Мазурка

Категории словаря

польск. mazurek, также mazur, от назв. жителей Мазовии — мазуры, у которых впервые появился этот танец

Польский народный танец. Характеризуется быстрым темпом, трёхдольным размером. Ритмика М. своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта, встречаются даже на двух или всех трёх долях. Эмоциональное богатство М., сочетание в ней удали, стремительности, задушевности - всё это давно привлекало внимание композиторов, как польских (в частности Ю. Эльснера и его учеников), так и зарубежных, в особенности учеников И. С. Баха, Г. Ф. Телемана и И. Ф. Кирнбергера.

Мазурка

Прочно закрепившись в крестьянском быту Мазовии и выйдя за её пределы уже в 17 в., М. вошла в цикл польских крестьянских танцев (т. н. "сельский бал"), в к-ром медленные, чинные танцы, начиная с двухдольного "пешего танца" (taniec chodzony), сменялись быстрыми (taniec goniony). Такое чередование окончательно определилось уже в 16 в., причём иногда в медленных и быстрых танцах всего цикла получала развитие одна и та же тема. В процессе эволюции этого цикла (включая его инстр., вок. и хореографич. элементы) М. постепенно слилась с обереком, менее подвижным и наделённым лирич. чертами, проникшими и в музыку М., написанную проф. композиторами. В процессе утверждения самобытности польской муз. культуры нар. танцам, в частности М., принадлежала огромная роль. В дошопеновский период её развития особое место занимали мазурки Эльснера, к-рый уже в 1803 написал для фп. два "Rondo а la Mazurek" и ввёл неск. M. в нар. сцены патриотич. оперы "Ягелло в Тенчине" (1819). "Mazur baletowy" входит в большую хореографич. сцену оперы "Цецилия Пясечиньская" Курпиньского (1829). Как Эльснер, так и Курпиньский, М. Огиньский, Ф. Островский, М. Шимановская и мн. др. польские композиторы писали М. для фп. Мазурки Шопена представляют собой поэмы- картины, в к-рых нар.-бытовые сцены сочетаются с проникновенной лирикой. В нек-рых мазурках Шопена и его современников этот жанр насыщается героич. чертами, особенно ощутимыми в повстанч. песнях 1830-31, сочинённых Эльснером, Новаковским и др. в ритме М. В дальнейшем С. Монюшко, Г. Венявский, В. Желеньский и мн. др. польские композиторы обращались к жанру М. Особенно выделяются многочисл. М. для фп. К. Шимановского. В мировую муз. лит-ру вошли также М., созданные Глинкой (в т. н. польском акте "Ивана Сусанина"), Скрябиным и др. рус. композиторами.

Литература: Пасхалов Вяч., Шопен и польская народная музыка, М., 1949; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1-3, М., 1954-1972.

И. P. Бэлза

реклама

вам может быть интересно

Ария Опера, вокал, пение
Размер музыкальный Термины и понятия

Главы из книг

Произведения

рекомендуем

смотрите также

Полонез Музыкальные жанры
Финский балет Балет и танец
Китайская музыка Национальные культуры
Пачка (пачки) Балет и танец
Многоголосие Термины и понятия
Crescendo, крещендо Термины и понятия
Африканская музыка Национальные культуры
Мелизмы Термины и понятия
Альтерация Термины и понятия

Реклама