Гаврилин. Немецкая тетрадь No. 1

German Notebook No. 1

Композитор
Год создания
1961
Дата премьеры
26.01.1962
Жанр
Страна
СССР
Валерий Александрович Гаврилин / Valery Gavrilin. Автор: Чумичев Александр  |  Источник: ITAR-TASS

Вокальный цикл для голоса и фортепиано на сл. Г. Гейне (1961)

История создания

О «Немецкой тетради» Валерий Гаврилин рассказывал так: «Когда я только научился писать ноты, то я сочинил первое свое сочинение, которое было записано, «Красавица-рыбачка» на стихи Генриха Гейне. Это очень смешная музыка. Писал я ее с большим желанием и с большим настроением, и не знал тогда, что через 10 лет, в 1962 году, снова обращусь к творчеству этого великого поэта. На этот раз, надо сказать, я писал без особой охоты, скорее по принуждению. Я был студентом II курса консерватории, и у меня просто не хватало по учебному плану вокальной музыки, а надо сказать, что за все годы предыдущего учения, вокальную музыку я терпеть не мог, всячески старался уклониться от сочинения... Но тут мой профессор сказал, что вынужден будет поставить мне двойку, если я не сочиню что-то вокальное. Я в полном отчаянии схватился за «своего детского поэта». Видимо, получилось, и сейчас мне трудно объяснить: что, почему получилось. Видимо, поэзия Гейне как-то очень сильно связана с русской поэзией.

Ведь среди русских поэтов трудно найти такого, который бы не переводил этого автора. И Гейне сам оказал большое влияние на русскую поэзию, кроме того, в творчестве Гейне с необъяснимой силой преломлены интонации немецкого фольклора, а в общем-то в любом фольклоре есть что-то общее: простота, доступность, искренность чувств и общительность — обязательное свойство. Общительность потому, что люди, народ, когда сочиняют музыку, так прежде всего для того, чтобы можно было общаться, иначе она не нужна, она теряет смысл. И вся глубина чувств, которая заложена в народной музыке, в народной поэзии, она только для того, чтобы общаться со своими близкими. И вот, начиная с этого сочинения, «Немецкой тетради», я главной задачей своего творчества сделал одно — общительность». Великий немецкий поэт Генрих (Харри) Гейне (1797—1865) был близок молодому композитору: горечь, сарказм, тонкая ирония, — все эти характерные черты Гейне проявились и в дневниковых записях Гаврилина, отличавшегося явным литературным и поэтическим даром. Для своего цикла композитор отобрал шесть стихотворений разных лет из поэтического сборника «Книга песен» (1827): «Осень» (У Гейне «Пал туман на долы, луг во мгле сырой исчез»), «Гонец», «Разговор в Падерборнской степи», «Милый друг мой», «Добряк» (У Гейне: «Давали советы и наставленья и выражали свое восхищенье») и «Ганс и Грета» (У Гейне: «Бедный Петер»).

Появившееся в 1962 году под названием «Вокальный цикл на стихи Генриха Гейне», сочинение позднее было названо «Немецкая тетрадь», а когда через десять лет появился второй вокальный цикл на стихи Гейне, этот первый стал называться «Первой немецкой тетрадью». Этот цикл ознаменовал рождение самобытного композитора с ярким, непохожим ни на кого обликом. «Немецкая тетрадь» была посвящена ее первым исполнителям — певцу Артуру Почиковскому и пианистке Ирине Головневой и скоро приобрела широкую известность. Ее включили в свой репертуар крупнейшие певцы страны, в том числе Зара Долуханова. Премьера «Немецкой тетради» состоялась 26 января 1962 года в Ленинградском Доме композиторов в рамках цикла «Творчество молодых композиторов».

Музыка

«Немецкая тетрадь» — произведение для пения и фортепиано, партия которого равноправна с вокальной. Она задает характер номера, определяет его форму, договаривает за певца. Шесть номеров цикла — менее всего романсы. Пожалуй, собственно романсом можно назвать лишь первый — «Осень». В других — черта драматической сценки, песни, развернутого монолога, баллады.

В №2, «Гонец», непрерывное бурное движение передает как бешеный ритм скачки, так и волнение героя. Мелодия устремлена вперед, бурное движение сменяется тяжелыми мрачными аккордами в кульминации («В канатной лавке раздобудь веревку для меня...»). Остро сатиричен №3, «Разговор в Падерборнской степи», где в фортепианной партии плясовые интонации расцвечены звукоподражаниями хрюканью свиней, визгу поросят. №4, «Милый друг мой» — песня с волыночным аккомпанементом. №5, «Добряк» — грузный, тяжеловесный лендлер, простонародный предшественник вальса. Единственный номер, начинающийся не фортепианным вступлением, а вокальным (соло без аккомпанемента) — последний, «Ганс и Грета». Скупая мелодия звучит поначалу одиноко, лишь в паузах вступает фортепиано с обрывками танцевальных мотивов.

Л. Михеева

реклама

вам может быть интересно

Брамс. Фортепианный квинтет Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама