Сезар Франк. «Искупление»

Rédemption

Композитор
Год создания
1872
Жанр
Страна
Франция
Сезар Франк / César Franck

Сезар Франк создал несколько произведений в жанре симфонической поэмы. Однако при создании первого из них композитор не ставил себе такой цели. Будучи глубоко верующим человеком и работая в качестве церковного органиста, Франк написал немало произведений для хора в сопровождении органа и других инструментов – композитор создавал псалмы, мотеты, переложения григорианских хоралов. Кроме того, Франк писал вокально-симфонические произведения, не связанные с богослужебной практикой, но имеющие духовное содержание (таковы оратории на библейские сюжеты «Руфь и «Ревекка», а также «Заповеди блаженства»). Одним из таких сочинений стала оратория «Искупление», над которой композитор работал в 1871-1872 гг. Содержание этого произведения заключается в противопоставлении христианских добродетелей языческим грехам. Композитор Венсан д’Энди полагал, что Франк не сумел должным образом воплотить отталкивающие образы, поскольку сам был очень добрым и открытым человеком – однако оратория привлекает своей патетикой, сочетанием лирики и драматизма

Произведение состояло из трех частей, причем в первой и третьей были сосредоточены вокальные и хоровые номера, а между ними располагается оркестровая часть. Судьба оратории складывалась парадоксально. Из-за сложностей, возникших в процессе репетиций, было принято решение не исполнять вторую – оркестровую – часть, поэтому на премьере, состоявшейся в театре «Одеон» в апреле 1873 г. под управлением Эдуара Колонна, были исполнены только первая и третья части. Из вокальных номеров, входящих в них, лишь один – «Ария архангела» – впоследствии исполнялся отдельно. Судьба второй части, не прозвучавшей на премьере, оказалась более счастливой. Венсан д’Энди порекомендовал Франку переработать ее в самостоятельное симфоническое сочинение, и композитор этому совету последовал. Так родилась первая симфоническая поэма Сезара Франка – «Искупление».

По мысли композитора, в поэме воплощен образ Божественного слова, под воздействием которого мир преображается к всеобщему ликованию. Этот глубокий и возвышенный этический и философский смысл тесно связан с раскрытием человеческого внутреннего мира: человек преодолевает тревоги и сомнения, обретая себя в познании Бога. Эти идеи раскрываются в симфонической поэме путем экспонирования и развития двух тем. Одна из них – Maestoso poco lento – носит лирический характер. Для нее характерно синкопированное ритмическое движение, но, несмотря на это, мелодию отличает удивительная мягкость очертаний. Мелодическая линия первой темы насыщена хроматизмами, которые придают ей характер томления. Эта тема воплощает в себе образ человеческих сомнений, устремлений и исканий – быть может, еще не вполне осознаваемых человеком, не совсем ясных для него. Особую теплоту и взволнованность придает мелодии тембр струнных инструментов, излагающих ее. Первую тему композитор окружает весьма сложной полифонической музыкальной тканью.

Совершенно иной образ воплощен во второй теме – светлой и торжественной. Она насыщена утвердительными, патетическими ораторскими интонациями (ее можно интерпретировать как образ того самого «Слова Божьего», которое призвано преобразить мир). Контрастность ее по отношению к первой теме подчеркивается и тембровыми средствами: если первую тему проводят струнные, то вторая излагается в виде «диалога», который разворачивается между тромбонами и другими инструментами, принадлежащими к группе медных духовых, струнные же сопровождают ее мелодическими фигурациями, в которых слышится ликование.

Развитие контрастирующих друг другу, но не конфликтных мелодий не оборачивается противоборством – напротив, оно приводит к их объединению. Это происходит в кульминации, когда две темы сливаются в одновременном ликующем звучании (человек преображается в познании Бога и обретает подлинную радость жизни). В торжественной коде вторая тема радостно и возвышенно звучит в «сверкающем» тембре труб, которые проводят ее в канонической имитации.

«Искупление» стало первым опытом Франка в области симфонической поэмы – ее даже можно рассматривать как «подступ» к этому жанру, и в некотором отношении она уступает последующим сочинениям (например, «Эолидам» или «Проклятому охотнику») – ее форма кажется недостаточно развернутой (в этом она перекликается с Прелюдией к вагнеровскому «Лоэнгрину», но все же «Искупление» – это не вступление к опере, а самостоятельное сочинение). Тем не менее произведение вошло в репертуар симфонических оркестров и полюбилось публике – особенно во Франции, где эта поэма исполняется довольно часто. «Искупление» привлекает тем светлым, радостным мироощущением, которое воплощено в ней.

реклама

вам может быть интересно

Брамс. Струнный квартет No. 1 Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама