Захарий Петрович Палиашвили

Zachary Paliashvili

Дата рождения
16.08.1871
Дата смерти
06.10.1933
Профессия
Страна
Грузия, СССР
Захарий Палиашвили (Zachary Paliashvili). Портрет работы У. Жапаридзе

Захарий Палиашвили первый в профессиональной музыке с удивительной силой и масштабностью вскрыл тайники многовековой музыкальной энергии грузинского народа и вернул эту энергию народу же...
А. Цулукидзе

Великим классиком грузинской музыки называют З. Палиашвили, сравнивая его значение для грузинской культуры с ролью М. Глинки в русской музыке. В его произведениях воплощен дух грузинского народа, исполненный жизнелюбия и неукротимого стремления к свободе. Палиашвили заложил основы общенационального музыкального языка, органично соединив стилистику различных видов крестьянской народной песни (гурийской, мегрельской, имеретинской, сванской, карталино-кахетинской), городского фольклора и художественные средства грузинского хорового эпоса с композиционными приемами западноевропейской и русской музыки. Особенно плодотворным явилось для Палиашвили усвоение богатейших творческих традиций композиторов «Могучей кучки». Находясь у истоков грузинской профессиональной музыки, творчество Палиашвили осуществляет непосредственную и живую связь между нею и советским музыкальным искусством Грузии.

Палиашвили родился в Кутаиси в семье церковного певчего, 6 из 18 детей которого стали профессиональными музыкантами. С раннего детства Захарий пел в хоре, играл во время церковных служб на фисгармонии. Его первым музыкальным учителем был кутаисский музыкант Ф. Мизандари, а после переезда семьи в 1887 г. в Тифлис с ним занимался старший брат Иван, впоследствии известный дирижер. Музыкальная жизнь Тифлиса протекала в те годы очень интенсивно. Тифлисское отделение РМО и музыкальное училище в 1882-93 гг. возглавлял М. Ипполитов-Иванов, Часто приезжал с концертами П. Чайковский и другие русские музыканты. Интересную концертную деятельность вел Грузинский хор, организованный энтузиастом грузинской музыки Л. Агниашвили. Именно в эти годы происходит формирование национальной композиторской школы.

Ее яркие представители — молодые музыканты М. Баланчивадзе, Н. Сулханишвили, Д. Аракишвили, З. Палиашвили начинают свою деятельность с изучения музыкального фольклора. Палиашвили объездил самые отдаленные и труднодоступные уголки Грузии, записав на фонограф ок. 300 народных песен. Итогом этой работы явился опубликованный впоследствии (1910) сборник 40 грузинских народных песен в народной гармонизации.

Профессиональное образование Палиашвили получил вначале в Тифлисском музыкальном училище (1895-99) по классу валторны и теории музыки, затем в Московской консерватории у С. Танеева. Будучи в Москве, он организовал из грузинских студентов хор, исполнявший в концертах народные песни.

Вернувшись в Тифлис, Палиашвили развернул бурную деятельность. Он преподавал в музыкальном училище, в гимназии, где составил из учащихся хор и струнный оркестр. В 1905 г. он принимал участие в учреждении Грузинского филармонического общества, был директором музыкальной школы при этом обществе (1908-17), дирижировал впервые поставленными на грузинском языке операми европейских композиторов. Эта огромная работа продолжилась и после революции. Палиашвили был профессором и в разные годы директором Тбилисской консерватории (1919, 1923, 1929-32).

В 1910 г. Палиашвили начал работу над первой оперой «Абесалом и Этери», премьера которой 21 февраля 1919 г. стала событием общенационального значения. Основой для либретто, созданным известным грузинским педагогом и общественным деятелем П. Мирианашвили, послужил шедевр грузинского фольклора эпос «Этериани» — вдохновенная поэма о чистой и возвышенной любви. (К нему неоднократно обращалось грузинское искусство, в частности великий национальный поэт В. Пшавела.) Любовь — вечная и прекрасная тема! Палиашвили придает ей масштаб эпической драмы, взяв за основу музыкального воплощения монументальный карталино-кахетинский хоровой эпос и сванские мелодии. Развернутые хоровые сцены создают монолитную архитектонику, вызывая ассоциации с величественными памятниками древнегрузинского зодчества, а ритуальные зрелища напоминают о традициях старинных национальных празднеств. Грузинский мелос пронизывает не только музыку, создавая неповторимый колорит, но и принимает на себя основные драматургические функции в опере.

19 декабря 1923 г. в Тбилиси состоялась премьера второй оперы Палиашвили «Даиси» («Сумерки», либр. грузинского драматурга В. Гуния). Действие ее происходит в XVIII в. в эпоху борьбы с лезгинами и содержит наряду с ведущей любовно-лирической линией народные героико-патриотические массовые сцены. Опера развертывается как цепь лирических, драматических, героических, бытовых эпизодов, пленяет красотой музыки, непринужденно сочетающей самые разнообразные пласты грузинского крестьянского и городского фольклора. Третью и последнюю оперу «Латавра» на героико-патриотический сюжет по пьесе С. Шаншиашвили Палиашвили закончил в 1927 г. Таким образом опера оказалась в центре творческих интересов композитора, хотя Палиашвили писал музыку и в других жанрах. Он является автором ряда романсов, хоровых произведений, среди которых — кантата «К 10-летию Советской власти». Еще в годы учебы в консерватории он написал несколько прелюдий, сонат, а в 1928 г. на материале грузинского фольклора создал «Грузинскую сюиту» для оркестра. И все же именно в опере осуществлялись важнейшие художественные искания, формировались традиции национальной музыки.

Палиашвили похоронен в саду Тбилисского оперного театра, который носит его имя. Этим грузинский народ выразил свое глубокое уважение классику национального оперного искусства.

О. Аверьянова

реклама

вам может быть интересно

Пауль Хиндемит Композиторы

Произведения

Главы из книг

рекомендуем

смотрите также

Реклама