Бетховен. Струнные трио

String Trios, Op. 9

Композитор
Год создания
1798
Жанр
Страна
Германия
Людвиг ван Бетховен / Ludwig van Beethoven

Список сочинений Бетховена

Среди камерно-ансамблевых сочинений Людвига ван Бетховена, созданных композитором в ранний период его творчества, особое место занимают написанные в 1798 г. три струнных трио (для скрипки, альта и виолончели), составляющие Op. 9. Если в предыдущих сочинениях, написанных для аналогичного состава – Струнном трио № 1 ми-бемоль мажор и Струнном трио № 2 ре мажор («Серенаде») композитор следовал традициям дивертисмента, то теперь он решительно отходит от этих традиций. Все три произведения четырехчастны, причем структура цикла напоминает симфонию (не исключено, что струнные трио становятся для молодого композитора своеобразным «подступом» не только к струнному квартету, но и к симфонии – всего год отделяет время завершения этих струнных трио от начала работы над Симфонией № 1 до мажор).

Первая часть Струнного трио № 1 Op. 9 соль мажор – Adagio – Allegro con brio – открывается медленным вступлением. Главная партия последующего Allegro в интонационном плане кажется его продолжением, хотя и в быстром темпе. Энергичную тему проводит виолончель. Завершает экспозицию более сдержанная побочная партия. После повторения тем они развиваются в разработке, повторяются в репризе, далее следует кода. В целом первая часть производит впечатление уравновешенности, в ней нет острой конфликтности. Еще более безмятежное настроение господствует во второй части – Adagio ma non tanto e cantabile. Важную роль в создании такого музыкального образа играет ритм, напоминающий колыбельную – его завораживающее воздействие придает второй части оттенок мечтательности. Часть третья – Scherzo. Allegro – скерцо с очень интересной формой. Тема среднего раздела (трио) повторяется, но не полностью, затем воспроизводится в другой тональности – но тоже останавливается, и только после четвертого проведения трио (снова в другой тональности) возвращаются темы крайнего раздела, но с изменениями. Финал – Presto – очень красочен и ярок. Вместо традиционного рондо композитор использует сонатную форму.

Первая часть Струнного трио № 2 Op. 9 ре мажор – Allegretto – открывается относительно спокойной темой, которую проводит скрипка. Ее светлое настроение поддерживается второй темой, исполняемой всеми инструментами. Завершает экспозицию тема более сдержанная, но несколько игривая. В разработке развивается музыкальный материал всех трех тем. В конце ее виолончель звучит довольно высоко. За репризой следует радостная и красочная кода. Часть вторая – Andante quasi allegretto – выглядит игривой благодаря использованию приема pizzicato. Еще более легкой кажется вторая тема. Музыкальный материал воспроизводится с различными преобразованиями, и завершается вторая часть кодой. Часть третья – Menuetto. Allegretto – обозначена как менуэт, но в характере музыкального движения есть нечто от скерцо, восхищающего своей легкостью. Финал – Rondo. Allegro – в отличие от четвертой части предыдущего трио данного опуса, написан в форме рондо. Жизнерадостная и относительно простая тема-рефрен появляется в изложении виолончели.

Первая часть Струнного трио № 3 Op. 9 до минор – Allegro con spirito – начинается суровым нисходящим мотивом, интонируемым в унисон всеми тремя инструментами, ему «отвечает» беспокойное движение, в котором ни об одном инструменте нельзя сказать, что он играет доминирующую роль. Подобное соотношение инструментов ансамбля сохраняется на протяжении всей первой части, а первоначальный мотив появляется еще неоднократно, играя особую роль, особенно в разработке. Вторая часть – Adagio con espressione – отличается от первой части большей мрачностью и меланхоличностью, в ней слышатся мучительные сомнения. Часть третья – Scherzo: Allegro molto e vivace – скерцо, в котором тревожности и взволнованности крайних разделов противопоставляется сдержанное и беззаботное трио. Финал – Presto – написан в форме рондо.

Произведения, составляющие Op. 9, стали последними струнными трио Людвига ван Бетховена – больше он не создавал камерных сочинений для такого состава. Эти три струнных трио открывают прямую дорогу к симфониям и струнным квартетам Бетховена, первые из которых будут созданы в скором времени.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама