Джульетта Симионато

Giulietta Simionato

Те, кто знал и любил Джульетту Симионато, даже если не слышал ее в театре, были уверены, что ей суждено дожить до ста лет. Достаточно было взглянуть на фото седовласой и неизменно элегантной певицы в розовой шляпке: в выражении лица всегда было лукавство. Симионато славилась своим чувством юмора. И, однако, Джульетта Симионато скончалась, не дожив всего недели до своего столетия, 5 мая 2010-года.

Одно из самых знаменитых меццо-сопрано двадцатого века родилась 12 мая 1910-ого года в Форли, в области Эмилия-Романья, приблизительно на полпути между Болоньей и Римини, в семье начальника тюрьмы. Ее родители не были из здешних мест, отец вел свое происхождение из Мирано, неподалеку от Венеции, мать же с острова Сардиния. В родном доме матери на Сардинии Джульетта (так называли ее в семье; ее настоящее имя было Джулия) провела детство. Когда девочке было восемь лет, семья переехала в Ровиго, центр одноименной провинции области Венето. Джульетту отдали в католическую школу, где ее учили живописи, вышиванию, кулинарному искусству, а также пению. Монахини сразу обратили внимание на ее музыкальный дар. Сама певица рассказывала, что ей всегда хотелось петь. Для этого она запиралось в ванной. Но не тут-то было! Мать Джульетты, женщина жесткая, правившая семьей железной рукой и часто прибегавшая к наказаниям детей, заявила, что она скорее убьет дочь собственными руками, чем позволит ей стать певицей. Синьора, однако, умерла, когда Джульетте было 15 лет, и преграда к развитию чудесного дара рухнула. Будущая знаменитость начала учиться в Ровиго, затем в Падуе. Ее учителями были Этторе Локателло и Гуидо Палумбо. Дебют Джульетты Симионато состоялся в 1927-ом году в музыкальной комедии Россато «Nina, Non fare la stupida» («Нина, не будь глупышкой»). На репетиции ее сопровождал отец. Именно тогда ее услышал баритон Альбанезе, который предрек: «Если этот голос правильно воспитать, наступит день, когда театры рухнут от аплодисментов». Первое выступление Джульетты в качестве оперной певицы состоялось год спустя, в небольшом городе Монтаньяна неподалеку от Падуи (кстати, там родился любимый тенор Тосканини Аурелиано Пертиле).

Развитие карьеры Симионато напоминает популярную пословицу «Chi va piano, va sano e va lontano»; ее русский эквивалент — «Тише едешь, дальше будешь». В 1933-ему году она победила на конкурсе вокалистов во Флоренции (385 участников), президентом жюри был Умберто Джордано, автор «Андре Шенье» и «Федоры», а его членами — Соломия Крушельницкая, Розина Сторкьо, Алессандро Бончи, Туллио Серафин. Услышав Джульетту, Розина Сторкьо (первая исполнительница роли Мадам Баттерфляй) сказала ей: «Пойте так всегда, моя дорогая».

Победа на конкурсе дала молодой певице возможность прослушаться в Ла Скала. Свой первый контракт с прославленным миланским театром она подписала в сезоне 1935-36-ого г. Это был любопытный контракт: Джульетта должна была учить все второстепенные партии и присутствовать на всех репетициях. Ее первыми ролями в Ла Скала были Наставница послушниц в «Сестре Анджелике» и Джованна в «Риголетто». Немало сезонов прошло в ответственной работе, не приносящей ни большого удовлетворения, ни известности (Симионато пела Флору в «Травиате», Зибеля в «Фаусте», маленького савояра в «Федоре» и т.д.). Наконец, в 1940-ом году легендарный баритон Мариано Стабиле настоял, чтобы именно Джульетта пела партию Керубино в «Свадьбе Фигаро» в Триесте. Но до первого по-настоящему значительного успеха надо было ждать еще пять лет: его принесла Джульетте роль Дорабеллы в «Così fan tutte». К тому же 1940-ому году относится выступление Симионато в роли Сантуццы в «Сельской чести». За пультом стоял сам автор, а она была самой молодой среди солистов: ее «сын» был старше ее на двадцать лет.

И вот, наконец, рывок: в 1947-ом году в Генуе Симионато поет главную партию в опере Тома «Миньон» и несколькими месяцами позднее повторяет ее в Ла Скала (ее Вильгельмом Мейстером был Джузеппе Ди Стефано). Ныне можно только улыбнуться, читая отклики в газетах: «Джульетта Симионато, которую мы привыкли видеть в последних рядах, ныне в первых, и так должно быть по справедливости». Роль Миньон стала знаковой для Симионато, именно в этой опере она дебютировала в Ла Фениче в Венеции в 1948-ом году, и в Мексике в 1949-ом, где публика проявила по отношению к ней горячий энтузиазм. Мнение Туллио Серафина было еще важнее: «Вы сделали не только успехи, а настоящие сальто мортале!»,— сказал Маэстро Джульетте после спектакля «Così fan tutte» и предложил ей роль Кармен. Но на тот момент Симионато не ощущала себя достаточно зрелой для этой роли и нашла в себе силы отказаться.

В сезоне 1948-49 Симионато впервые обратилась к операм Россини, Беллини и Доницетти. Потихоньку она достигла в этом роде оперной музыки подлинных высот и стала одной из наиболее заметных фигур бельканто-Ренессанса. Ее интепретации партий Леоноры в «Фаворитке», Изабеллы в «Итальянке в Алжире», Розины и Золушки, Ромео в «Капулети и Монтекки» и Адальджизы в «Норме» остались эталонными.

В том же 1948-ом году Симионато познакомилась с Каллас. Джульетта пела в Венеции «Миньон», а Мария — «Тристана и Изольду». Между певицами возникла искренняя дружба. Они часто выступали вместе: в «Анне Болейн» были Анной и Джованной Сеймур, в «Норме» — Нормой и Адальджизой, в «Аиде» — Аидой и Амнерис. Симионато вспоминала: «Мария и Рената Тебальди были единственными, кто звал меня Джулия, а не Джульетта».

В 1950-ых годах Джульетта Симионато покорила Австрию. Ее связи с Зальцбургским фестивалем, на котором она часто пела под управлением волшебной палочки Герберта фон Караяна, и Венской оперой были очень прочными. Ее Орфей в опере Глюка в 1959-ом году, запечатленный в записи, остался самым незабываемым свидетельством ее сотрудничества с Караяном.

Симионато была универсальным художником: «священные» роли для меццо-сопрано в операх Верди — Азучена, Ульрика, принцесса Эболи, Амнерис — удавались ей столь же хорошо, как партии в операх романтического бельканто. Она была задорной Прециозиллой в «Силе судьбы» и уморительной мистрис Куикли в «Фальстафе». Она осталась в анналах оперы как превосходная Кармен и Шарлотта в «Вертере», Лаура в «Джоконде», Сантуцца в «Сельской чести», Принцесса де Буйон в «Адриенне Лекуврер» и Принцесса в «Сестре Анджелике». Наивысший момент ее карьеры связан с интерпретацией сопрановой партии Валентины в «Гугенотах» Мейербера. Итальянская певица пела также Марину Мнишек и Марфу в операх Мусоргского. Но за годы своей долгой карьеры Симионато выступала в операх Монтеверди, Генделя, Чимарозы, Моцарта, Глюка, Бартока, Онеггера, Рихарда Штрауса. Ее репертуар достиг астрономических цифр: 132 роли в произведениях 60 авторов.

Они снискала огромный персональный успех в «Троянцах» Берлиоза (первое представление на сцене театра Ла Скала) в 1960-ом году. В 1962-ом участвовала в прощальном спектакле Марии Каллас на сцене миланского театра: это была «Медея» Керубини, и снова давние подруги были вместе, Мария в роли Медеи, Джульетты в роли Нерис. В том же году Симионато выступила в роли Пирене в опере Де Фальи «Атлантида» (она отзывалась о ней как о «слишком статичной и нетеатральной»). В 1964-ом спела Азучену в «Трубадуре» в Ковент-Гардене, это был спектакль, поставленный Лукино Висконти. Снова встреча с Марией — на этот раз в Париже, в 1965-ом году, в «Норме».

В январе 1966-ого года Джульетта Симионато покинула оперную сцену. Ее последнее выступление состоялось в небольшой партии Сервилии в опере Моцарта «Милосердие Тита» на сцене театра Пиккола Скала. Ей было всего 56 лет, и она была в отличной вокальной и физической форме. У слишком многих ее коллег не хватило, не хватает и не хватит мудрости и достоинства, чтобы пойти на подобный шаг. Симионато хотела, чтобы ее образ остался в памяти зрителей прекрасным, и добилась этого. Ее уход со сцены совпал с важным решением в ее личной жизни: она вышла замуж за известного врача, личного хирурга Муссолини Чезаре Фругони, который долгие годы ухаживал за ней и был старше ее на тридцать лет. За этим наконец совершившимся браком стояло первое замужество певицы со скрипачом Ренато Каренцио (они разошлись в конце 1940-ых годов). Фругони тоже был женат. В Италии того времени развода не существовало. Их брак стал возможен только после смерти его первой супруги. Им было суждено прожить вместе 12 лет. Фругони скончался в 1978-ом году. Симионато еще раз вышла замуж, связав свою жизнь со старым другом, промышленником Флорио Де Анджели; ей было суждено пережить и его: он умер в 1996-ом году.

Сорок четыре года вдали от сцены, от аплодисментов и поклонников: Джульетта Симионато при жизни превратилась в легенду. Легенду живую, привлекательную и лукавую. Несколько раз она заседала в жюри вокальных конкурсов. На концерте в честь Карла Бёма в рамках Зальцбургского фестиваля в 1979-ом году пела арию Керубино «Voi che sapete» из моцартовской «Свадьбы Фигаро». В 1992-ом году, когда режиссер Бруно Този основал Общество Марии Каллас, стала его почетным президентом. В 1995-ом на сцене театра Ла Скала отметила свое восьмидесятилетие. Последнеее путешествие, которое совершила Симионато в возрасте 95 лет, в 2005-ом году, было посвящено Марии: она не могла не почтить своим присутствием церемонию официального открытия дорожки позади венецианского театра Ла Фениче в честь великой певицы и давней подруги.

«Я не чувствую ни ностальгии, ни сожаления. Я отдала все, что могла, моей карьере. Моя совесть спокойна». Таково было одно из ее последних заявлений, появившихся в печати. Джульетта Симионато была одной из самых значительных меццо-сопрано двадцатого века. Она явилась естественной наследницей бесподобной каталонки Кончиты Супервиа, которой принадлежит честь возрождения россиниевского репертуара для низкого женского голоса. Но и драматические вердиевские роли удавались Симионато не меньше. Ее голос был не слишком крупным, но ярким, неповторимым по тембру, безупречно ровным на всем диапазоне, и она владела искусством придать индивидуальный оттенок всем произведениям, которые она исполняла. Отличная школа, большая вокальная выносливость: Симионато вспоминала, как однажды она выходила на сцену в течение 13 вечеров подряд, в «Норме» в Милане и в «Севильском цирюльнике» в Риме. «По окончании спектакля я бежала на вокзал, где меня ждали, чтобы дать сигнал к отправлению поезда. В поезде я и разгримировывалась». Привлекательная женщина, живой человек, отличная, тонкая, женственная актриса с великолепным чувством юмора. Симионато умела признать свои недостатки. Она была неравнодушна к собственным успехам, коллекционировала шубы, «как другие женщины коллекционируют предметы антиквариата», по ее собственному выражению, признавала, что ревнива и любила посплетничать относительно подробностей личной жизни своих коллег-соперниц. Она не чувствовала ни ностальгии, ни сожаления. Потому что сумела прожить жизнь на все сто и остаться в памяти современников и потомков элегантной, ироничной, воплощением гармонии и мудрости.

реклама

вам может быть интересно

Иван Яковлевич Билибин Театральные деятели

Публикации

Книги

Главы из книг

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

12.05.1910

Дата смерти

05.05.2010

Профессия

певица

Тип голоса

меццо-сопрано

Страна

Италия

Автор

Ирина Сорокина

просмотры: 4663
добавлено: 25.11.2010



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть