Свиридов. Соната для фортепиано

Piano Sonata

Композитор
Год создания
1944
Жанр
Страна
СССР
Георгий Васильевич Свиридов / Georgy Sviridov

Георгий Васильевич Свиридов известен в первую очередь как автор вокальных и хоровых произведений, но его талант проявился и в области инструментальной музыки. Мы расскажем о Сонате для фортепиано, созданной в 1944 г. Тогда же Дмитрий Дмитриевич Шостакович написал свое Фортепианное трио № 2 ми минор, и это не случайное совпадение – оба сочинения посвящены памяти Ивана Ивановича Соллертинского, который в тот год ушел из жизни. С этим талантливым отечественным музыковедом Свиридов познакомился в консерватории, где слушал его лекции, а во время Великой Отечественной войны Свиридов и Соллертинский находились в эвакуации в Новосибирске и подружились, несмотря на разницу в возрасте.

В этом произведении очевидно влияние Шостаковича, что признавал и сам Георгий Васильевич: острая конфликтность, симфонический размах, моменты сосредоточенного размышления, сменяющиеся мощными нарастаниями и грандиозными кульминациями – все эти черты, присущие стилю Шостаковича, присутствуют и в сочинении Свиридова. Образы тревожного времени, неумолимой судьбы, героической борьбы и протеста предстают в этом произведении, поражающем рельефностью и мощью фактуры (композитор нередко использует такой прием, как октавные удвоения – они придают звучанию фортепиано поистине оркестровую мощь). Драматической напряженности Фортепианной сонаты способствует следование ее частей без перерыва, но не только это придает циклу удивительную цельность – в нем присутствуют интонационные связи между частями. Например, в конце третьей части утверждается квартовая интонация, которая лежала в основе обеих тем первой части.

Фортепианная соната Свиридова отличается сдержанностью чувств, но при этом произведение исполнено драматизма. Структура ее соответствует классическому трехчастному циклу. В первой части сонаты воплотилась не только скорбь по ушедшему другу, но и атмосфера того времени, когда она создавалась. Уже в начале первой части – Allegro vivo e risoluto – возникает ощущение беспокойства, встревоженности. В остинатных фигурах пунктирного ритма взлетают и ниспадают стремительные фигурации, на фоне которых возникает в низком регистре тема главной партии. Она сочетает в себе напевность и декламационность, но острые, «изломанные» мелодические интонации подчеркивают ее суровый драматизм. Ей контрастирует мажорная побочная партия. Трехдольность придает ей танцевальный оттенок, она звучит уверенно, полнокровно и даже радостно в мощной аккордовой фактуре, могучая сила заключена в ней. Множество разнообразных эмоций выражено в разработке. Смятение чувств, которое уже в экспозиции было очевидно в главной партии, теперь выражается с особенной остротой. Переходу к репризе предшествует кульминация, в которой главная и побочная партии объединяются в одновременном звучании – это момент наивысшего экстаза. В лаконичной репризе эмоциональное напряжение постепенно идет на спад, и в коде фигурации уходят в очень высокий регистр, постепенно «растворяясь» (этот момент заставляет вспомнить об одном из эпизодов Симфонии № 5 Шостаковича – «истаивание» пассажей челесты, завершающее первую часть).

Вторая часть – Largo – исполнена мрачной экспрессии, заставляющей вспомнить офорты Франсиско Гойи. В верхнем голосе звучат гибкие, пластические фразы, отмеченные чертами речевой выразительности. В них звучит то горькая жалоба, то решительный, гневный протест. Этому «человеческому голосу» противопоставляется сухая ритмическая фигура, напоминающая танго, которая со зловещей «механической» навязчивостью повторяется в басу. По мере развития контрастность и даже конфликтность этих слоев фортепианной фактуры не подчеркивается – напротив, она смягчается, и голоса сливаются в призрачном звучании, словно удаляясь.

В третьей части – Allegro vivo – особенно очевидно сходство с Шостаковичем: «вихрь» фигураций напоминает первую часть его Сонаты для фортепиано № 2. Здесь можно усмотреть нечто общее и с заключительной частью Сонаты си-бемоль минор Фредерика Шопена с ее «ветром, проносящимся над могилами» – образно-эмоциональное содержание финала свиридовской сонаты столь же мрачно. В контрастных регистрах – то в басу, то на высоких звуках – появляются отрывистые мотивы. Гневные интонации звучат все более явственно, мощная энергия концентрируется, пассажи переходят в тяжелые, настойчиво звучащие аккорды. Стремительное движение фигураций продолжается до конца, завершаясь сопоставлением аккордов в контрастных регистрах (отчаянный возглас в высоком регистре – и обреченное «высказывание» в низком).

Премьера Фортепианной сонаты Георгия Свиридова состоялась в освобожденном Ленинграде, произведение прозвучало в авторском исполнении.

реклама

вам может быть интересно

Брамс. Струнные квинтеты и секстеты Камерные и инструментальные

рекомендуем

смотрите также

Реклама