String Quintet No. 2 (G-dur), Op. 77, B. 49
В 1875 г. музыкальное отделение чешского художественного общества «Умнелецкая беседа» объявило конкурс камерно-инструментальных произведений. Антонин Дворжак решил принять в нем участие – композитор создал соль-мажорный Струнный квинтет, которому был предпослан девиз «Своему народу».
В период работы над произведением в жизни композитора произошло радостное событие – Дворжак получил государственную стипендию, позволившую ему сосредоточиться на творчестве, не заботясь о решении финансовых проблем. «Из прошений, которые ежегодно приходили в Министерство… большая часть принадлежала композиторам, которые из трех установленных законом условий — молодости, бедности и таланта — отвечали только двум первым, не обладая третьим, – отмечал Эдуард Ганслик. – И как приятно были мы удивлены, когда однажды пражский соискатель Антонин Дворжак прислал нам свидетельства интенсивного, хотя еще и не перебродившего композиторского таланта». Талант, о котором говорил критик, сполна проявился в соль-мажорном Квинтете.
На первый взгляд, жанр струнного квинтета не занимает в камерно-инструментальном творчестве Дворжака заметного места: композитор создал четырнадцать струнных квартетов, а в области квинтета ограничился тремя произведениями. Но значение этих сочинений весьма велико. Струнный квинтет № 1 ля минор стал первым опусом Дворжака. В ми-бемоль-мажорном Струнном квинтете № 3, созданном в 1892 г – наряду с симфонией «Из Нового света» – отразились американские музыкальные впечатления композитора. Не менее важен и Второй струнный квинтет, не только обладающий художественной ценностью как интересное камерное произведение, но и сыгравший заметную роль в становлении самобытного композиторского стиля Дворжака.
Примечателен исполнительский состав произведения. Как правило, в подобных сочинениях берется за основу состав струнного квартета, к которому добавляется либо второй альт (как у Вольфганга Амадея Моцарта), либо вторая виолончель (как у Франца Шуберта). Дворжак использовал два альта в Первом струнном квинтете, но в данном случае он не избрал ни одну из традиционных моделей. Он создал ансамблевое сочинение для двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса. Такой не вполне обычный инструментальный состав позволил композитору достичь сразу двух целей. Во-первых, получив в свое распоряжение полный диапазон струнной группы симфонического оркестра, он мог создать особенно красочную и полнозвучную фактуру. Во-вторых, поручив басовую функцию контрабасу, он «освободил» от этой роли виолончель и смог более широко продемонстрировать выразительные возможности этого инструмента, нередко поручая ему изложение тематического материала.
Процесс работы над соль-мажорным Квинтетом наглядно отразил творческие искания Дворжака в области формы. Некоторые его ранние камерные сочинения представляют собой трехчастные циклы, но в данном случае композитор пошел принципиально иным путем. Согласно первоначальному замыслу, Квинтет должен был стать пятичастным – с двумя медленными частями. В качестве одной из них автор намеревался использовать переработанный вариант второй части Струнного квартета № 4 ми минор, но в конечном итоге Дворжак пришел к выводу, что «две медленные части подряд – это слишком много», и изъял одну из них. В результате этого переработанная часть ми-минорного Струнного квартета превратилась в самостоятельную пьесу, названную Ноктюрном, а Квинтет принял вид традиционного четырехчастного цикла.
Незадолго до начала работы над соль-мажорным Квинтетом Дворжак завершил оперу «Упрямцы», и образный строй этого жизнерадостного, веселого произведения, созданного в жанре лирико-бытовой комедии, наложил отпечаток на облик Квинтета. Эта связь особенно ярко проявилась в первой части (Allegro con fuoco) и в заключительной (Finale. Allegro assai), пронизанных оживленными танцевальными ритмами. Первая часть представляет собой традиционное сонатное allegro с двумя основными темами. В скерциозной второй части – Scherzo. Allegro vivace – тоже присутствует танцевальное начало: появляющиеся в нем двухдольные и трехдольные ритмические формулы характерны для матеника – чешского народного танца. Лирическая третья часть – Poco andante – очень проникновенна, ее тематизму присуща распевность, характерная для славянского музыкального фольклора. И скерцо, и медленная часть предвосхищают сочинения славянского периода.
Премьера первой версии Струнного квинтета № 2 соль мажор (с двумя медленными частями) состоялась в марте 1876 г. в Праге. На конкурсе, для участия в котором он создавался, Квинтет удостоился первой премии.
Композитор переработал Второй струнный квартет в 1888 г., и в таком виде он был издан Зимроком. Первое исполнение новой версии состоялось в ноябре 1889 года.
Камерно-инструментальное творчество Дворжака →