Габриель Форе. Соната для скрипки и фортепиано No. 2

Violin Sonata No. 2 (e-moll), Op. 108

Композитор
Год создания
1916
Дата премьеры
10.11.1917
Жанр
Страна
Франция
Джон Сарджент. Портрет Габриеля Форе (1889)

В 1912 г. Габриель Форе завершил свою первую и единственную оперу «Пенелопа». Удовлетворение, которое испытал при этом композитор, углублялось тем, что работа над произведением заняла шесть лет. Ее первая постановка, состоявшаяся в марте 1913 г., не имела большого успеха, но уже в мае того же года исполнение в Новом театре на Елисейских полях привлекло всеобщее внимание. «После Вагнера на лирической сцене не появлялось произведения, которое было бы так близко к совершенству, как «Пенелопа», – отмечал музыкальный критик Жозеф де Марлиав.

Но, несмотря на успех, который пришел – хотя и не сразу – к опере, она вскоре сошла со сцены. Причиной тому стала сначала растущая популярность русского балета, а затем и начало Первой мировой войны. Впрочем, несчастливая сценическая судьба «бедной “Пенелопы”», как говорил о своей опере Габриель Форе, была далеко не самым тяжелым ударом, который нанесли пожилому композитору грозные события 1914 года: в первый год войны погибли Жозеф де Марлиав и композитор Альберик Маньяр, к скорби по этим людям примешивалась тревога за судьбу сына, ушедшего на фронт. «В каком ужасе мы живем! – с горечью говорит композитор в одном из писем, написанном в местечке По. – Я не могу больше наслаждаться дивным пребыванием в По. Пейзаж восхитителен, небо чудесно, погода очаровательна. Но, несмотря на всё это, здесь так же мучительно, как, впрочем, повсюду». Эти противоречивые чувства отражались в произведениях, созданных в годы войны, одним из которых стала Соната для скрипки и фортепиано № 2 ми минор. Бельгийский музыковед Гарри Гальбрейх причислил это произведение – наряду с двумя квинтетами и струнным квартетом – к тем произведениям Габриеля Форе, которые «определили цивилизацию и помогают верить, несмотря ни на что, в человека», являя собой одну из вершин человеческой мысли. «Как это далеко от салонов и прекрасных слушательниц!» – восторженно восклицает исследователь.

Вторую скрипичную сонату Форе посвятил бельгийской королеве Елизавете, которая была поклонницей творчества французского композитора. Соната во многом близка другим произведениям, созданным композитором в годы войны – Баркароле ми-бемоль мажор, Двенадцатому ноктюрну. Во всех этих сочинениях отразилось душевное смятение, владевшее композитором в то время, скорбь по утраченному довоенному миру – и во всех трех произведениях проявляется связь с оперой «Пенелопа». Но если в Баркароле и Ноктюрне эта связь выражается опосредовано в музыкальной драматургии, то в Сонате она проявилась с наибольшей непосредственностью – на уровне тематизма.

Связь между оперой и дуэтной сонатой – не такое неожиданное явление, как может показаться на первый взгляд. Примечательно, что Клод Дебюсси, присутствовавший на первой постановке «Пенелопы», отмечал «почти квартетную звучность» оркестра, а композитор Жан Роже-Дюкас заметил, что «Форе и в театре остался Форе сонат и квартетов» – и потому не кажется удивительным, что основные музыкальные идеи оперы позже получили воплощение в камерно-инструментальном сочинении, хотя и наполнились при этом новым смыслом: агрессивная настойчивость претендентов на руку и сердце заглавной героини и ее непреклонность осмысливаются теперь как обобщенная идея ожесточенной борьбы, а светлые надежды Пенелопы на возвращение супруга – как вера в грядущую победу.

В отличие от четырехчастной Первой скрипичной сонаты, во Второй Форе обращается к трехчастному циклу.

В первой части – Allegro non troppo – разделы сонатной формы (экспозиция, разработка, реприза) воспринимаются как этапы батальной сцены. Все темы экспозиции объединены тревожной ритмической пульсацией – в большей степени это начало ощущается в главной и связующей партиях, но проникает она и в побочную, сохраняясь в ее гармоническом фоне. Противостояние тем достигает апогея в кульминации, когда темы «сталкиваются» в полифонической фактуре. Этому напряженному моменту контрастирует величественный канон в октаву на материале третьей темы.

Если первая часть основана на лейтмотивах оперы «Пенелопа», то во второй – Andante – использован тематический материал из другого произведения, ре-минорной симфонии, появляющийся здесь в качестве первой темы. Вторая часть имеет двойную двухчастную форму АВАВ, но обладает некоторыми чертами сонатности. С нежной первой темой, «украшенной» отклонением в тональность третьей ступени, сопоставляется более страстная вторая, в мелодическую линию которой вплетаются мотивы из первой части. Особую роль среди них играет призывный мотив, связанный в опере «Пенелопа» с образом Улисса.

Форма заключительной части – Finale. Allegro non troppo – сочетает в себе черты сонатности и вариационности. Подобно первой части, финал исполнен движения, но не тревожного и беспокойного, а легкого и жизнерадостного.

реклама

рекомендуем

смотрите также

Реклама