Рахманинов. «Русская рапсодия» для двух фортепиано

Russian Rhapsody

Композитор
Год создания
1891
Дата премьеры
29.10.1891
Жанр
Страна
Россия
Сергей Васильевич Рахманинов / Sergei Rachmaninoff

К произведениям крупного концертно-виртуозного плана относится Русская рапсодия для двух фортепиано, созданная в начале 1891 года. Вслед за своим учителем Аренским, автором известных четырех сюит для двух фортепиано, Рахманинов и позже уделял внимание этому виду фортепианной литературы. В данном случае, однако, он обращается не к сюитному жанру, а к форме свободных вариаций на тему русского песенного склада. Образцом для него могли послужить некоторые симфонические произведения Балакирева и Римского-Корсакова, основанные на народно-песенной тематике.

Тема «Русской рапсодии», напоминающая плавные, неторопливые хороводные песни, по-видимому, была сочинена самим Рахманиновым. Во всяком случае, мы не находим близкого ее прообраза в песенных сборниках, которые могли быть знакомы композитору. Мелодический рисунок ее начального построения неожиданно напоминает первую тему из третьей части «Шехеразады» Римского-Корсакова:

Сходство есть и в приемах гармонизации. Таков, в частности, проходящий хроматический звук между V и VI ступенями в одном из средних голосов, придающий особую мягкость звучанию темы. Это, конечно непреднамеренное, совпадение определенным образом окрашивает тему рахманиновской рапсодии, придавая ей некоторый ориентальный оттенок. (Подобное же сочетание русского и восточного колорита мы находим в первой теме Четвертой симфонии А. К. Глазунова, написанной двумя годами позднее рахманиновской рапсодии.)

Цикл вариаций распадается на несколько групп, объединенных общностью характера и приемов изложения. Первую группу образует тема с примыкающей к ней вариацией, в которой основной мелодический рисунок остается неизменным и только оплетается пассажной орнаментикой. Эпизод типа каденции отделяет этот начальный, экспозиционный раздел от следующей группы вариаций скерцозного характера в темпе Vivace. Изменению облика темы, помимо скорости движения, способствует ритмическое дробление мелодии и острое стаккатное изложение. Во второй вариации этой группы (цифра 9) тема приобретает явно выраженное сходство с шуточной плясовой песней «У ворот, ворот батюшкиных» (для удобства сравнения песня транспонирована).

Наиболее значительному изменению подвергается тема в разделе Andante, где ее общие очертания в значительной мере стушевываются и сохраняются только отдельные мелодические обороты, развиваемые в свободной импровизационной манере. В последнем, заключительном проведении рисунок темы приближается к эпизоду Vivace, но изложение более массивное и блестящее.

«Русская рапсодия» представляет интерес как первое у Рахманинова крупное произведение вариационной формы, к которой он неоднократно обращался в дальнейшем, вплоть до таких выдающихся творческих достижений последнего периода, как Вариации на тему Корелли и Рапсодия на тему каприса Паганини. Молодой композитор проявляет здесь уже достаточно высокий уровень владения этой формой. Он с большой изобретательностью изменяет не только рисунок темы, но и ее выразительный характер и жанровый облик. Объединяя группы вариаций в более или менее законченные разделы, Рахманинов создает стройное, компактное целое. В композиции «Русской рапсодии» сочетаются принципы вариационной и одночастно-циклической формы. Недостатком этого сочинения является некоторое однообразие красок и тяжеловесность фортепианной фактуры. Блестящий эстрадно-виртуозный наряд кажется иногда чуждым характеру простой, грациозной песенной темы и воспринимается как чисто внешнее дополнение к ней.

Ю. Келдыш

Фортепианное творчество Рахманинова

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама