Три «оперы-минутки» Дариюса Мийо, либретто Анри Оппено (1927):
• «Похищение Европы» (фр. L'enlèvement d'Europe)
• «Покинутая Ариадна» (фр. L'abandon d'Ariane)
• «Избавление Тезея» (фр. La délivrance de Thésée)
Новым экспериментом в сфере модернизации античной тематики являются три «оперы-минутки»: «Похищение Европы», «Покинутая Ариадна» и «Избавление Тезея» (либретто А. Оппено), созданные в 1927 году. Все три предельно кратки и незамысловаты по сценическому оформлению, каждая длится 10–12 минут и требует минимума участников: 4–5 солистов, 4–5 хористов, оркестр в составе 10–16 инструментов.
Мифологические сюжеты трактованы насмешливо, иной раз не без фривольных намеков в тексте, словарь и стиль которого забавно модернизированы. Прославленные герои древности выражаются современным бытовым языком, порой применяя чисто парижские арготизмы, а ситуации и взаимоотношения персонажей получают современное освещение.
Соответственно, и в музыке использован ультрасовременный арсенал средств в сочетании с пародийной трактовкой традиционных приемов. Быть может, авторы «опер-минуток» выражали своим преломлением античности протест против надоевших ходульных образов в псевдоклассицистской их реставрации старшим поколением композиторов. Однако «легкомысленная» трактовка мифов не превращается при этом в грубый шарж и даже сохраняет в отдельных моментах черты поэтичности и трогательности.
Миниатюрные оперные формы потребовали от Мийо ювелирной техники письма для осуществления столь необычных задач. (Такой же ювелирной техникой отличаются его шесть «симфоний-минуток», в каждой из которых решается свой комплекс задач в форме, приемах развития, выразительных средствах.)
Г. Т. Филенко
Источник: История зарубежной музыки, выпуск 6, 1999 г.