Юрий Иосифович Слонимский

Jury Slonimsky

Дата рождения
13.03.1902
Дата смерти
23.04.1978
Профессия
Страна
СССР
Юрий Иосифович Слонимский, 1970-е гг. Фото Н. Аловерт

Юрий Иосифович Слонимский (13 марта 1902, Санкт-Петербург — 23 апреля 1978, Ленинград) — советский историк театра, балетовед, театральный критик, драматург-либреттист, педагог, кандидат искусствоведения (1948), профессор (1962).

В 1918 году учился в Школе русской драмы в Петрограде, с 1918 брал частные уроки у воспитанников Петербургского балетного училища А. И. Сакселина, В. И. Вайнонена и Г. М. Баланчивадзе (Баланчина). В 1919, будучи студентом юридического факультета Петроградского университета, под псевдонимом «Ю. Мамонтов» опубликовал первые рецензии о балетных спектаклях. С 1920 начал выступать с лекциями о балете.

В 1922—24 и 1932—61 — научный сотрудник Ленинградского института истории искусств. Выступал в печати по вопросам теории и практики современной хореографии. Был консультантом первых балетмейстерских опытов П. А. Гусева, Б. А. Фенстера, И. Д. Бельского, В. А. Варковицкого, Ю. Н. Григоровича в Ленинградском театре оперы и балета, консультантом вечеров экспериментальной ленинградской группы «Молодой балет».

С 1932 преподавал в Ленинградском хореографическом училище, где с И. И. Соллертинским разработал первые печатные программы по специальным предметам; с А. В. Лопуховым и другими педагогами работал над учебником «Основы характерного танца» (1939); вместе с Ф. В. Лопуховым в 1937 году организовал при училище первое в истории балетного театра балетмейстерское отделение, где читал курс анализа балетного спектакля. С 1962 — профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.

* * *

Многоликое творчество Юрия Иосифовича Слонимского — целая глава в истории советского балета. Первую из своих 400 статей о балете он опубликовал в 1919 году. Вместе с молодым Георгием Баланчивадзе (впоследствии Джорджем Баланчиным) организовывал в Петрограде экспериментальную труппу «Молодой балет». Слонимский — крупнейший историк отечественного балета от Ш. Дидло, Ж. Перро, М. Петипа, М. Фокина до мастеров середины двадцатого столетия. Исследователь драматургии балетного театра.

Свои теоретические положения не отделял от практики и создавал сценарии новых балетов. Среди них: «Сказка о попе и его работнике Балде» (1940), «Весенняя сказка» (1947), «Юность (1949), «Семь красавиц» (1952), «Тропою грома» (1958), «Берег надежды» (1959), «Икар» (1965-71). Сторонник и соучастник обновления отечественного балета, связанного с творчеством Юрия Григоровича, Игоря Бельского, Олега Виноградова.

Для всех них он был мудрым советчиком и наставником. «Книги Слонимского — не из тех, что бегло перелистываешь или прочитываешь всего один раз, чтобы потом на вечные времена поставить обратно в шкаф. Их перечитываешь помногу, всякий раз извлекая нечто новое, с интересом отмечая, как меняется восприятие написанного с ходом лет, по мере развития балетного театра» (Ю. Григорович).

Юрий Слонимский вовлек в мир балета композиторов Михаила Чулаки, Кара Караева, Андрея Петрова. Последним из этой плеяды стал Сергей Слонимский.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Франсуа Бенуа Композиторы

рекомендуем

смотрите также

Реклама