Serenade
Одноактный балет (в 4 картинах) на музыку Серенады для струнного оркестра П. Чайковского.
Балетмейстер Дж. Баланчин, художник по костюмам Ж. Люрс.
Первая постановка осуществлена 10 июня 1934 года учениками Школы американского балета в поместье Ф. М. Уорбурга «Белые равнины» (Нью-Йорк).
Впервые показан на сцене 8 декабря 1934 года труппой Школы американского балета в Хартфорде, Коннектикут.
Мировая премьера — 1 марта 1935 года, труппа «Американский балет», театр Адельфи, Нью-Йорк.
Звучат мощные вступительные аккорды краткого анданте. Поднимается занавес.
На сцене группа девушек, выстроившихся пересекающимися линиями. Ночь. На неподвижных танцовщиц падает приглушенный свет. Танцовщицы начинают движение, свет становится ярче.
Девушки танцуют небольшими группами, словно рисуя узоры на сцене. Одна из них исполняет соло, другие вторят ей. Внезапно все застывают на месте, образовав ту же картину, с которой начался балет.
Одна из девушек явно опоздала. Она выбегает на сцену и становится на свое место. В глубине сцены появляется юноша. Когда он направляется к девушке, ее подруги покидают сцену.
Под звуки вальса юноша устремляется к девушке, они танцуют вдвоем. Когда на сцене появляются ее подруги, девушка весело танцует с ними, затем она и ее партнер возглавляют общий танец. Вальс заканчивается медленно и тихо, все расходятся в темпе заключительных звуков музыки.
На сцене остаются пять девушек. Они садятся на пол лицом друг к другу. При звуках жизнерадостной мелодии они вскакивают и танцуют, не скрывая веселья. Выбежавший юноша присоединяется к ним. Когда все убегают со сцены, одна из девушек остается лежать на полу, закрыв лицо руками.
Другая девушка приводит к подруге юношу. Он помогает лежащей танцовщице подняться и танцует с двумя партнершами. Наконец, наступает момент, когда он должен сделать выбор. Девушка, которая вывела его на сцену, требует безраздельного внимания, и юноша остается с ней. Брошенная героиня падает, на миг приподнимается и вновь сникает. Трое юношей поднимают ее вытянутое тело на вытянутых руках. Девушка медленно изгибается, широко раскинув руки. Юноши несут ее, словно участники некой процессии.
* * *
Вышеприведенное описание принадлежит выдающемуся русско-американскому хореографу Джорджу Баланчину (1904-1983). Он пояснял: «В своем рассказе о балете „Серенада" я обошелся без подробностей, потому что многие считают, будто этот балет имеет тайный сюжет. Это не так. В нем танцовщики просто движутся под прекрасную музыку. Единственный сюжет балета — музыка серенады, если угодно — это танец при луне». Название балета выбрано в соответствии с использованной музыкой — «Серенадой до мажор для струнного оркестра» Чайковского. Четыре части пьесы исполняются в балете одна за другой в следующем порядке:
1) Пьеса в форме сонатины: Andante поп troppo, Allegro; 2) Вальс; 3) Русская тема: Andante, Allegro con spirito; 4) Элегия.
Баланчин позволил себе переставить местами третью и четвертую части оригинала Чайковского, дабы окончить «танец при луне» элегией. Это крайне редкий случай в практике такого музыкального человека, как Баланчин, который в молодости учился в Петербургской консерватории и ставил свои спектакли с партитурой в руках. Несмотря на то что пьеса Чайковского не предназначена для балета, танцевальный характер ее четырех частей предполагает наличие различных эмоций и ситуаций. Каждый танцовщик и каждый зритель волен по-своему интерпретировать смысл происходящего, навеянный танцем и музыкой.
Балет «Серенада» стал первой американской постановкой Баланчина. Вскоре после прибытия в 1933 году в США Баланчин вместе с Линкольном Керстайном и Эдуардом М. Уорбургом открыл в Нью-Йорке «Школу американского балета». В программу обучения был включен класс актерского мастерства, чтобы показать ученикам насколько выступления на сцене отличаются от уроков.
«Мне казалось, — рассказывал Баланчин, — что наилучший способ объяснить ученикам суть сценического мастерства — позволить им станцевать нечто новое, чего они никогда прежде не видели. Для работы я выбрал „Серенаду" Чайковского. В первый вечер в классе собралось семнадцать девушек и ни одного юноши. Задача состояла в том, как расположить нечетное число девушек так, чтобы их построение выглядело интересно. Я расставил их по диагонали и решил начать танец с движений рук, чтобы ученицы имели возможность поупражняться.
Именно так начался балет „Серенада". Следующий класс состоял из девяти девушек, третий — из шести. Я ставил танцы с теми, кто присутствовал в классе. Вскоре класс начали посещать и юноши, их я тоже включил в работу. Однажды, когда все девушки убежали с середины, одна из них упала и заплакала. Я попросил пианиста не прекращать игру и вставил этот эпизод в балет. На следующий день одна девушка опоздала к началу урока, и этот эпизод тоже вошел в балет. Позднее, когда мы репетировали «Серенаду» на сцене, многое пришлось пересмотреть».
«Серенада» выдержала ряд различных редакций. Ее исполняла труппа «Американский балет», составленная из учеников Школы американского балета, в первый же сезон выступлений в театре Адельфи в Нью-Йорке, с 1 по 15 марта 1935 года. Позже балет был переделан для труппы «Русский балет Монте-Карло» и показан 17 октября 1940 года на сцене Метрополитен-Опера. В 1947 году «Серенаду» показала балетная труппа Парижской Оперы на вечере из балетов Баланчина. 18 октября 1948 года балет вошел в постоянный репертуар труппы «Нью-Йорк Сити бэллей». В настоящее время «Серенаду» — одно из известнейших сочинений Баланчина — исполняют многие балетные труппы в США и за рубежом.
Американский балетовед Тим Шолл отмечает: «Баланчин всегда называл „Серенаду" балетом „найденных" элементов: падение в классе, опоздавшая на урок ученица. Эти как бы случайные элементы включались в танец, который был одновременно драматичным и „абстрактным". Тем не менее, новый балет Баланчина отталкивался от grand pas вилис „Жизели" Петипа (II акт). Отсылки были и в декорациях, и в костюмах (после множества изменений), и в характере хореографии, и в настроении, и в происходящих сценических событиях».
«„Серенада" — единственный балет Баланчина, с явственным обращением к белотюниковой „Сильфиде", — пишет балетовед Вадим Гаевский. — Подсвеченные голубоватым сильфидным светом танцовщицы-эфемериды танцуют в белых длинных тюниках, создающих дополнительный театральный эффект: длинные подолы юбок словно бы затвердевают на лету, достаточно долго сохраняя свою форму. Танцовщица уже пролетела, прыжок уже завершен, а след прыжка еще сохраняется...»
Впервые в России «Серенада» была поставлена 30 апреля 1998 года в Мариинском театре. Балетмейстеры-постановщики — Франсия Рассел, Карин фон Арольдинген. Костюмы по эскизам Каринска, концепция света Рональда Бейтса, художник по свету Владимир Лукасевич.
О своем впечатлении от спектакля Мариинского театра балетовед Лариса Абызова писала: «Девушки в длинных романтических тюниках напоминают легкокрылых сильфид, ассоциируются с ирреальными полетами Марии Тальони. Сильфиды — порождение европейских сказаний — заявляли о происхождении балетмейстера. А финал — парафраз знаменитого эпизода похорон из старинной „Сильфиды" Августа Бурнонвиля — словно говорил о прощании с европейским прошлым. Бывший петербуржец Баланчивадзе, превратившийся в американского хореографа Баланчина, не таил ностальгии, называл свою „Серенаду" „воспоминанием о Мариинском балете" и неизменно сохранял в репертуаре.
Танец свободно и стремительно развивается в сценическом пространстве. Комбинации музыкальны, просты, но не примитивны. Изысканная красота, одухотворенность, возвышенность без чрезмерного пафоса и вычурности, умение эмоционально наполнить „чистый танец", безупречная работа кордебалета — необходимые качества для исполнения этого сочинения Баланчина. Таким требованиям идеально соответствует труппа Мариинского театра, поэтому „Серенада" прочно вошла в число наиболее любимых петербургскими зрителями балетов Баланчина. „Серенада" трудна не только по технике, но по манере и настроению. На сцене Мариинки ее танцует звездный состав: Майя Думченко, Жанна Аюпова, Светлана Захарова, Вероника Парт, Эльвира Тарасова, Софья Гумерова, Наталья Соллогуб, Евгений Иванченко, Денис Фирсов, Данила Корсунцев.
Более полувека назад известный американский критик Эдвин Денби писал о „Серенаде": „Балет похож на игру — легкую, непритязательную, изящную. Кажется и аплодировать тут нечему, но, уверен, через десяток лет, когда стихнут овации, увидим, что хореография Баланчина сохранила всю свою свежесть и изначальное очарование, новизну и яркость". Время подтвердило правоту критика».
Позже, 13 февраля 2007 года балет «Серенада» был поставлен в Большом театре.
А. Деген, И. Ступников