Дворжак. Струнный квартет No. 10, «Славянский»

String Quartet No. 10 (Es-dur), Op. 51, B. 92

Композитор
Год создания
1879
Дата премьеры
29.08.1879
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

К концу 1870-х гг. Антонин Дворжак становится известным композитором. С успехом прошла премьера его комической оперы «Хитрый крестьянин», состоялся его авторский концерт, на котором сам композитор встал за дирижерский пульт. Его произведения – в частности, Славянские рапсодии и Славянские танцы – имеют успех за пределами Чехии. Большой честью для себя Дворжак счел заказ от скрипача Жана Беккера, возглавлявшего прославленный итальянский ансамбль – Флорентийский квартет. Музыкант обратил внимание на ярко выраженный национальный характер многих предшествующих произведений Дворжака, отразивших черты славянской музыки, и пожелал, чтобы струнный квартет, предназначенный для его ансамбля, тоже был «славянским».

Композитор с готовностью принялся за сочинение, приступив к работе в Рождество 1878 г., но вскоре различные обстоятельства помешали ее продолжению. В начале января 1879 г. Иоганнес Брамс по пути из Лейпцига в Вену нанес визит в Прагу, посетив своего чешского коллегу. После отъезда Брамса к Дворжаку обратился дирижер Карел Книттл, который руководил хором «Глагол пражский», он попросил композитора создать вокально-оркестровое произведение для большого концерта, запланированного на март 1879 г. Отказать в такой просьбе Дворжак не мог – ведь несколько лет назад именно этот коллектив впервые исполнил кантату «Гимн», прославившую его имя. В январе и феврале 1879 г. композитор работает над «Псалмом 149», и только в марте он получает возможность заняться струнным квартетом, который заказал ему Беккер, и тогда рождается Струнный квартет № 10 ми-бемоль мажор, известный под неофициальным заглавием «Славянский».

Десятый квартет создавался по заказу, и различные обстоятельства отвлекали композитора от работы над ним, но это не помешало Дворжаку создать прекрасное произведение, ставшее замечательным образцом его зрелого стиля. То было началом сравнительно короткого (с 1878 г. по 1881 г.), но исключительно плодотворного периода в творчестве Дворжака, который именуют «славянским». Славянская тематика в творчестве Дворжака в это время выходит на первый план: классический принципы построения формы соединяются с чешским тематизмом, а в циклических произведениях появляются народные жанры. Обладает такими чертами и Десятый квартет. Желание Жана Беккера было выполнено – заказанное им сочинение действительно стало славянским.

Произведение представляет собою четырехчастный цикл, но структура его своеобразна: вопреки классическим традициям, в квартетном цикле отсутствует скерцо, вместо него композитор ввел вторую медленную часть. Все индивидуальные черты стиля Дворжака воплотились в Славянском квартете очень ярко, тематизм самобытен, его развитие весьма изобретательно, и особую роль в нем играет варьирование. Композитор прекрасно знает природу каждого из инструментов струнного квартета и учитывает их особенности, что позволяет придать каждому голосу самостоятельность и рельефность мелодической линии – так возникает полимелодическая фактура, в которой каждый голос «поет».

Первая часть – Allegro ma non troppo – написана в сонатной форме с зеркальной репризой, но особого драматизма в ней нет, она выдержана в духе спокойного лирического высказывания.

Славянская природа произведения с особой полнотой выразилось во второй части Квартета – Dumka (Elegia). Andante con moto. Композитор подчеркнул национальное своеобразие второй части, дав ей заглавие Думка. Дворжак и прежде создавал пьесы с таким названием, восходящим к славянскому песенному фольклору, но эта Думка имеет важное отличие от тех пьес – в ней ярко выражен контраст между разделами. В лирическом первом разделе кантиленная мелодия меланхолического характера звучит в сопровождении виолончели, исполняющей на пиццикато арпеджированные аккорды, имитируя звучание народных струнно-щипковых инструментов. Тема быстрого раздела – танцевального – основывается на интонациях той же мелодии.

Иные оттенки лирического чувства раскрываются в третьей части – Romanza. Andante con moto, в ней есть и светлая печаль, и волнение, и страсть.

Подобно второй части, финал – Finale. Allegro assai – опирается на народно-жанровые истоки. По словам композитора и педагога Карла Штеккера – современника Дворжака, это не что иное, как скочна (чешский народный оживленный танец), облеченная в сонатную форму.

Струнный квартет № 10 ми-бемоль мажор впервые прозвучал в Берлине в июле 1879 г. на частном музыкальном вечере, посвященном Антонину Дворжаку, в доме знаменитого скрипача Йозефа Иоахима. В ноябре того же года в Магдебурге состоялось первое публичное исполнение произведения, которое имело большой успех и в ближайшие месяцы было исполнено в Гамбурге, Вене, Праге, Ганновере и других городах. Десятый квартет и сегодня является одним из самых популярных творений Дворжака.

Камерно-инструментальное творчество Дворжака

реклама

вам может быть интересно

Словарные статьи

рекомендуем

смотрите также

Реклама