Жюль Массне

Jules Massenet

Массне. Элегия (Ф. Шаляпин / 1931)

Никогда г-н Массне не показал так хорошо, как в «Вертере», чарующие качества дарования, сделавшего его музыкальным историком женской души.
К. Дебюсси

Ах, как тошен Massenet!!! И что всего досаднее, так это то, что в этой тошноте что-то родственное с собою чувствую.
П. Чайковский

Дебюсси удивил меня, защищая это кондитерское изделие («Манон» Массне).
И. Стравинский

Каждый французский музыкант имеет немного Массне в своем сердце, так же как каждый итальянец — частицу Верди и Пуччини.
Ф. Пуленк

Жюль Массне (Jules Massenet)

Разноречивы мнения современников! В них не только борьба вкусов и устремлений, но и неоднозначность творчества Ж. Массне. Главное достоинство его музыки — в мелодиях, которые, по словам композитора А. Брюно, «узнаешь среди тысяч». Чаще всего они тесно связаны со словом, отсюда их необычайная гибкость и выразительность. Грань между мелодией и речитативом почти неуловима, а потому оперные сцены Массне не делятся на замкнутые номера и связывающие их «служебные» эпизоды, как это было у его предшественников — Ш. Гуно, А. Тома, Ф. Галеви. Требования сквозного действия, музыкального реализма были актуальными требованиями эпохи. Массне воплощал их очень по-французски, во многом воскрешая традиции, восходящие к Ж. Б. Люлли. Однако в основе речитации Массне лежит не торжественная, немного напыщенная декламация трагических актеров, а безыскусственная бытовая речь простого человека. В этом главная сила и своеобразие лирики Массне, в этом же причина его неудач, когда он обращался к трагедии классического типа («Сид» по П. Корнелю). Прирожденный лирик, певец интимных движений души, умеющий придать особую поэтичность женским образам, он часто берется за трагические и помпезные сюжеты «большой» оперы. Ему недостаточно театра Opera Comique, он должен царить и в Grand Opera, для чего предпринимает почти мейерберовские усилия. Так, на концерте из музыки разных композиторов Массне, втайне от коллег, добавляет к своей партитуре большой духовой оркестр и, оглушив публику, оказывается героем дня. Массне предчувствует некоторые достижения К. Дебюсси и М. Равеля (речитативный стиль в опере, аккордовые блики, стилизацию старинной французской музыки), но, работая параллельно с ними, остается все же в рамках эстетики XIX в.

Музыкальная карьера Массне началась с его поступления в консерваторию в десятилетнем возрасте. Вскоре семья переезжает в Шамбери, но Жюль не может обойтись без Парижа и дважды убегает из дома. Успешной оказалась лишь вторая попытка, однако четырнадцатилетний мальчик познал всю неустроенность жизни артистической богемы, описанной в «Сценах...» А. Мюрже (которого он знал лично, так же как и прототипов Шонара и Мюзетты). Преодолев годы бедности, в результате упорного труда Массне добивается Большой Римской премии, дававшей право на четырехлетнюю поездку в Италию. Из-за границы он возвращается в 1866 г. с двумя франками в кармане и с ученицей по фортепиано, которая тогда же становится его женой. Дальнейшая биография Массне представляет собой непрерывную цепь все возрастающих успехов. В 1867 г. поставлена его первая опера «Двоюродная бабушка», через год у него появляется постоянный издатель, пользуются успехом его оркестровые сюиты. А затем Массне создает все более зрелые и значительные сочинения: оперы «Дон Сезар де Базан» (1872), «Король Лахорский» (1877), ораторию-оперу «Мария Магдалина» (1873), музыку к «Эриниям» Ш. Леконта де Лиля (1873) со знаменитой «Элегией», мелодия которой появилась еще в 1866 г. в качестве одной из Десяти фортепианных пьес — первого изданного произведения Массне. В 1878 г. Массне становится профессором Парижской консерватории, избирается членом Института Франции. Он в центре общественного внимания, пользуется любовью публики, известен всегдашней любезностью и остроумием. Вершина творчества Массне — оперы «Манон» (1883) и «Вертер» (1886), и по сей день они звучат на сценах многих театров мира. До конца жизни композитор не сбавлял творческой активности: не давая отдыха ни себе, ни слушателям, он пишет оперу за оперой. Мастерство растет, но времена меняются, а стиль его остается неизменным. Творческий дар заметно убывает, особенно в последнее десятилетие, хотя Массне по-прежнему пользуется уважением, почетом и всеми житейскими благами. В эти годы написаны оперы «Таис» (1894) со знаменитым «Размышлением», «Жонглер богоматери» (1902) и «Дон-Кихот» (1910, по Ж. Лоррену), созданный специально для Ф. Шаляпина.

Массне неглубок, считал его постоянный недруг и соперник К. Сен-Санс, «но это не имеет никакого значения». «...Искусство нуждается в художниках всевозможных разновидностей... У него было обаяние, способность очаровывать и нервный, хотя и неглубокий темперамент... В теории мне такой характер музыки не нравится... Но как устоять, когда слышишь Манон у ног де Грие в ризнице Сен-Сюльпис? Как не быть захваченным до недр души этими рыданиями любви? Как раздумывать и анализировать, если ты тронут?»

Е. Рубаха


Жюль Массне (Jules Massenet)

Сын владельца железных копей, Массне получает первые музыкальные уроки у матери; в Парижской консерватории учится у Савара, Лорена, Базена, Ребера и Тома. В 1863 году удостоен Римской премии. Посвятив себя различным жанрам, прилежно трудится и на театральном поприще. В 1878 году после успеха «Короля Лахорского» назначается профессором композиции в консерватории, должность, которую он занимает до 1896 года, когда, достигнув мировой известности, он оставляет все посты, в том числе директора Института Франции.

«Массне в полной мере реализовал себя, и тот, кто, желая уколоть его, втихомолку отзывался о нем как об ученике модного песенника Поля Дельме, пустил шутку дурного вкуса. Массне, напротив, много подражали, вот это правда... его гармонии подобны объятиям, а мелодии — изогнутым шеям... Похоже, что Массне стал жертвой своих прекрасных слушательниц, чьи веера долго и восторженно трепетали на его спектаклях... Признаюсь, мне непонятно, почему лучше нравиться старым дамам, любительницам Вагнера и космополиткам, чем юным надушенным особам, не очень хорошо играющим на пианино». Эти утверждения Дебюсси, если оставить в стороне иронию, хорошо характеризуют творчество Массне и его значение для французской культуры.

Когда была создана «Манон», другие композиторы на протяжении века уже определили характер французской оперы. Вспомним «Фауста» Гуно (1859), незавершенных «Троянцев» Берлиоза (1863), «Африканку» Мейербера (1865), «Миньон» Тома (1866), «Кармен» Бизе (1875), «Самсона и Далилу» Сен-Санса (1877), «Сказки Гофмана» Оффенбаха (1881), «Лакме» Делиба (1883). Помимо оперной продукции достойны упоминания и наиболее значительные произведения Сезара Франка, написанные между 1880 и 1886 годами, сыгравшие столь важную роль в создании чувственно-мистической атмосферы в музыке конца века. В это же время Лало внимательно изучал фольклор, а Дебюсси, награжденный в 1884 году Римской премией, был близок к окончательному формированию своего стиля.

Что касается других видов искусства, то импрессионизм в живописи уже изжил себя, и художники обратились к одновременно натуралистическому и неоклассицистскому, новому и драматическому изображению форм, как, например, Сезанн. Более решительно перешли к натуралистическому изображению человеческого тела Дега и Ренуар, тогда как Сёра в 1883 году экспонировал свою картину «Купание», в которой неподвижность фигур знаменовала поворот к новой пластической структуре, быть может, символистской, но по-прежнему конкретной и четкой. Символизм начал только-только проглядывать в первых работах Гогена. Натуралистическое направление (с чертами символизма на социальном фоне), напротив, очень явственно в это время в литературе, особенно в романах Золя (в 1880 году появилась «Нана», роман из жизни куртизанки). Вокруг писателя образуется группа, обращающаяся к изображению более неприглядной или по меньшей мере необычной для литературы действительности: между 1880 и 1881 годами Мопассан избирает публичный дом местом действия своих рассказов из сборника «Дом Теллье».

Все эти идеи, замыслы и тенденции нетрудно обнаружить и в «Манон», благодаря которой композитор внес свой вклад в оперное искусство. За этим бурным началом последовало долгое служение опере, в течение которого не всегда находился подходящий материал для раскрытия достоинств композитора и не всегда сохранялось единство творческой концепции. Как следствие, различные типы противоречий наблюдаются и на уровне стиля. Вместе с тем переходя от веризма к декаденству, от сказки к историческому или экзотическому рассказу с разнообразным использованием вокальных партий и оркестра, Массне никогда не разочаровывал свою публику, хотя бы благодаря только превосходно сработанному звуковому материалу. В любой его опере, даже не удавшейся в целом, есть памятная страница, живущая самостоятельной жизнью вне общего контекста. Все эти обстоятельства обеспечили большой успех Массне на дискографическом рынке. Лучшими его образцами остаются в конечном итоге те, в которых композитор верен самому себе: лиричному и страстному, нежному и чувственному, передающему свой трепет партиям наиболее созвучных ему главных героев, влюбленных, чья характеристика не чужда изысканности симфонических решений, достигнутых с легкостью и лишенных школярской ограниченности.

Г. Маркези (в переводе Е. Гречаной)


Сочинения:

оперы — Двоюродная бабушка (La grande tante, 1867, «Опера комик», Париж), Кубок фульского короля (1869, не пост.; музыка использована для ораторий и 3-го д. оперы Король Лахорский), Дон Сезар де Базан (по комедии П. Дюмануара и А. Ф. д’Эннери, 1872, «Опера комик», Париж), Король Лахорский (Le roi de Lahore, 1877, «Гранд-Опера», Париж), Иродиада (по мотивам Г. Флобера, 1881, т-р «Де ла Монне», Брюссель), Манон (по роману «История кавалера де Грие и Манон Леско» Прево, 1884, «Опера комик», Париж), Сид (по трагедии П. Корнеля, 1885, «Гранд-Опера», Париж), Вертер (по роману «Страдания молодого Вертера» Гёте, 1886, пост. 1892, Придворная опера, Вена), Эсклармонда (по рыцарскому роману 13 в., 1889, «Опера комик», Париж), Маг (1891, «Гранд-Опера», Париж), Таис (по роману А. Франса, 1894, там же), Портрет Манон (1894, «Опера комик», Париж), Наваррка (1894, «Ковент-Гарден», Лондон), Сафо (по пьесе А. Доде, 1897, «Опера комик», Париж), Золушка (по сказке Ш. Перро, 1899, там же), Гризельда (по новелле Дж. Боккаччо, 1901, там же), Жонглёр богоматери (Le Jongleur de Notre-Dame, 1902, Монте-Карло), Амадис (1902, пост. 1922, там же), Керубино (1905, Монте-Карло), Ариадна (1906, «Гранд-Опера», Париж), Тереза (на сюжет из эпохи Великой франц. революции, 1907, Монте-Карло), Вакх (Bacchus, 1909, «Гранд-Опера», Париж), Дон Кихот (по одноим. роману М. Сервантеса и комедии «Кавалер с длинной фигурой» Ж. ле Лоррена, 1910, Монте-Карло), Рим (Roma, по роману А. Пароди, 1912, там же), Панург (по мотивам Ф. Рабле, 1913, т-р «Гёте», Париж), Клеопатра (1914, Монте-Карло); балеты — Куранты (Le carillon. Das Glockenspiel, 1892, Придворная опера, Вена), Цикада (La cigale, дивертисмент, 1904, «Опера комик», Париж), Торреро (Espada, 1908, Монте-Карло); оперетты — Восхитительный Бель-Буль (L’adorable Bel-Boul, Париж), Беранжера и Анатоль (комедия, 1876, Париж); оратории — Мария Магдалина (священная драма, 1873, т-р «Одеон», Париж; как опера пост. 1903, Ницца), Ева (мистерия, 1875), Богородица (La Vierge, библейская легенда, 1880), Обетованная земля (La terre promise, по библейскому тексту, 1900); кантаты — Давид Риццио (1863), Фламандская свадьба (Une noce flamande, 1866), Мир и свобода (Paix et libertй, 1867), Нарцисс (античная идиллия, 1878), Вспомните, Мария (Souvenez-vous, Marie, духовная кантата, 1880), Библис (1886), Песни из лесов Амаранты (Chansons des bois d’Amaranthe, 1901); для оркестра — Большая концертная фантазия на темы «Пророка» Дж. Мейербера (1861), сюита Помпейя (1866), фантазии Фламандская свадьба (La noce Flamande) и Возвращение каравана (Le retour d’une caravane, обе 1867), 7 сюит (op. 13, 1865; Венгерские сцены, 1871; Драматические сцены, 1873; Живописные сцены, 1874; Неаполитанские сцены, 1876; Феерические сцены, 1879; Эльзасские сцены, 1881), 3 увертюры (Концертная, 1863; Федра, 1873; Брюмер, 1899), симф. поэма Видения (Visions, 1890); для инструментов с оркестром — Фантазия для влч. (1897), пьеса для 2 скр. (Les Grands violons du roi, 1900), концерт для фп. (1903); камерно-инструментальные ансамбли — 2 пьесы для скр. и фп., струн. квартет, Интродукция и вариации для 10 инструментов; фп. пьесы; для голоса и фортепиано — ок. 200 романсов и песен (изд. в 6 тт.), в т.ч. Если бы Вы хотели мне сказать (Si vous vouliez bien me dire, посв. Ф. И. Шаляпину), вок. циклы Апрельская поэма (сл. П. А. Сильвестра, 1866), Поэма воспоминаний (сл. его же, 1871), Октябрьская поэма (сл. П. Коллена, 1871), Пасторальная поэма (сл. Флориана и Сильвестра, 1874), Любовная поэма (сл. П. Робике, 1879), Зимняя поэма (сл. Сильвестра, 1882) и др.; музыка к спектаклям драматического театра — Эринии (антич. поэма Ш. Леконта де Лиля, по Эсхилу, 1873, т-р «Одеон», Париж), Драма при Филиппе II (Ж. Порториша, 1875, там же), Жизнь богемы (Т. Барьера и А. Мюрже, 1876, там же), Гетман (П. Деруледа, 1877, там же), Собор Парижской Богоматери (по В. Гюго, 1875, «Т-р Наций», Париж), Федра (Ж. Расина, 1900, т-р «Одеон», Париж), Сверчок на печи (Л. де Франмениля, по Ч. Диккенсу, 1904, там же), Плащ короля (Ж. Экара, 1907, т-р «Порт-Сен-Мартен», Париж), Белоснежка и семь гномов (Ж. Дорцаль, по бр. Гримм, 1909, т-р «Фемина», Париж), Иерусалим (Ж. Риволле, 1914, Монте-Карло), завершил и инструментовал оперу «Кассия» Л. Делиба (1893).

реклама

вам может быть интересно

Луиджи Ноно Композиторы

Произведения

Вертер (Массне) 12.01.2011 в 12:49
Иродиада (Массне) 18.07.2011 в 09:48
Манон (Массне) 12.01.2011 в 16:51
Сид (Массне) 01.06.2011 в 17:35
Таис (Массне) 12.01.2011 в 19:54

Публикации

«Вертер» в Ковент-Гардене (operanews.ru) 20.06.2016 в 20:40
Возвращение Массне (operanews.ru) 04.11.2012 в 11:33

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

12.05.1842

Дата смерти

13.08.1912

Профессия

композитор

Страна

Франция

просмотры: 10904
добавлено: 06.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть