Piano Quintet No. 2 (A-dur), Op. 81
Антонин Дворжак оставил после себя огромное количество камерной музыки — одних только струнных квартетов у него четырнадцать, а фортепианных квинтетов — два, причем оба в ля мажоре. Первый (соч. 5) был написан в 1872 году, второй (соч. 81) — через пятнадцать лет, между августом и октябрем 1887 года, когда Дворжак в полной мере осознал себя признанным мастером и, что еще важнее, мастером национального стиля.
Первая часть квинтета, соч. 81, начинается обманчиво — будто романс для виолончели и фортепиано. Это впечатление очень скоро рассеивается. Несмотря на правильную сонатную форму, часть полна сюрпризов и даже кажется несколько хаотичной. Дворжак старается удивить слушателей, вводя новые темы и новые манеры (например побочная тема — в духе Брамса).
Три другие части, напротив, очень цельные и очень чешские по стилю. Вторая часть — думка с ее характерным славянским лиризмом. Это одна из самых протяженных и тщательно разработанных думок за всю недолгую историю жанра. В третьей части традиционное скерцо Дворжак превратил в фуриант. Либо наоборот: фуриант превратил в скерцо, радикально упростив ритм этого чешского танца. Музыка финала также имеет ярко выраженный национальный характер и предельно далека от мировых проблем.
Анна Булычёва