Марина Викторовна Кондратьева

Marina Kondratieva

Дата рождения
01.02.1934
Профессия
Страна
Россия, СССР
Автор
Марина Викторовна Кондратьева
Марина Викторовна Кондратьева Марина Викторовна Кондратьева Марина Викторовна Кондратьева Марина Викторовна Кондратьева Марина Викторовна Кондратьева

Марина Кондратьева родилась 1 февраля 1934 года в Ленинграде в семье известного советского физико-химика В. Н. Кондратьева (1902—1979). В 1952 окончила Московское хореографическое училище (ныне МГАХ) и сразу была принята в балетную труппу Большого театра. В выпускном классе занималась у Галины Петровой. В театре совершенствовалась у Марины Тимофеевны Семеновой.

Роль Маши в «Щелкунчике» (хор. В. Вайнонен) станцевала, еще будучи студенткой МАХУ.

В 1954 дебютировала сразу в двух репертуарных спектаклях в Большом — станцевала Золушку в одноименном балете и Марию в «Бахчисарайском фонтане» (оба — хореография Ростислава Захарова).

В 1955 — Девушку-птицу в балете Ф. Яруллина «Шурале» в постановке Леонида Якобсона и Принцессу Аврору в «Спящей красавице» в редакции Асафа Мессерера и Михаила Габовича.

В 1957 дебютировала в роли Гаянэ в одноименном балете Арама Хачатуряна в хореографии В. Вайнонена.

В 1959 станцевала Повелительницу дриад в «Дон Кихоте» и Джульетту в «Ромео и Джульетте» в хореографии Л. Лавровского. В этом же году участвовала в премьере балета «Каменный цветок» С. Прокофьева в постановке Юрия Григоровича и стала первой исполнительницей роли Катерины.

В 1960 стала первой исполнительницей роли Водяницы в балете Р. Щедрина «Конёк-горбунок» в постановке А. Радунского и роли Музы в балете на музыку С. Рахманинова «Паганини» (хор. Л. Лавровского).

В 1961 дебютировала в заглавной партии в балете «Жизель» (редакция Л. Лавровского), и эта роль стала визитной карточкой балерины в ее лирико-романтическом амплуа. В том же году Кондратьева станцевала Хозяйку Медной горы в «Каменном цветке» и закрепила за собой право называться универсальной балериной.

За Хозяйкой Медной горы последовали Диана Мирель в «Пламени Парижа» Б. Асафьева в хореографии В. Вайнонена (1961) и Фригия в «Спартаке» Леонида Якобсона (1962).

В 1965 году станцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере» (редакция Асафа Мессерера) и Ширин в «Легенде о любви» А. Меликова в постановке Ю. Григоровича.

Одним из главных партнеров М. Кондратьевой в Большом театре был Марис Лиепа. Кроме «Жизели», которую они регулярно танцевали вместе, Кондратьева принимала участие в инициированных Марисом Лиепой постановках балетов М. Фокина на сцене Большого. В 1967 они вместе станцевали «Видение розы» М. Фокина (Кондратьева — Девушка).

Другие роли М. Кондратьевой:

Фригия в «Спартаке» Ю. Григоровича (1969);
Вакханка (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст», хор. М. Лавровского);
Анна в «Анне Карениной» Р. Щедрина в постановке М. Плисецкой, Н. Рыженко и В. Мирнова-Голованова (1972);
Принцесса Аврора в «Спящей красавице» в редакции Ю. Григоровича;
Эола в балете «Икар» С. Слонимского в постановке Владимира Васильева (1977);
Магнолия в балете «Чиполлино» К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова (1977) — первая исполнительница в Большом театре;
Солистка в балете «Эти чарующие звуки» на музыку Сороковой симфонии В. А. Моцарта (1978).

Партнерами Кондратьевой также были также Николай Фадеечев, Владимир Тихонов, Михаил Лавровский, Юрий Владимиров.

В 1980 году окончила ГИТИС (ныне РАТИ). Педагогическую деятельность начала в ансамбле Московский классический балет (ныне Государственный академический театр классического балета) под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва. Репетировала с Маргаритой Перкун-Бебезичи, Верой Тимашовой, репетировала также с артистами труппы «Большой театр — студия Юрия Григоровича», в том числе с Еленой Князьковой.

Вскоре стала педагогом-репетитором Большого театра. Репетировала «Шопениану» с Людмилой Семенякой. В течение продолжительного времени была педагогом-репетитором Галины Степаненко, Надежды Грачевой, Анны Антоничевой, Екатерины Шипулиной, Натальи Осиповой.

В настоящее время под ее руководством занимаются Ольга Смирнова, Чинара Ализаде, Нелли Кобахидзе, Джу Юн Бэ, Анна Окунева, Джой Вомак и др. Ведет класс.

С 1988 года выступает в качестве балетмейстера-постановщика. Восстановила для труппы Большого театра гран па из балета «Пахита» Л. Минкуса (хореография М. Петипа) и «Па де катр» на музыку Ц. Пуни (хореография Ж. Перро в редакции А. Долина).

В 1980-87 гг. (в 86-м получила звание доцента) преподавала в ГИТИСе.
В 1990-2000 гг. (в 99-м г. получила звание профессора) — в МАХУ.
Давала мастер-классы в США, Японии, Италии. В течение десяти лет преподает в балетной школе-студии в г. Муцуяме (Япония).

Также переносила спектакли на сцены зарубежных театров:

«Спящая красавица» (хореография М. Петипа) — Королевский балет Новой Зеландии;
«Баядерка», «Дон Кихот» Л. Минкуса (хореография А. Горского), «Золушка» С. Прокофьева (хореография Р. Захарова), «Жизель» А. Адана (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа), «Пахита» — Корейский национальный балет (Сеул);
«Корсар» А. Адана (хореография М. Петипа в редакции П. Гусева) — Центральный балет Китая;
Вечер хореографии Мариуса Петипа — балетная труппа Оперы Ниццы (Франция).

Снималась в телеэкранизации балета «Паганини» (1974). Ее творчеству посвящены телефильм-концерт «Балерина Марина Кондратьева» (1979), документальный фильм «Это бесконечное фуэте» (режиссер Э. Агаджанян, 2002), документальный фильм «Имя музы — Марина» (режиссер Н. Тихонов, 2009).

Награды и звания:

I премия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве (1955);
Народная артистка СССР (1976);
Приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Учитель») (2003).

С 2013 года — член Художественного совета балетной труппы Большого театра.
В 2013 году М. Кондратьева отметила свой шестидесятый сезон в Большом театре гала-концертом на исторической сцене.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама