Pyotr Gusev
Этого артиста, внесшего огромный вклад в развитие дуэтного танца, называли «королем поддержки». И даже теперь немногие артисты могут повторить его почти акробатические трюки.
Петр Гусев родился 29 декабря 1904 года в Санкт-Петербурге. Сперва он учился в частной балетной школе у знаменитой балерины Мариинского театра – Ольги Преображенской. Она и привела его в Петроградское балетное училище, которое он закончил в 1922 году. Талант Гусева проявился еще в школе – но это был талант не только выдающегося танцовщика, но и педагога. Он сам умел угадывать таланты, имел особую способность выращивать их, и многие артисты с гордостью называли себя его учениками. Еще будучи учеником старших классов школы, Гусев вел занятия с младшими классами, где учились будущие знаменитые хореографы Леонид Якобсон и Ростислав Захаров, а также будущий выдающийся танцовщик Алексей Ермолаев, который, став премьером Большого театра, продолжал заниматься у Гусева..
В 1924 году Гусев был принят в труппу Петроградского академического театра оперы и балета.
Вместе со своим школьным товарищем Георгием Баланчивадзе, будущим историком балета Юрием Слонимским и художником Владимиром Дмитриевым он стал организатором труппы «Молодой балет», программа вечеров которого состояла в основном из номеров, поставленных Баланчивадзе. К этой группе энтузиастов примыкали молодые танцовщицы и танцовщики, в том числе Ольга Мунгалова, ставшая на многие годы неизменной партнершей Гусева.
Когда в 1931 году Федор Лопухов стал создателем и художественным руководителем балетной труппы Малого оперного театра, Гусев одновременно с работой в Кировском театре танцевал главные роли в новых спектаклях Лопухова – «Щелкунчик» и «Ледяная дева», участвовал в премьере «танцсимфонии» «Величие мироздания».
После триумфа балета Лопухова «Светлый ручей» на музыку Д.Д. Шостаковича, где Гусев танцевал роль Петра, хореографу предложили перенести спектакль на сцену Большого театра в Москве. Лопухов стал художественным руководителем труппы. Гусев вместе с другими артистами последовал за ним. Но балет не понравился самому Сталину, на него ополчилась пресса, Лопухова уволили из Большого театра. Гусев оказался в сложном положении – возвращаться в Ленинград, где балетом Кировского театра «заведовала» Ваганова, недолюбливавшая Лопухова и его единомышленников, Гусеву не хотелось. Он остался в Москве. И, как выяснилось, правильно сделал.
С 1935 года Гусев был ведущим солистом Большого театра, танцевал с Галиной Улановой, позднее – с Майей Плисецкой. В Ленинград он вернулся в 1945 году победителем – его назначили художественным руководителем Кировского театра.
Его дальнейшая судьба довольно причудлива – с 1950 по 1956 год он педагог театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, пишет серьезные теоретические статьи и в то же время ставит в Баку, а затем в Ленинграде балет Кара-Караева «Семь красавиц» по мотивам поэмы Низами, в 1958 году уезжает в Китай, чтобы организовать в Пекине балетный театр, открывает хореографические училища в Шанхае и Чанчжоу, руководит курсами балетмейстеров, ставит первые китайские балеты «Красавица рыбка» и «Наводнение». Рассказывая об этом периоде своей жизни, Гусев с юмором вспоминал, как тяжело было учить китайских танцовщиц поддержкам: когда он, показывая ту или иную поддержку, брал танцовщицу за талию, она тряслась как осиновый лист – боялась, что ее обвинят в безнравственности, если она позволяет мужчине при всех до себя дотрагиваться…
Вернувшись в 1960 году, Гусев стал балетмейстером Ленинградского Малого театра, в 1962 году его назначили балетмейстером Новосибирского театра. В Новосибирске Гусев предложил танцовщику Олегу Виноградову, только что закончившему школу, попробовать свои силы на балетмейстерском поприще: сначала это был новый вальс в первой картине «Лебединого озера», затем – балет Сергея Прокофьева «Золушка», сделавший хореографа сразу известным всему балетному миру России.
Он всегда помогал молодежи. «Мы работали с душой, чтобы только заслужить его одобрение. При Гусеве у нас были и молодежные спектакли, – вспоминала балерина Нинель Петрова. – Артисты писали заявки в худсовет, если там решали, что надо попробовать, – нам давали репетитора, и потом тех, кто справился, ставили в репертуар».
Список поставленных Гусевым балетов поражает разнообразием – там и восстановленная «Ледяная дева», и классика – «Корсар», «Жизель», «Лебединое озеро», «Раймонда», и новинка – «Три мушкетера» Вениамина Баснера. С 1966 по 1983 год он был заведующим кафедрой балетмейстеров Ленинградской консерватории, с 1973 года – профессором. Его перу принадлежат многочисленные статьи, посвященные вопросам балетного театра и сохранения классического наследия.
Последней работой Гусева в театре стала реконструкция балета Петипа (редакция старого балета Жюля Перро) «Корсар», которую он сделал для Кировского балета в 1987 году. В последний месяц перед смертью Гусев готовил роль Медоры с совсем молоденькой танцовщицей, работавшей в театре второй сезон, – будущей звездой театра Юлией Махалиной. Работали неспешно, Гусев проходил с ней все детали хореографии и образа, рассказывал ей разные балетные истории, шутил…
Петр Гусев умер 30 марта 1987 года в Ленинграде.
Д. Трускиновская
Заслуженный артист РСФСР (1947), заслуженный деятель искусств РСФСР (1966), народный артист РСФСР (1984), профессор (1973). Окончил ЛХУ в 1922 (ученик В. Пономарева, А. Ширяева). Один из организаторов труппы «Молодой балет».
Артист Мариинского театра в 1922-35. Первый исполнитель партий: Щелкунчик («Щелкунчик», балетм. Ф. Лопухов), Асак («Ледяная дева»), Жером («Пламя Парижа»), участвовал в премьере «Танцсимфонии»; др. партии: Джеймс; Люсьеп («Пахита»), Иван-царевич («Жар-птица»), Амун («Египетские ночи»), Борис («Болт»), Трубадур («Раймонда»), Голубая птица, Дезире; па-де-де («Тщетная предосторожность»), Молодой кули («Красный мак»), уральский, украинский танцы («Конек- Горбунок»), танец египетских акробатов (опера «Юдифь», балетм. Ф. Лопухов).
Одновременно (1932-35) выступал в Малом театре: Франц; Петр («Светлый ручей»). В 1935-45 солист Большого театра [среди нов. партий: Гирей, Жан де Бриен, Абдерахман; Менерс («Алые паруса»)].
В 1945-50 худ. рук. балета Театра им. Кирова, в 1950-56 педагог Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко; педагог, затем худ. рук. балета ГАБТа. В 1951 поставил в Театре им. Ахундова балет К. Караева «Семь красавиц», который затем перенес в Ленинград (Малый театр, 1953), Киев, Новосибирск.
В 1958-60 педагог балетмейстерских курсов в КНР и организатор балетного театра (Пекин), хореографических училищ (Шанхай, Кантон). В Пекине осуществил постановки балетов «Красавица-рыбка» и «Наводнение» (первые опыты совмещения в одном произведении приемов классического балета и китайского классического танца), познакомил китайских зрителей с классическими балетами «Жизель», «Корсар», «Лебединое озеро». В 1960-62 худ. рук. балета Малого театра, а в 1963-66 — Новосибирского театра.
Постановки Гусева («Ледяная дева», «Три мушкетера»), а также постановки работавших в это время в Новосибирске Ю. Григоровича и О. Виноградова выдвинули труппу театра в ряд лучших балетных коллективов страны. Гусев плодотворно занимался педагогической деятельностью: в 1935-45 педагог МХУ (в 1935-41 худ. рук.). В 1967-83 возглавлял балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории. Одновременно (1967-69) руководитель ленинградского «Камерного балета», для которого реставрировал балеты М. Петипа «Привал кавалерии» и «Арлекинада».
Гусев пользовался славой выдающегося партнера, «короля поддержки». В историю балета вошел дуэт Мунгалова — Гусев, неразрывно связанный с творяеством Ф. Лопухова в 20-е гг. «Дуэт Мунгалова — Гусев поражал и восхищал зрителя по-своему. Это была сама виртуозность... Гусев никогда не «вцеплялся» в партнершу. Исполняя самые сложные комбинации, он едва касался ее. Это создавало ощущение воздушности, легкости. Техника, доведенная до совершенства, придавала танцу настроение» (Т. Вечеслова).
Сочинения: «Спящая красавица».— В кн.: Мариус Петипа. Л., 1971; Главное направление — современность.— В кн.: Музыка и хореография современного балета. Л., 1974, вып. 1; Мужественный талант.— В кн.: Алексей Ермолаев. М., 1974; Героический танцовщик.— В кн.: Алексей Ермолаев. М., 1982; Дискуссия о балете.— Рабочий и театр, 1926, № 46; Балеты, семинары, сомнения.— Театр, 1966, № 3; Новый «Щелкунчик».— Сов. музыка, 1966, № 7; Три конкурса балета.— Театр, 1972, № 6; Сохранить шедевры прошлого.— Сов. балет, 1983, № 4.
Литература: Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Отв. ред. и авт. вступ. ст. В. М. Богданов-Березовский.— Л., 1967; Чернова Н. От Гельцер до Улановой.— М., 1979; Слонимский Ю. Юбилей мастера.— Сов. музыка, 1964, № 12; Долгушин Н. Силовое поле его энергии.— Сов. балет, 1984, № 6; Эльяш Н. Мастер.— Сов. культура, 1984, 25 дек.; Виноградов О. Мастер танца.— Ленингр. правда, 1984, 27 дек.; Вечеслова Т. Открытие танца.— Веч. Ленинград, 1985, 12 февр.
А. Деген, И. Ступников