Marina Kondratieva
Марина Кондратьева родилась 1 февраля 1934 года в Ленинграде в семье известного советского физико-химика В. Н. Кондратьева (1902—1979). В 1952 окончила Московское хореографическое училище (ныне МГАХ) и сразу была принята в балетную труппу Большого театра. В выпускном классе занималась у Галины Петровой. В театре совершенствовалась у Марины Тимофеевны Семеновой.
Роль Маши в «Щелкунчике» (хор. В. Вайнонен) станцевала, еще будучи студенткой МАХУ.
В 1954 дебютировала сразу в двух репертуарных спектаклях в Большом — станцевала Золушку в одноименном балете и Марию в «Бахчисарайском фонтане» (оба — хореография Ростислава Захарова).
В 1955 — Девушку-птицу в балете Ф. Яруллина «Шурале» в постановке Леонида Якобсона и Принцессу Аврору в «Спящей красавице» в редакции Асафа Мессерера и Михаила Габовича.
В 1957 дебютировала в роли Гаянэ в одноименном балете Арама Хачатуряна в хореографии В. Вайнонена.
В 1959 станцевала Повелительницу дриад в «Дон Кихоте» и Джульетту в «Ромео и Джульетте» в хореографии Л. Лавровского. В этом же году участвовала в премьере балета «Каменный цветок» С. Прокофьева в постановке Юрия Григоровича и стала первой исполнительницей роли Катерины.
В 1960 стала первой исполнительницей роли Водяницы в балете Р. Щедрина «Конёк-горбунок» в постановке А. Радунского и роли Музы в балете на музыку С. Рахманинова «Паганини» (хор. Л. Лавровского).
В 1961 дебютировала в заглавной партии в балете «Жизель» (редакция Л. Лавровского), и эта роль стала визитной карточкой балерины в ее лирико-романтическом амплуа. В том же году Кондратьева станцевала Хозяйку Медной горы в «Каменном цветке» и закрепила за собой право называться универсальной балериной.
За Хозяйкой Медной горы последовали Диана Мирель в «Пламени Парижа» Б. Асафьева в хореографии В. Вайнонена (1961) и Фригия в «Спартаке» Леонида Якобсона (1962).
В 1965 году станцевала Одетту-Одиллию в «Лебедином озере» (редакция Асафа Мессерера) и Ширин в «Легенде о любви» А. Меликова в постановке Ю. Григоровича.
Одним из главных партнеров М. Кондратьевой в Большом театре был Марис Лиепа. Кроме «Жизели», которую они регулярно танцевали вместе, Кондратьева принимала участие в инициированных Марисом Лиепой постановках балетов М. Фокина на сцене Большого. В 1967 они вместе станцевали «Видение розы» М. Фокина (Кондратьева — Девушка).
Другие роли М. Кондратьевой:
Фригия в «Спартаке» Ю. Григоровича (1969);
Вакханка (картина «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст», хор. М. Лавровского);
Анна в «Анне Карениной» Р. Щедрина в постановке М. Плисецкой, Н. Рыженко и В. Мирнова-Голованова (1972);
Принцесса Аврора в «Спящей красавице» в редакции Ю. Григоровича;
Эола в балете «Икар» С. Слонимского в постановке Владимира Васильева (1977);
Магнолия в балете «Чиполлино» К. Хачатуряна в постановке Г. Майорова (1977) — первая исполнительница в Большом театре;
Солистка в балете «Эти чарующие звуки» на музыку Сороковой симфонии В. А. Моцарта (1978).
Партнерами Кондратьевой также были также Николай Фадеечев, Владимир Тихонов, Михаил Лавровский, Юрий Владимиров.
В 1980 году окончила ГИТИС (ныне РАТИ). Педагогическую деятельность начала в ансамбле Московский классический балет (ныне Государственный академический театр классического балета) под руководством Н. Касаткиной и В. Василёва. Репетировала с Маргаритой Перкун-Бебезичи, Верой Тимашовой, репетировала также с артистами труппы «Большой театр — студия Юрия Григоровича», в том числе с Еленой Князьковой.
Вскоре стала педагогом-репетитором Большого театра. Репетировала «Шопениану» с Людмилой Семенякой. В течение продолжительного времени была педагогом-репетитором Галины Степаненко, Надежды Грачевой, Анны Антоничевой, Екатерины Шипулиной, Натальи Осиповой.
В настоящее время под ее руководством занимаются Ольга Смирнова, Чинара Ализаде, Нелли Кобахидзе, Джу Юн Бэ, Анна Окунева, Джой Вомак и др. Ведет класс.
С 1988 года выступает в качестве балетмейстера-постановщика. Восстановила для труппы Большого театра гран па из балета «Пахита» Л. Минкуса (хореография М. Петипа) и «Па де катр» на музыку Ц. Пуни (хореография Ж. Перро в редакции А. Долина).
В 1980-87 гг. (в 86-м получила звание доцента) преподавала в ГИТИСе.
В 1990-2000 гг. (в 99-м г. получила звание профессора) — в МАХУ.
Давала мастер-классы в США, Японии, Италии. В течение десяти лет преподает в балетной школе-студии в г. Муцуяме (Япония).
Также переносила спектакли на сцены зарубежных театров:
«Спящая красавица» (хореография М. Петипа) — Королевский балет Новой Зеландии;
«Баядерка», «Дон Кихот» Л. Минкуса (хореография А. Горского), «Золушка» С. Прокофьева (хореография Р. Захарова), «Жизель» А. Адана (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. Петипа), «Пахита» — Корейский национальный балет (Сеул);
«Корсар» А. Адана (хореография М. Петипа в редакции П. Гусева) — Центральный балет Китая;
Вечер хореографии Мариуса Петипа — балетная труппа Оперы Ниццы (Франция).
Снималась в телеэкранизации балета «Паганини» (1974). Ее творчеству посвящены телефильм-концерт «Балерина Марина Кондратьева» (1979), документальный фильм «Это бесконечное фуэте» (режиссер Э. Агаджанян, 2002), документальный фильм «Имя музы — Марина» (режиссер Н. Тихонов, 2009).
Награды и звания:
I премия Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве (1955);
Народная артистка СССР (1976);
Приз «Душа танца» журнала «Балет» (номинация «Учитель») (2003).
С 2013 года — член Художественного совета балетной труппы Большого театра.
В 2013 году М. Кондратьева отметила свой шестидесятый сезон в Большом театре гала-концертом на исторической сцене.