Дворжак. Струнный квинтет No. 1

String Quintet No. 1 (a-moll), Op. 1, B. 7

Композитор
Год создания
1861
Жанр
Страна
Чехия
Антонин Дворжак / Antonín Dvořák

Камерно-инструментальное творчество чешского композитора Антонина Дворжака богато и разнообразно. В нем представлены все разновидности инструментальных ансамблей того времени – как струнных, так и с участием фортепиано. Ни один чешский композитор той эпохи не уделил столько внимания камерно-инструментальной музыке, как Дворжак. Он не только развил и обогатил камерный жанр, но и наполнил его национальным содержанием. Примечательно, что первым опусом Антонина Дворжака стало именно камерно-инструментальное сочинение – Струнный квинтет № 1 ля минор.

В 1859 г. – после недолгого пребывания у родителей в Злонице – восемнадцатилетний Антонин Дворжак возвращается в Прагу. Ему удалось получить место органиста в капелле Карла Комзака – дирижера, которого чешский поэт Ян Неруда назвал «королем полек». Работа нелегкая – играть приходилось не только в танцевальных залах и на открытых эстрадах, но и в ресторанах – но минимальные средства к существованию она приносила. Поначалу у Дворжака не оставалось ни времени, ни сил на создание крупных произведений – необходимо было освоиться в новой обстановке, выучить партии в капелле Комзака, кроме того, в свободное время он занимался самообразованием и делал фортепианные транскрипции оркестровых партитур. Но вот, наконец, в июне 1861 г. молодой композитор создает циклическое произведение. Работа над ля-минорным струнным квинтетом шла интенсивно. По воспоминаниям Йозефы Душковой – младшей сестры отца Дворжака, в семье которой он жил в то время – сочинять он начинал сразу же, как просыпался, «наигрывая» мелодии пальцами на одеяле, как на фортепианной клавиатуре. В 1861 г. Квинтет ля минор был завершен.

Обращение к ансамблю для струнных инструментов не вызывает удивления – ведь Антонин Дворжак сам был альтистом, следовательно, при сочинении музыки для струнно-смычковых инструментов мог чувствовать себя достаточно естественно и уверенно уже в молодые годы, делая первые шаги на композиторском поприще. Существуют различные варианты состава струнного квинтета: в произведениях Вольфганга Амадея Моцарта – две скрипки, два альта и виолончель, а у Франца Шуберта – две скрипки, альт и две виолончели. Дворжак в своем первом Струнном квинтете отдал предпочтение моцартовской модели, использовав два альта.

Ля-минорный Квинтет свидетельствует о том, что классическими традициями, восходящими к творческому наследию Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига ван Бетховена, молодой композитор овладел в полной мере, что ему ясны специфические особенности камерного стиля. Влияние венских классических традиций проявляется во многих чертах произведения – в строении тем по принципу «вопрос-ответ», в большом количестве музыкальных украшений, расцвечивающих мелодии. Основные темы отличаются пластичностью, песенностью, и в этом можно усмотреть влияние Франца Шуберта. Следование классическим традициям проявляется и в области музыкальной формы: первая часть написана в сонатной форме с характерными для венской музыкальной традиции приемами мотивного развития в разработке, медленная часть – в трехчастной форме.

В юношеском Первом струнном квинтете еще нет многих особенностей, которые в будущем будут характерны для сочинений Дворжака в зрелый период творчества – в частности, «распетой» фактуры, расцвечивающей гармонию. Вместе с тем, некоторые самобытные черты проявились в первом опусе композитора. В трактовке квартетного цикла Дворжак не подражает Бетховену, а выстраивает структуру цикла по-своему, отказываясь от скерцо как отдельной части. Не менее оригинально выстраивает он тональный план первой части, отказываясь от традиционного тонико-доминантового соотношения в экспозиции и тонального сближения в репризе. Вместо этого в экспозиции первой части побочная партия излагается в тональности третьей ступени, а в репризе – в тональности субдоминанты.

Весьма примечательна и драматургическая концепция ля-минорного Квинтета. «Центром тяжести» является первая часть, в которой главная и побочная партия сближаются друг с другом в процессе интенсивного развития. Образы, представленные в первой части, углубляются во второй. В финале конфликт, завязавшийся в первой части, разрешается в оптимистическом ключе. По такому принципу будет выстраиваться музыкальная драматургия большинства последующих инструментальных произведений драматического плана, создаваемых Дворжаком. В этом выражалось гармоничное мировосприятие композитора, проявлявшееся не только в области искусства, но и в жизни, характеризуя его личность в целом.

Струнный квинтет № 1 ля минор стал не только многообещающей «заявкой на будущее» – это произведение, обладающее самостоятельной художественной ценностью. Тем не мене, завершив Квинтет, Антонин Дворжак не имел надежд на его исполнение. В 1887 г., будучи уже известным композитором, он создал новую редакцию произведения, но и тогда оно не было исполнено. При жизни Дворжака Квинтет так и не прозвучал, его первое исполнение состоялось только в 1921 г.

Камерно-инструментальное творчество Дворжака

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама