Брамс. Фортепианный концерт No. 2

Piano Concerto No. 2 (B-dur), Op. 83

Композитор
Год создания
1881
Дата премьеры
09.11.1881
Жанр
Страна
Германия
Иоганнес Брамс / Johannes Brahms

«Юноша и зрелый муж», – так Теодор Бильрот, близкий друг Иоганнеса Брамса, охарактеризовал два фортепианных концерта, созданных композитором. Это высказывание соответствует не только хронологии написания произведений, разделенных более чем двумя десятилетиями, но и их характеру. Второй концерт – стройный и уравновешенный по композиции, выделяющийся эпической широтой, так же отличается от порывистого Первого, как зрелый человек и опытный композитор, каким был Брамс на момент создания Второго концерта, отличается от молодого композитора, в начале своего творческого пути создавшего Первый концерт. В Концерте № 2 нет трагического смятения чувств, он отражает мироощущение человека, уверенно следующего по жизненному пути, но всё так же влюбленного в жизнь и ощущающего красоту мира.

И всё же у двух фортепианных концертов Брамса есть нечто общее – в обоих произведениях жанр концерта вбирает в себя черты симфонии. Сходство произведений проявляется в соотношении фортепианной партии с оркестровой тканью – без явного противопоставления, первая словно «вплавлена» во вторую. Партия солирующего инструмента очень богата и разнообразна – в ней присутствуют и различные варианты мощной аккордовой фактуры, и утонченность штриха. По сложности фортепианной техники Второй концерт не уступает Первому, но здесь она выглядит более блестящей, более эффектной (чего, по-видимому, не хватало слушателям-современникам в Концерте № 1).

В Концерте для фортепиано с оркестром № 2 Иоганнес Брамс показал себя как композитор, уверенно следующий своим собственным путем, не оглядываясь на большинство… но для этого не обязательно изобретать нечто экстравагантное – напротив, композитор сохранял приверженность классическим канонам в те времена, когда многие его современники под влиянием Ференца Листа предпочитали создавать одночастные концерты, Брамс написал циклическое произведение, причем не трехчастное, а четырехчастное – что тоже сближает его с симфоническими циклами.

Основа образного строя Концерта – диалектическое единство строгости и мятежности – намечается уже во вступлении к первой части – Allegro non troppo, в котором композитор не дает пианисту возможности поразить публику техникой, а излагает глубокую мысль, зарождающуюся во взаимодействии «высказывания» валторны и фортепианных аккордов. В последующих фразах деревянных духовых эпическое начало органично сливается с лирическим, а сольное «высказывание» фортепиано исполнено патетики. Этот контраст интонационных сфер, намеченный во вступлении, получает развитие в экспозиции – в противопоставлении главной партии и побочной, одновременно играющей роль заключительной. Разработка основывается на вариантном развитии исходных мотивов, кульминация его приходится на переход к репризе.

Мятежная патетика («флорестановское начало», если проводить параллель с шумановскими образами), воплощенная в побочной партии первой части, выступает на первый план во второй части – Allegro appassionato. Оно пронизано активным движением и эмоциональной экспрессией, однако эти черты не исключают напевности мелодических линий и даже аккордовых пластов. Вторая часть представляет собой сонатную форму с разработкой и эпизодом, между главной и побочной партиями нет острого противопоставления, и разработка выявляет их близость.

Часть третья – Andante – лирический центр произведения, в котором концентрируются различные ипостаси брамсовской лирики. Здесь можно услышать интонации романса, колыбельной, страстного речитатива, присутствует в Andante и элемент хоральности, но всё это предстает в органичном единстве, объединяясь в «текучем» развитии музыкальной мысли – как разные грани одного образа.

Финал – Allegro grazioso – имеющий форму рондо-сонаты, выглядит широко развернутой панорамой венской музыкальной жизни (интересно, что начинается он не в основной тональности). Его многотемность граничит с сюитностью – например, побочная партия, следующая за грациозным рефреном, состоит из нескольких тем, имеющих венгерские черты. Примечательно, что Брамс снабдил четвертую часть указанием «грациозно», которое прежде использовалось композитором только применительно к скерцо.

Официальной датой премьеры Концерта № 2 считается девятое ноября 1881 г., произошло это в Будапеште, но несколько раньше в Майнингене состоялась премьера неофициальная – Ганс фон Бюлов предоставил композитору возможность «испытать» произведение в живом звучании. Судьба Второго концерта оказалось более счастливой, чем Первого – это сочинение Брамса сразу было по достоинству оценено публикой и приобрело популярность. Довольно часто Иоганнес Брамс исполнял его на гастролях, причем иногда он сам дирижировал Концертом, солировал на рояле в таких случаях Ганс фон Бюлов.

Фортепианный концерт No. 1
Симфоническое творчество Брамса

Послушать:

Симфонический оркестр NBC, дирижёр Артуро Тосканини, солист Владимир Горовиц

Запись 1940 года с концерта в Карнеги-холле

I — Allegro non troppo
II — Andante appassionato
III — Andante
IV — Allegro grazioso

реклама

вам может быть интересно

Камиль Сен-Санс. Фортепианное трио No. 2 Камерные и инструментальные

Записи

рекомендуем

смотрите также

Реклама