Бетховен. Струнное трио No. 1

String Trio (Es-dur), Op. 3

Композитор
Год создания
1795
Жанр
Страна
Германия
Людвиг ван Бетховен / Ludwig van Beethoven

Струнные трио, на первый взгляд, не занимают в камерно-инструментальном творчестве Людвига ван Бетховена такого значительного места, как струнные квартеты – композитор создал всего пять произведений в этом жанре, и все они относятся к раннему периоду творчества, в зрелые годы он к такому инструментальному составу не обращался. Но бетховенские струнные трио стали для молодого композитора той «творческой лабораторией», в которой он оттачивал мастерство перед тем, как подступиться к жанру струнного квартета. На примере струнных трио хорошо видно, как он одновременно и перенимает опыт предшественников, и «вступает в спор» с ними.

Первой «пробой пера» в данном жанре стало Струнное трио № 1 ми-бемоль мажор. Среди музыковедов нет единого мнения относительно того, когда Бетховен начал его создавать: одни исследователи полагают, что работа над трио началась еще в Бонне, другие – что уже в Вене. Но, так или иначе, фрагмент произведения был завершен в 1794 г. и предположительно передан графу Вальдштейну, а окончательный вариант датирован 1795 г, и опубликован он был в 1796 г.

Молодой композитор создает шестичастное трио для скрипки, альта и виолончели в тональности ми-бемоль мажор… Эти черты заставляют вспомнить об одном произведении его старшего современника – Вольфганга Амадея Моцарта – Дивертисменте для струнного трио ми-бемоль мажор (маловероятно, что Бетховен не был знаком с этим произведением – и моцартовское творение вполне могло послужить для него образцом). Не только основная тональность и структура цикла роднят моцартовское трио с бетховенским – в партитурах этих произведений обнаруживаются и другие общие черты. Впрочем, построение струнного трио по типу дивертисмента не вызывает удивления – этот жанр пользовался популярностью в Вене в конце XVIII столетия.

Наиболее интересной представляется первая часть трио – Allegro con brio, написанная в сонатной форме. Некоторые моменты его могли шокировать венскую публику не меньше, чем шокировали ее манеры Бетховена – например, острые синкопы, длительная разработка, своей напряженностью и интенсивностью тематической работы решительно выводящая произведение за пределы развлекательного жанра. Во второй части – Andante – разворачивается весьма интересное взаимодействие между тремя инструментами. Основу музыкального развития составляет краткий мотив, предстающий в разнообразных преобразованиях. Третья часть – Menuetto. Allegretto – один из двух менуэтов, которые были необходимой составляющей дивертисментов. Этот менуэт краток, а его изысканность – в особенности в среднем разделе – соответствует развлекательной природе дивертисментного жанра. Своеобразно взаимодействуют инструменты в ля-бемоль мажорной четвертой части – Adagio: аккомпанирующие элементы фактуры передаются то скрипке, то виолончели. Часть пятая – Menuetto. Moderato – второй менуэт, но он выглядит более активным и «наступательным», чем первый, а его до-минорный средний раздел отличается особой взволнованностью. Шестая часть – Finale. Allegretto – пламенное рондо в двухдольном размере. В эпизодах, чередующихся с рефреном, предстают далекие гармонические соотношения и контрастные ритмы.

В Струнном трио № 1 ми-бемоль мажор Людвиг ван Бетховен предстает молодым музыкантом, недавно прибывшим из провинции и старающимся «вписаться» в музыкальную жизнь столицы соответственно музыкальным предпочтениям венцев. Но в нем уже чувствуется почерк самобытного композитора, который менее всего склонен угождать вкусам толпы, ограничивая свое творчество развлечением публики приятной музыкой. В дальнейшем композитор создал еще четыре струнных трио.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама