Дворжак. Струнный квартет No. 14

String Quartet No. 14 (As-dur), Op. 105, B. 193

Композитор
Год создания
1895
Дата премьеры
20.10.1896
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

Струнный квартет № 14 ля-бемоль мажор стал последним сочинением Антонина Дворжака в этом жанре камерно-инструментальной музыки. Работать над ним композитор начал в 1895 г., первые эскизы к нему появились еще в США, но позднее – после возвращения на родину – у композитора возник замысел еще одного струнного квартета, соль-мажорного. Над обоими сочинениями Дворжак работал практически одновременно, однако соль-мажорный квартет был завершен чуть раньше. В силу этих обстоятельств, соль-мажорный квартет, значащийся в списке сочинений Дворжака как Op. 106, стал Тринадцатым, а ля-бемоль-мажорный – Op. 106 – Четырнадцатым.

Оба последних квартета были написаны довольно быстро – в течение двух месяцев. Правда, этому предшествовали четыре месяца, в течение которых Дворжак, по его признанию, наслаждался праздностью – но, зная, насколько увлекало его сочинение музыки, можно предположить, что это видимое бездействие было заполнено скрытой от посторонних глаз работой мысли. О чем мог размышлять и вспоминать человек, вернувшийся на родину после нескольких лет жизни за границей? Возможно, Дворжак вспоминал о том, что видел и слышал в США – и отголоски американских впечатлений проникли в соль-мажорный квартет в виде пентатонических интонаций и ритмов, напоминающих о скерцо из симфонии «Из Нового света». Но на склоне лет для человека естественно размышлять о прожитой жизни в целом – и не случайно в последнем, ля-бемоль-мажорном Струнном квартете Антонина Дворжака возникают реминисценции его более ранних произведений – например, темы второй части перекликаются с мелодиями из оперы «Якобинец», которую Дворжак завершил в 1888 г. Это именно воспоминания, а не свидетельство иссякания композиторской фантазии – произведение поражает мелодической щедростью.

Создаваясь практически одновременно с Тринадцатым квартетом, Четырнадцатый имеет с ним немало общего: богатая эмоциональная палитра, тонкость темповых колебаний и динамических оттенков, гибкость ритма, гармоническое разнообразие. Есть нечто общее и в построении формы. Между экспозицией и разработкой нет четкой грани, главная партия состоит из двух тем, что придает ей образную многоплановость, причем в сокращенной репризе нет второй темы, но ее реминисценция возникает в коде. Однако каждый из двух последних квартетов Дворжака обладает своим индивидуальным обликом. По-разному выстроен цикл: если в соль-мажорном Квартете вторая часть – медленная, а третья – скерцо, то в ля-бемоль-мажорном, напротив, скерцо следует за сонатным allegro, а медленная часть предшествует финалу.

Первая часть – Adagio ma non troppo. Allegro appassionato – открывается медленным вступлением (в отличие от первой части Квартета соль-мажор, начинавшейся непосредственно с главной партии). Оно звучит как сосредоточенное размышление с оттенком скорби, но из его основного мотива вырастает главная партия. Ее первая тема отличается лирической взволнованностью, а вторая вносит успокоение. Вопреки сложившимся традициям сонатной формы, побочная партия не отличается мягкостью и лиричностью, напротив – она энергична, целеустремленна и радостна. В разработке главную роль играют элементы главной партии – образный контраст между двумя темами, составляющими ее, становится более глубоким.

Вторую часть – Molto vivace – Леош Яначек назвал «самой остроумной частью» Четырнадцатого квартета. Изменчивость ритмического рисунка уравновешивается единством структуры, а скерциозность сочетается с хрупкой лиричностью. Вторая часть написана в трехчастной форме, но основным «стержнем» ее становится синкопированный мотив. Тема крайнего раздела по мере развития становится все более лиричной, в ней появляются отголоски колыбельной Жюли из оперы «Якобинец». Скерцо приобретает своеобразный колорит благодаря необычным гармоническим сдвигам, включая тритоновые. Трио проводится в тональности ре-бемоль мажор, которая у Дворжака нередко связывается с возвышенными образами. Лирическая мелодия, которую проводит первая скрипка, сочетается с более мужественным контрапунктом виолончели. Здесь возникает еще одна реминисценция из «Якобинца» – фраза из арии графа, вспоминающего об улыбке маленького сына.

Третья часть – Lento e molto cantabile – носит просветленный характер. Идиллически-пасторальная основная тема по интонационному строю перекликается с чешскими народными песнями. Колорит несколько омрачается в среднем разделе – фа мажор сменяется ля-бемоль минором.

Финал – Allegro non tanto – сочетает черты сонатной формы и рондо. Четвертая часть исполнена радостных чувств, в ней присутствуют черты чешского музыкального фольклора.

Квартет № 14 ля-бемоль мажор стал блестящим итогом творческих исканий Антонина Дворжака в жанре струнного квартета. Его первое исполнение состоялось в октябре 1896 г. в Праге.

Камерно-инструментальное творчество Дворжака

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама