George Balanchine
Среди историй о русских эмигрантах у Сергея Довлатова есть и анекдот о том, как Баланчин не хотел писать завещание, а когда все-таки написал, то оставил брату в Грузии пару золотых часов, а все свои балеты раздарил восемнадцати любимым женщинам. Все балеты — это 425 сочинений.
Георгий Баланчивадзе родился в Санкт-Петербурге 9 (22) января 1904 года в семье известного грузинского композитора, зачинателя грузинской оперы и романса, Мелитона Баланчивадзе (1862–1937), которого тогда называли «грузинским Глинкой». Его брат – Андрей Баланчивадзе также талантливый композитор.
В 1914 году Георгий Баланчивадзе поступил в Петроградское театральное училище. Впервые он вышел на сцену в «Спящей красавице» – исполнил роль маленького амура. Впоследствии он вспоминал о школе:
«У нас была настоящая классическая техника, чистая. В Москве так не учили… У них, в Москве, все больше по сцене бегали голые, этаким кандибобером, мускулы показывали. В Москве было больше акробатики. Это совсем не императорский стиль». Тогда, в школе, он познакомился с музыкой Чайковского и полюбил ее на всю жизнь.
Учеником он был старательным и, окончив школу, был в 1921 году принят в труппу петроградского Государственного театра оперы и балета (бывшего Мариинского). Став в начале 1920-х годов одним из организаторов коллектива «Молодой балет», Баланчивадзе ставил там свои номера, которые исполнял вместе с другими молодыми артистами. Жилось им нелегко – приходилось и голодать.
В 1924 году при содействии певца В.П. Дмитриева группа танцовщиков получила разрешение для выезда в европейское турне. Баланчивадзе твердо решил, что назад не вернется. Их было четверо – Тамара Джива, Александра Данилова, Георгий Баланчин и Николай Ефимов, им безумно хотелось увидеть мир, они покатили по всей Европе. Дягилев их увидел в Лондоне.
Георгию Баланчивадзе повезло: сам Дягилев, прославленный авангардистский антрепренер, обратил на него внимание. Молодой артист стал следующим, после Брониславы Нижинской, хореографом труппы «Русского балета Сергея Дягилева». Дягилев поменял ему имя на европейский лад – так появился балетмейстер Баланчин.
Он поставил для Дягилева десять балетов, в том числе «Аполлон Мусагет» на музыку Игоря Стравинского (1928), который, вместе с «Блудным сыном» на музыку Сергея Прокофьева до сих пор считается шедевром неоклассической хореографии. Тогда же началось многолетнее сотрудничество Баланчина и Стравинского и было озвучено творческое кредо Баланчина: «Видеть музыку, слышать танец».
Во время одного спектакля Баланчин травмировал колено. Это обстоятельство ограничило его возможности танцовщика, но зато дало ему свободное время для занятий хореографией. Он почувствовал вкус к преподаванию и понял, что это его настоящее призвание. Вернувшись в Париж в 1933 году, он основал свою собственную компанию. Художественными руководителями этой компании были Бертольд Брехт и Курт Вейль. В сотрудничестве с ними Баланчин создавал балет двадцатого века.
Как-то Баланчин в 1935 году нашел в парижской библиотеке дипломную симфонию молодого Жоржа Бизе и между делом, в порядке заполнения вынужденного простоя, поставил простенький, ни на что не претендующий балет «Симфония С», ставший, как выяснилось позже, одним из его шедевров. Когда Баланчина в 1947 году пригласили в парижскую «Гранд-опера», он выбрал эту вещь для своего дебюта под названием «Хрустальный дворец». Успех был грандиозный. После этого в 1948 году Баланчин перенес постановку в Нью-Йорк, и с тех пор она не сходит со сцены Нью-Йорского городского балета.
После смерти Дягилева в 1929 году «Русский балет» начал распадаться, и Баланчин покинул его. Он работал сначала в Лондоне, затем в Копенгагене, где был приглашённым балетмейстером. Вернувшись на некоторое время в «Новый Русский балет», который обосновался в Монте-Карло, и поставив несколько номеров для Тамары Тумановой, Баланчин вскоре вновь ушёл из него, решив организовать собственную труппу – «Les Ballets 1933». Труппа просуществовала лишь несколько месяцев, но за это время было осуществлено несколько успешных постановок на музыку Дариюса Мийо, Курта Вейля, Анри Соге. Увидев их, известный американский меценат Линкольн Кирстайн предложил Баланчину перебраться в США для создания Школы американского балета и труппы «Американский балет». Хореограф согласился.
Бостонский мультимиллионер Кирстайн был одержим балетом. У него была мечта – создать американскую балетную школу, и на ее базе – американскую балетную компанию. В лице молодого, ищущего, талантливого, амбициозного Баланчина Кирстайн увидел человека, способного воплотить его мечту в жизнь.
В 1933 году Баланчин перебрался в Соединенные Штаты. Здесь начался самый длительный и блестящий период его деятельности. Стартовал балетмейстер буквально на пустом месте. Первым проектом Джорджа Баланчина на новом месте было открытие балетной школы. При финансовой поддержке Кирстайна и Эдварда Уорберга 2 января 1934 года Школа американского балета приняла первых учеников. Первым балетом, который Баланчин поставил со студентами, была «Серенада» на музыку Чайковского.
Затем была создана небольшая профессиональная труппа «Американский балет». Она танцевала сначала в «Метрополитен-опера» – с 1935 по 1938 год, затем гастролировала как самостоятельный коллектив. В 1936 году Баланчин поставил балет «Убийство на Десятой авеню». Первые рецензии были уничтожающими. Баланчин оставался невозмутимым; он твердо верил в успех. Успех пришел после десятилетий напряженного труда: явились и неизменные восторги прессы, и многомиллионный грант от Фонда Форда, и портрет Баланчина на обложке журнала «Тайм». И главное – переполненные залы на представлениях его балетной труппы. Джордж Баланчин стал признанным главой американского балета, законодателем вкусов, одним из лидеров неоклассицизма в искусстве.
В 1940 году Баланчин стал гражданином США.
В 1941 году он создал для латиноамериканских гастролей американской труппы «Америкен балле караван» два самых знаменитых своих спектакля – «Балле Империал» на музыку П.И. Чайковского и «Кончерто барокко» на музыку И.С. Баха. В 1944 и 1946 годах Баланчин сотрудничал с «Русским балетом Монте-Карло».
В 1946 году Баланчин и Кирстайн основали труппу «Балетное общество». В 1948 году Баланчину предложили руководить этой труппой в составе Нью-Йоркского центра музыки и драмы. «Балетное общество» стало Нью-Йоркским городским балетом.
Казалось бы, Баланчину, воспитанному на классическом балетном репертуаре, получившему классическое музыкальное образование, Чайковский должен быть ближе, чем, скажем, Пауль Хиндемит. Но круг его любимых композиторов был широк. Он включал Чайковского и Прокофьева, Стравинского и Баха, Моцарта и Глюка, Равеля и Бизе, Бернстайна и Голда, Гершвина и того же Хиндемита, которому он заказал музыку «Четыре темперамента» для открытия «Балетного общества».
Музыка означала нечто большее, чем остов для хореографии. Музыка давала импульс. Пока он не «видел» музыку, он не начинал работать. Никаких заранее заказанных сюжетов он не признавал: музыка решала все. Баланчин читал клавир с листа и сразу видел: его ли это музыка. Его музыкальное образование позволяло ему находить контакт с композиторами и вносить свои коррективы в оркестровки. Быстрота, с которой он ставил свои балеты, во многом зависела от его умения быстро читать клавир.
В 1950—1960-е годы Баланчин осуществил ряд успешных постановок, в числе которых – «Щелкунчик» Чайковского, исполнение которого стало рождественской традицией в США.
По меткому выражению Мориса Бежара, Баланчин «перенес в эру межпланетных путешествий аромат куртуазных танцев, украшавших своими гирляндами дворы Людовика XIV и Николая II». Он возвращал на балетную сцену чистый танец, оттесненный на второй план сюжетными балетами.
Умер Баланчин в Нью-Йорке 30 апреля 1983 года, похоронен на кладбище Окленд в Нью-Йорке. Через пять месяцев после его смерти в Нью-Йорке был основан «Фонд Джорджа Баланчина». Ведущие американские газеты, редко между собой в чем-либо соглашающиеся, единодушно причислили Баланчина к трем величайшим творческим гениям двадцатого века; двое других – Пикассо и Стравинский…
Д. Трускиновская
Окончил Петроградское хореографическое училище в 1921 (ученик П. Гердта, С. Андрианова, Л. Леонтьева). Артист Мариинского театра в 1921-24: участвовал в премьере «Танцсимфонии» Ф. Лопухова; среди его партий: Жан («Жавотта» К. Сен-Санса), танец буффонов («Щелкунчик») и др. Одновременно учился в консерватории по классу фортепиано. Первые балетмейстерские опыты относятся к ученическим годам, позже сочинял концертные номера, танцы для драматических («Цезарь и Клеопатра» Б. Шоу, «Эуген Несчастный» Э. Толлера) и оперных спектаклей (Малый театр).
В 1923 вместе с В. Дмитриевым, П. Гусевым и Ю. Слонимским организовал группу энтузиастов «Молодой балет», программа выступлений которого состояла в основном из номеров, поставленных Баланчиным. В концертах участвовали А. Данилова, Л. Иванова, О. Мунгалова, В. Вайнонен, П. Гусев, Л. Лавровский и др. Для артистов и поддерживавших их критиков, художников, театроведов основным было страстное стремление критически пересмотреть балетное наследие, жажда перемен в хореографии.
В 1924 Баланчин уехал за границу; в 1925-29 балетмейстер в труппе русского балета С. Дягилева; за это время осуществил 10 постановок: «Песнь соловья» И. Стравинского, «Барабау» В. Риети, «Пастораль» Ж. Орика, «Кошка» A. Core, «Аполлон Мусагет» И. Стравинского, «Блудный сын» С. Прокофьева и др. В дальнейшем — балетмейстер «Русского балета в Монте-Карло» (1932), «Балета 1933» и др.
В 1934 в США организовал балетную школу и труппу, которая с 1948 носит название «Нью-Йорк сити балле». Баланчин — один из немногих зарубежных хореографов, создавших постоянную труппу со своим репертуаром. Количество его постановок огромно (около 100). Среди них балеты И. Стравинского — «Игра в карты» (1937), «Орфей» (1948), «Агон» (1957) и др., балеты на музыку Чайковского — «Серенада» (1935), «Тема с вариациями» (1947); на музыку М. Равеля — «Вальс» (1951), М. Глинки — «Глинкиана» (1967), И. С. Баха — «Кончерто барокко» (1941), В. А. Моцарта — «Концертная симфония» (1948), Ф. Мендельсона — «Шотландская симфония» (1952); Ж. Бизе — «Симфония, или Хрустальный дворец» (1948); П. Хиндемита — «Четыре темперамента» (1946), «Метаморфозы» (1952); А. Веберна — «Эпизоды» (1959) и др. Большинство его сочинений одноактны, но Баланчин ставил и многоактные балеты — «Щелкунчик» П. Чайковского (1954), «Дон Кихот» Н. Набокова (1965). В 1962 и 1972 труппа «Нью-Йорк сити балле» гастролировала в СССР.
Баланчин — один из крупнейших хореографов 20 века. Наиболее оригинальную часть его творчества составляют одноактные бессюжетные балеты. В них хореограф, по существу, продолжает линию «бело-тюниковых» классических балетов, «Шопенианы» М. Фокина, «Танцсимфонии» Ф. Лопухова.
О своих творческих принципах Баланчин говорит: «Балет — настолько богатое искусство, что он не должен быть иллюстратором даже самых интересных, даже самых содержательных литературных первоисточников... Пятнадцать лет танцовщики вырабатывают каждую клетку своего тела, и все клетки должны петь на сцене. И если красота этого выработанного и вытренированного тела, его движения, его пластика, его выразительность доставят эстетическое удовольствие сидящим в зрительном зале, то балет, на мой взгляд, своей цели достиг».
Лучшим композициям хореографа нельзя отказать в истинной музыкальности, своеобразной пластической полифоничности в воздействии на зрителя.
Сочинения: Баланчивадзе Г. Унтер-офицерская вдова, или Как А. Л. Волынский сам себя сечет.— Театр, 1923, № 13; Рассказывает Баланчин,— Сов. музыка, 1963, № 1.
Литература: Михайлов М. Мой однокашник Жорж Баланчивадзе,— В кн.: Жизнь в балете. Л., 1966; Карп П. Джордж Баланчин.— В кн.: О балете. Л., 1967; Гвоздев А. Молодой балет.— Жизнь искусства, 1924, № 22; Гаевский В. Парижские сезоны Баланчина.— Театр. 1978, № 4; Красовская В. Страницы календаря: Баланчин.— Сов. балет, 1984, № 1; Гаевский В. «Служенье муз...» — Театр, 1984, № 12.
А. Деген, И. Ступников