Дворжак. Струнный квартет No. 6

String Quartet No. 6 (a-moll), Op. 12, B. 40

Композитор
Год создания
1873
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

Над Струнным квартетом № 6 ля минор Антонин Дворжак начал работать вскоре после завершения предыдущего – фа-минорного квартета, и закончил его первую редакцию в декабре 1873 г. Для композитора и его молодой жены это было нелегкое время: у Дворжака не было иного дохода, кроме небольшого заработка учителя музыки и домашнего аккомпаниатора в семье книготорговца, любителя музыки. Супруга композитора тоже старалась внести свою лепту в семейный бюджет, работая в качестве певчей в двух храмах, но это не спасало семью от постоянной нужды. И все же – несмотря на эти материальные трудности – Дворжак чувствовал себя счастливым, обретя семью.

Светлые чувства, владевшие композитором после женитьбы, отразились в музыке Шестого струнного квартета: хотя основная тональность произведения минорная, его нельзя назвать мрачным или печальным. В нем есть и страсть, и томление любви, и мужественное спокойствие, и даже бурное выражение радостных чувств.

Создание ля-минорного квартета стало важным шагом в становлении стиля Антонина Дворжака. Как именно выглядела первая редакция произведения, доподлинно неизвестно, однако исследование сохранившихся фрагментов при подготовке академического издания произведений Дворжака позволило музыковедам заключить, что первоначально композитор мыслил этот квартет как одночастную композицию, подразделяющуюся на пять контрастных разделов, исполняемых без перерыва (подобная схема была им реализована в ми-минорном Квартете). Таким образом, в ля-минорном Квартете Дворжак вновь попытался – в последний раз – применить сложившуюся в творчестве романтиков (в частности, Ференца Листа) слитноцикличекую форму, получившую наиболее полное выражение в жанре поэмы. Однако результат не удовлетворил композитора, и он переработал квартет, придав ему вид более традиционной четырехчастной композиции – это классическое построение оказалось ближе творческой натуре Дворжака, его гармоничному и уравновешенному мировосприятию, чем романтическая поэмность.

При переработке одночастной композиции с пятью разделами в четырехчастный цикл был исключен один из медленных разделов – Andante appassionato. Некоторые страницы были уничтожены автором (в частности, не сохранились отдельные фрагменты первой части, а также разработка финала), но они были реконструированы чешским композитором и музыковедом Ярмилом Бургхаузером для издания 1982 г., в таком виде произведение было впервые представлено публике в 1990 г. в Праге, в исполнении чешского камерного ансамбля Kocian Quartet.

Хотя композитор и разделил композицию на четыре обособленных части, в музыкальной драматургии сохранились черты первоначальной одночастной композиции, а именно – опора на принцип монотематизма, композитор словно пытается здесь найти компромисс между романтическим монотематизмом и классическим четырехчастным циклом. Не всегда это выглядит убедительно, но Квартет обладает весьма примечательными чертами, и одна из них – наличие мотивов, часть которых уже встречались в предшествующих творениях Антонина Дворжака, а другие появятся в его последующих сочинениях (это может свидетельствовать о том, что определенные мелодические формулы связывались у композитора с теми или иными образами и мыслями). В Шестом квартете Дворжак полностью отходит от «бесконечной мелодии», тенденция к которой проявилась в его «вагнерианских» квартетах, темы приобретают и ясную периодическую структуру, и чешский колорит. Контрастность тематического материала углубляется, а каждый отдельный голос фактуры приобретает все более важную роль.

Первая часть Струнного квартета № 6 – Allegro ma non troppo – написана в сонатной форме. Особое внимание привлекает в ней главная партия – в ней можно усмотреть общие черты с произведениями Франца Шуберта, однако присутствует в первой части и чешский национальный колорит: композитор использует здесь так называемую «моравскую модуляцию» (большесекундовое соотношение тональностей: ля минор – соль мажор – ля минор). Впоследствии подобная модуляция будет использована композитором в «Моравских дуэтах» – таким образом, национальная природа творчества Антонина Дворжака выражена в Шестом квартете со всей ясностью.

Часть вторая – Poco allegro – по своей функции в квартетном цикле соответствует скерцо, но форма ее не вполне типична для скерцо: трехчастная с развитием и варьированием тематического материала в среднем разделе.

Хрупкий лирический образ возникает в третьей части – Poco adagio, написанной в трехчастной форме A – B – A. Незадолго до ее завершения возникает краткая, но очень определенная и узнаваемая реминисценция главной партии первой части.

Четвертая часть – Finale. Allegro molto – написана в сонатной форме. Она очень оптимистична, исполнена радостных чувств.

Камерно-инструментальное творчество Дворжака

реклама

вам может быть интересно

Мендельсон. Оратория «Илия» Вокально-симфонические

рекомендуем

смотрите также

Реклама