Boris Fenster
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955), народный артист РСФСР (1957), лауреат Сталинских премий (1948, 1950).
Окончил Ленинградский хореографический техникум в 1936 (ученик Л. Петрова, Л. Леонтьева, В. Пономарева), балетмейстерские курсы при ЛХТ в 1940 (ученик Ф. Лопухова). В 1936-41 в Малом оперном театре исполнял партии: Колен; Арлекин («Арлекинада»), Адъютант князя («Кавказский пленпик»), Рене («Фадетта»), характерные танцы.
В 1944-45 помощник художественного руководителя, в 1945-53 художественный руководитель, в 1953-56 главный балетмейстер Малого оперного театра, в 1956-60 главный балетмейстер Театра им. Кирова. В ЛХУ был ассистентом Л. Лавровского в постановке балетов «Фадетта» (1934), «Катерина» (1935); после 1945 несколько лет преподавал актерское мастерство.
В ЛХУ поставил балеты «Том Сойер» К. Гладковского (1936), «Бэла» В. Дешевова (1941); в Малом оперном театре: «Ашик-Кериб» (1940, дипломный спектакль), «Мнимый жених» (1946); «Доктор Айболит» И. Морозова (1948), «Юность» (1949), «Веселый обманщик» (1951, ассистент по нац. танцам К. Джапаров), «Барышня-крестьянка» (1951), «Двенадцать месяцев» (1954), «Голубой Дунай» (1956), оперу «Фенелла» (1960), возобновил «Фадетту» (1945).
В Театре им. Кирова поставил балеты «Тарас Бульба» (1955), «Маскарад» (1960). Ставил танцы в операх, концертные номера. Поставил балеты «Каменный цветок» А. Фридлендера (1953, ЛДК им. А. М. Горького), «Тийна» Л. Аустер (1955, театр «Эстония»), перенес в театр «Эстония» балеты «Доктор Айболит» (1950), «Юность» (1952), «Мнимый жених» (1954).
В 1949-50 в Ленинградской консерватории преподавал оперную режиссуру, в 1959-60 член художественного совета при Министерстве культуры СССР.
Балетмейстерскую работу начал ассистентом Л. Лавровского в ЛХУ и Малом оперном театре, где был также репетитором и режиссером, ведущим спектакль. Как балетмейстер Фельдт убежденно примыкал к течению драмбалета. Внес вклад в создание балетного репертуара для детей.
Наиболее значительная работа и для балетмейстера, и для театра — советский современный балет «Юность», созданный по мотивам романа Н. Островского «Как закалялась сталь». Этот балет, удостоенный Сталинской премии, был одним из лучших советских балетов конца 40-х гг.
Центральное место в постановках Фельдта (50-е гг.) занял балет «Тарас Бульба» В. Соловьева-Седого.
Преждевременная смерть настигла талантливого балетмейстера во время генеральной репетиции его последнего балета «Маскарад».
Литература: Богданов-Березовский В. Поиски нового.— Веч. Лепинград, 1955, 14 марта; Сергеева Ю. Езда в незнаемое...— Ленингр. правда, 1957, 21 авг; Красовская В. Борис Фенстер.— Театр. Ленинград, 1957, № 37; Макаров А. Преемник Тараса.— Театральная жизнь, 1969, № 7.
А. Деген, И. Ступников