментов. Фирма «Брайткопф и Гертель» даже отказалась сотрудничать с молодым и по-видимому неперспективным композитором.

А дело в том, что первые слушатели ждали привычной концертной музыки – виртуозной и необременительной. Вместо этого им предъявили сочинение симфонических масштабов, перекликающееся с Девятой симфонией Бетховена. В первой части концерта бушуют нечеловеческие страсти, но ошеломленные меломаны не смогли сполна насладиться даже Adagio – прекрасным образцом брамсовской лирики (сам композитор говорил, что вторая часть концерта – это портрет его музы Клары Шуман).

А. Булычёва

реклама

вам может быть интересно

Записи