Violin Sonata No. 1 (G-dur), Op. 78
Послушать
Генрик Шеринг (скрипка), Артур Рубинштейн (фортепиано)
Запись 28 и 29 декабря 1960 года
I — Vivace ma non troppo
II — Adagio
III — Allegro molto moderato
Соната для скрипки и фортепиано № 1 соль мажор (соч. 78) Иоганнеса Брамса создавалась под впечатлением известия о смерти Феликса Шумана – сына композитора Роберта Шумана, с семьей которого Брамса связывала многолетняя дружба. Автобиографическую направленность сонаты выявляет включение тем брамсовских песен, созданных на слова Феликса Шумана и Клауса Грота – поэта, чьи стихи наиболее соответствовали мировосприятию композитора.
В основе замысла произведения – столкновение юной жизни и смерти. Содержание песен определяет «программу» сочинения: Брамс цитирует мотивы из цикла «Песни юности»; тему «Песни дождя», связанной с воспоминаниями о навсегда утраченном детстве, вызываемыми стучащими в окно дождевыми каплями – в песне «Эхо» эти капли сравниваются со слезами… «Слезная» символика гармонирует с движением траурной процессии в первой части, контрастом к которой выступает состояние просветленного покоя во второй. Тема второй части появляется и в заключении необычного для мажорной сонаты скорбного финала, принося с собой успокоение.
Н. Кулыгина