Бетховен. Струнное трио No. 2 («Серенада»)

String Trio (D-dur), Op. 8

Композитор
Год создания
1797
Жанр
Страна
Германия
Людвиг ван Бетховен / Ludwig van Beethoven

Список сочинений Бетховена

Людвиг ван Бетховен создал пять произведений в жанре струнного трио (для скрипки, альта и виолончели). Все они написаны в ранний период творчества – между 1794 и 1798 гг. – но особую известность приобрело Струнное трио № 2 ре мажор, известное также как «Серенада». Это произведение действительно выделяется среди бетховенских струнных трио своей изобретательностью и жизнерадостностью. Бетховен предстает в нем во всей красе того упоения жизнью, которое свойственно юности. Композитор был молод, полон творческих идей, он активно осваивал излюбленные жанры и общий стиль музыки, которая была любима венской публикой, но одновременно он отстаивал свое право на композиторскую индивидуальность.

Как известно, композитор хотел быть не «вторым Моцартом», а «первым Бетховеном», но все-таки без следования традициям, без учета того, что нравилось венской публике, было не обойтись. Одним из любимых жанров той эпохи была серенада – близкий к дивертисменту жанр, подразумевающий многочастное произведение (как правило, от пяти до семи частей, иногда и больше), исполняемое на открытом воздухе, нередко заказываемое для какого-нибудь торжественного случая (например, аристократического бракосочетания). Немало таких произведений создал Вольфганг Амадей Моцарт (самым известным из них стала «Маленькая ночная серенада»). Такие произведения публика ценила не за изобретательность тематического развития, не за серьезность и глубокий смысл, а за приятность мелодий. И если в своем первом струнном трио Бетховен предпринимает попытку насытить традиционную дивертисментную форму более серьезным содержанием, то в «Серенаде» он в большей степени следует традициям дивертисментного жанра, разворачивая перед слушателями целую палитру изящных мелодий.

Та легкость, с которой сменяют друг друга настроения и танцевальные ритмы, может создать впечатление, что и создавалось произведение легко, на одном дыхании, но в действительности работа над Струнным трио № 2 растянулась на несколько лет. Наиболее ранние наброски к нему исследователи обнаружили рядом с эскизами к фортепианным трио Op. 1 и к фортепианному Концерту № 2, относящимися к 1794 г., а завершена «Серенада» в 1797 г., и в том же году издательство «Artaria» опубликовало ее в Вене. Это не единственное раннее сочинение Бетховена, работа над которым оказалась столь длительной, да и впоследствии композитор был склонен к длительной «отделке»: «Я переделываю многое, отбрасываю, пробую снова до тех пор, пока не бываю удовлетворен», – говорил он. Применительно к Струнному трио № 2 он, по-видимому, остался доволен своей работой – об этом свидетельствует сам факт его публикации как опуса под определенным номером (не все свои ранние сочинения композитор удостоил такой чести – ведь самокритичность всегда свойственна гениальным личностям).

Жанр серенады нес в себе оттенок «восхваления», поэтому такие произведения нередко начинались и заканчивались маршами – и Бетховен следует этой традиции. В первой части – Marcia. Allegro – многие музыковеды усматривают связь с французской музыкальной традицией, проявляющуюся, в частности, в пунктирном ритме, с которым сопоставляется другой тематический элемент – триольный. Главную роль композитор отдает скрипке. Многочисленные октавные удвоения создают особый, глубокий тембр.

Вторая часть – Adagio – имеет сонатную форму. При всей контрастности первых двух частей интонационная связь между ними очевидна: пунктирный ритм, мелодические ходы по звукам трезвучия. Главная роль вновь принадлежит скрипке с ее выразительной и изысканной партией. Композитор активно использует двойные ноты, словно стремясь «преодолеть» трехголосную фактуру струнного трио, сделать ее более насыщенной и плотной.

Часть третья – Menuetto. Allegretto – поражает разнообразием штрихов. Подобно первой части, здесь сопоставляются контрастные тематические элементы: туттийные аккорды в нюансе ff и легкие, изящные интонации, исполняемые на staccato. В коде от одного инструмента к другому переходит имитация «золотого хода валторны».

В части четвертой – Adagio – Scherzo – сопоставляются контрастные образы: трагическая мелодия, напоминающая арию lamento, и легкая тема с юмористическим оттенком.

Часть пятая – Allegretto alla Polacca – заменяет собой традиционное рондо. Вместо него композитор использует полонез – танцевальный жанр, приобретший популярность в Вене в конце XVIII столетия. Темы отличаются зажигательностью и легкостью.

Часть шестая – Andante quasi Allegretto – представляет собой вариации на тему, интонационно родственную маршу, открывающему произведение. Марш, который завершает «Серенаду», воспринимается как одна из вариаций.

В 1803 г. появилось переложение Струнного трио № 2 для альта и фортепиано, известное как Ноктюрн, но оно не является авторским. В письме к издателю Бетховен просит не приписывать ему авторство этой аранжировки, поскольку сделал ее не он. Хотя композитор, по его словам, «основательно подправил» переложение, он утверждает, что издатель солгал бы, представив данную аранжировку как авторскую.

реклама

вам может быть интересно

Дворжак. Симфония No. 7 Симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама