Seven Beauties
Балет в 4 актах (10 картинах).
Композитор К. Караев, сценаристы (по мотивам поэм Низами) Ю. Слонимский, С. Рахман, И. Идаят-заде, балетмейстер П. Гусев, художники Ф. Гусак, Э. Алмас-заде, дирижер К. Абдуллаев.
Премьера состоялась 7 ноября 1952 года в Театре оперы и балета им. М. Ф. Ахундова, Баку.
Действующие лица:
- Мензер
- Айша, его сестра
- Шах Бахрам-Гур
- Визирь Раст Ровшан
- Семь красавиц: индийская, византийская, хорезмская, славянская, магрибская, китайская, иранская
- Начальник стражи
- Военачальники, отшельник, бочар, шелкодел, горшечник, канатчик, оружейник, кузнец, сапожник, колесник, шуты, дворцовая девушка
Действие происходит на средневековом Востоке.
1. В горах бушует гроза. Шах Бахрам, увлеченный охотой, вынужден укрыться в развалинах старого замка. Живущий здесь отшельник показывает ему потускневшие от времени, но все еще прекрасные изображения семи красавиц. Бахраму чудится, будто они ожили и кружатся в причудливых танцах. Но как только наступает рассвет, прекрасные девы исчезают.
Бахрам покидает замок и отправляется домой. Встреча в пути задерживает его: он видит прекрасную девушку и статного юношу, состязающихся в стрельбе из лука. Это Айша и ее брат Мензер. Бахрам вызывает Мензера на состязание. Мензер оказывается побежденным. Победитель и побежденный по обычаю обмениваются подарками. Бахрам дарит Мензеру пояс, тот ему — кинжал.
Когда Мензер уходит, Бахрам говорит Айше, что в сердце его зажглась любовь. Девушка признается молодому охотнику в ответном чувстве. Когда же на розыски Бахрама прибегают слуги, а за ними Визирь, Айша и Мензер узнают, что молодой охотник — Шах. Визирь сообщает, что хазары вторглись в страну.
Передав власть Визирю, Шах выступает в поход. У Визиря возникает план захвата власти. Двум своим приближенным он велит переодеться в платье хазар, догнать Шаха и убить его.
2. Площадь. Пока Шах во главе войск борется с врагами, жизнь в столице идет своим чередом. На площади по лавкам снует народ. Движется мрачное шествие. За арбой, влекомой недоимщиками и нагруженной отобранным у них домашним скарбом, идут девушки, взятые в рабство. Мольбы о милосердии собравшегося на площади народа только ожесточают прислужников Шаха. Они набрасываются на выставленные в лавках товары, грабят и разрушают все, что попадается под руку. Народ в ужасе разбегается.
Визирю не терпится насладиться властью. Он спускается в сокровищницу Шаха, надевает роскошные одежды, любуется символами шахской власти, мечтает о часе, когда сам станет властителем. Вбегает один из посланных убийц и сообщает, что покушение на Шаха не удалось.
3. Слышатся звуки рога. Это Бахрам вернулся в свою столицу и, узнав о заговоре, спешит расправиться с Визирем. Но проникнуть во дворец невозможно: выставленная Визирем стража получила приказ никого не пропускать. Мензер зовет на помощь вооруженных ремесленников, но в это время из ворот дворца движется торжественное шествие во главе с Визирем, который покорно вручает Шаху символы его власти. Как ни убеждает Мензер Шаха в вероломстве Визиря, он ничего не может доказать, ибо Визирь на глазах Шаха убивает своего приближенного — мнимого организатора заговора. По приказу Визиря стражники разоружают народ, связывают ремесленников и Мензера и заключают их в тюрьму. Визирь грозит жестоко расправиться с ними.
Дворец. Узнав, что Мензер и его друзья в тюрьме, Айша прибегает во дворец, где пируют Шах с приближенными. Она умоляет Шаха вернуть свободу Мензеру и ремесленникам. Приведенный по приказу Шаха Мензер, бесстрашно бросает ему правду в глаза. И когда Шах, в память прежней дружбы, освобождает только одного Мензера, тот с негодованием бросает наземь полученный им в подарок пояс. Оскорбленный Шах приказывает схватить Мензера, но тому удается бежать.
Желая отвлечь Шаха от невеселых мыслей, Визирь показывает ему шелковую ткань с изображением семи красавиц. Шах вспоминает ночь в развалинах замка. Его воображением снова овладевают прекрасные видения, и он забывает о своих тревогах. Визирь доволен. Пусть Шах наслаждается видениями: ему легче будет прибрать к рукам власть.
4. Деревня, где укрылся бежавший из дворца Мензер. Появляется Визирь со стражниками. Крестьяне отказываются выдать Мензера. Визирь велит своим слугам вытоптать крестьянские посевы. Крестьяне в отчаянии бросаются к проезжающему Шаху, умоляя пощадить их поля, но тот их не слушает. Его мысли заняты Айшой. Он не в силах забыть прекрасную девушку. Но Айша с негодованием отвергает любовь того, кто обрек народ на голод. Шах отдает приказ расправиться с крестьянами, и Визирь велит поджечь деревню.
Когда Визирь с торжеством смотрит на огонь, охватывающий дома селения, внезапно появляются семь молодых крестьян и ремесленников. Свершается месть народа. Визирь падает мертвым.
Пытаясь избавиться от мыслей об Айше, Шах снова приходит к развалинам замка, ища забвения в созерцании семи красавиц. Страшный удар грома. Стены замка расступаются. Перед Шахом предстают семь посланцев народа. По древнему обычаю они вручают ему посох и плащ, в знак того, что он должен отречься от престола и покинуть страну.
А через мгновение перед ним появляется Айша. Она говорит, что до сих пор любит его, любит в нем не Шаха, а того молодого охотника, которого гроза застигла в горах. Пусть он откажется от власти, и она последует за ним куда угодно. Но Шах приходит в ярость и ударом кинжала смертельно ранит девушку. Народ приходит проститься с умирающей Айшой и изгоняет Шаха из своей страны.
* * *
В начале 1950-х годов композитору Кара Афульфаз оглы Караеву (1918-1982) его друг — актер, режиссер и либреттист И. Идаят-заде — предложил написать балет по мотивам произведения «Хасмэ» («Пятерицы»), включающего в себя 5 поэм великого азербайджанского поэта и философа Низами Гянджеви (около 1141 — около 1200): «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Искандер-намэ». К творчеству Низами Караев ранее уже обращался, написав в 1949 году симфоническую сюиту «Семь красавиц». Теперь предстояло эту тему воплотить сценически. Либретто балета написал Идаят-заде вместе с писателем, драматургом и либреттистом С. Рахманом. В нем, кроме поэмы «Семь красавиц», были использованы «Рассказ о старухе и султане Санджаре» и «Рассказ о царе-притеснителе и правдивом человеке» из «Сокровищницы тайн», притча о правителе Мерва из «Лейли и Меджнуна» и отдельные эпизоды некоторых других поэм.
В октябре 1951 года партитура была завершена. Союз композиторов Азербайджана ее одобрил, но при прослушивании был отмечен ряд значительных недостатков сценария. Оценив критические замечания, Караев решил переработать балет. Помощь в этом ему оказали два крупнейших балетных деятеля Ленинграда — либреттист и балетовед Юрий Слонимский (1902-1978) и ленинградский балетмейстер Петр Гусев (1904-1987). Сценарий был капитально переработан.
Как вспоминал Слонимский, «новизна жанра, системы образов, как и многолинейность драматургии, показали нам, что есть лишь одна возможность сделать балет „по Низами" — это сложить свой собственный сюжет в духе Низами, черпая мотивы из других его поэм... В старинных спектаклях, как правило, была одна драматургическая линия — судьба пары влюбленных. В советских драматургия усложнилась — появилась вторая линия, скрещивающаяся с первой. Низами же обязывал нас совместить в спектакле чуть ли не пять линий действия. Одну ведет Бахрам; другую — Визирь; третью — Айша; четвертую — народ; пятую пять вестников. Эти линии сплетаются друг с другом. У них есть и частное, и общее развитие».
Композитору пришлось в значительной мере переписать партитуру, введя новые сцены и новых героев. В результате возникла новая художественная концепция с иными драматургическими акцентами. Балетмейстер Гусев в хореографии «Семи красавиц» органически соединял элементы народных азербайджанских танцев с классическими, а танцевальное начало с пантомимно-речитативным.
«Музыка „Семи красавиц" — подлинно симфоническая музыка, обладающая масштабностью, широким дыханием. Почти весь балет воспринимается как цельное, непрерывно развивающееся и нарастающее музыкальное действие» (Д. Шостакович).
Музыка балета принадлежит выдающемуся азербайджанскому композитору К. Караеву — ученику Д. Шостаковича, автору двух балетов, многочисленных симфонических и камерных сочинений, музыки к ряду драматических спектаклей и кинофильмов, лауреату Ленинской премии (1967). Яркая, красочная музыка представляет сильнейшую сторону спектакля, от нее в значительной мере исходят одухотворенность и эмоциональная сила всего балета. Музыкальная драматургия опирается на две составные части: Айша, ее брат, ремесленники — с одной стороны, Шах, Визирь, придворные — с другой. В музыке различаются несколько сквозных тем — народного плача, народного гнева, величия народа. Выделяются также темы семи красавиц, возвышенной любви Айши и низкого коварства Визиря.
«Красочная музыка танцев, — отмечала музыковед Светлана Катонова, — ошеломляет разнообразием причудливой мелодики, метроритмической гибкостью и богатством гармонического языка; в ней отражены тончайшие нюансы лирических чувств — от томления, неги, кокетливой игры до бушующей страсти и торжествующей любви. Особенно следует отметить синтез танцевального симфонизма с разнообразными формами азербайджанского фольклора, что придало черты неповторимой самобытности партитуре „Семи красавиц"».
На премьере в Баку главные партии исполняли Лейла Векилова (Айша), Юрий Кузнецов (Бахрам), Константин Баташов (Мензер), Анатолий Урванцев (Визирь). Балет прочно закрепился в репертуаре театра, неоднократно обновлялся (1959, 1964, 1969). В 1978 году Караев создал новую редакцию, усилив обобщенную образность и поэмное начало. Новую постановку осуществили балетмейстеры Рафига Ахундова и Максуд Мамедов. В 2007 году планируется капитальное возобновление балета в Театре оперы и балета имени М. Ахундова, где он не шел несколько лет. Его возобновление приурочено к открытию здания театра после реконструкции.
В ноябре 1953 года балет в бакинской редакции был поставлен Петром Гусевым в ленинградском Малом оперном театре (художник Симон Вирсаладзе, дирижер Эдуард Грикуров). Стремление хореографа воплощать сложные действенные эпизоды в танцевальных формах прокладывало дорогу более смелым исканиям новых поколений отечественных балетмейстеров. В спектакле активно проявили себя мастера и артистическая молодежь: Вера Станкевич, Мария Мазун (Айша), Вениамин Зимин, Юрий Малахов (Бахрам), Юрий Литвиненко, Адоль Хамзин (Мензер), Николай Филипповский (Визирь). Картинно-красочный спектакль выдержал 201 представление.
«В „Семи красавицах", — отмечала историк балета Вера Красовская, — под пышными покрывалами сюжета скрывалась назидательная мысль: властитель должен быть добр и думать о народном благе. Мысль эту утверждали преимущественно от обратного — в избытке сценических соблазнов. В последнем повинна была музыка, пышущая воистину восточным великолепием, сверкающая цветистыми и сочными красками. Хореографическое воплощение было, правда, не так оригинально. В танцах спектакля оживали старобалетные штампы томности и кокетства. Сюиту самих красавиц завершало выступление Прекраснейшей: окутанная прозрачной тканью, она спускалась с бархатного неба на позлащенном полумесяце, чтобы исполнить вальс. Зато в последнем акте звучала мораль об опасностях соблазна. Красавицы исчезали, а недовольный народ прогонял нерадивого владыку».
На протяжении последующих десятилетий «Семь красавиц» неоднократно появлялись на сценах многих театров, в том числе за рубежом.
А. Деген, И. Ступников