Чайковский. Девять духовно-музыкальных сочинений

9 Sacred Pieces

Композитор
Год создания
1885
Жанр
Страна
Россия
Пётр Ильич Чайковский / Pyotr Tchaikovsky

«Девять духовно-музыкальных сочинений» — так называется авторский сборник Чайковского церковных песнопений для смешанного хора (в оригинале подразумевается хор, состоящий из голосов мужчин и мальчиков).

В него входят:

  1. Херувимская песнь № 1
  2. Херувимская песнь № 2
  3. Херувимская песнь № 3
  4. «Тебе поем»
  5. «Достойно есть»
  6. «Отче наш»
  7. «Блажени, яже избрал»м
  8. «Да исправится» м
  9. «Ныне силы небесные»

Написаны хоры на церковнославянском языке. Созданы в период с ноября 1884 по весну 1885. Сочинялись в разных местах в Берлине, Давосе, Майданово и др.

Первое исполнение состоялось: №№ 1, 4, 7, 8 — 17 февраля 1886 года (капелла Русского хорового общества под управлением В.М.Орлова, на духовно-музыкальном вечере в Московской консерватории); № 9 исполнен 28 марта 1891 года, (Синодальный хор под управлением В.С.Орлова, зал Синодального училища церковного пения); № 3 — 22 октября 1891 года (те же исполнители, там же). В дальнейшем все номера входили в репертуар Синодального хора.

В сборник «Девять духовно-музыкальных сочинений» вошли хоры, созданные Чайковским в разное время и объединенные им при издании.

Поводом к началу работы над новыми духовно-музыкальными композициями послужило обещание, данное Чайковским Императору Александру III при личной аудиенции 7 марта 1884. Осенью того же года государь осведомился у М.А.Балакирева как директора Придворной певческой капеллы об исполнении заказа, и Балакирев уведомил об этом Чайковского.

В письме к А.И.Чайковскому из Мюнхена от 7 ноября 1884 композитор сообщает: «...Оказывается, что государь, вследствие не так понятых слов моих, очень удивляется, что я до сих пор ничего не написал со времени моего представления ему для церкви. И вот я решился поскорее написать „Иже херувимы“. Написал их даже 2, но еще не переписал...» Несколькими днями позже, в Давосе, была сочинена Херувимская № 3.

17 ноября все три Херувимские были отправлены с письмом к Балакиреву в Петербург. Чайковский объяснял, что при разговоре с государем на вопрос последнего, намерен ли Чайковский еще писать для церкви, композитор ответил, что «намерен и очень этого желаю, но, вероятно, я как-нибудь неясно ответил и государь имел основание думать, что я тотчас же приступлю к этой работе. В сущности, я намеревался когда-нибудь основательно заняться сочинением церковной музыки, а не теперь. Но ввиду того, что государь ожидает от меня херувимской, я чувствовал, что не могу покойно заняться чем бы то ни было, пока не исполню того, что он считает моим обещанием». Очевидно, в это же время родилась мысль о новом цикле духовных композиций, так как в письме к Юргенсону, посланном в тот же день, Чайковский говорил: «Впоследствии я напишу еще несколько нумеров из обедни, и, если хочешь, напечатаем все это».

Работа над новыми хорами продолжилась в следующем году, после возвращения в Россию. Так, 15 апреля 1885 Чайковский писал М.И.Чайковскому из Майданова: «Работаю я теперь разные церковные вещи; между прочим написал трио «Да исправится».

В письмах композитора времени создания хоров рассказывается о посещении Чайковским церковных служб, особенно в московских храмах, его отношении к вере, что, безусловно, имело отношение к его собственной композиторской работе. Так 13 марта 1884 года он писал, имея в виду «Исповедь» Льва Толстого: «У меня просветление пришло гораздо раньше, чем у Толстого, вероятно потому, что голова моя проще устроена, чем у него... Ежечасно и ежеминутно благодарю Бога за то, что он дал мне веру в Него».

В декабре 1885 Чайковский обратился к регенту капеллы Хорового общества с идеей духовно-музыкального вечера в Московской консерватории: на этом вечере, состоявшемся 17 февраля следующего года и полностью организованном лично Чайковским, и были впервые исполнены некоторые новые его песнопения (к предложенным самим автором Херувимской фа-мажор, «Тебе поем» и «Да исправится» Орлов добавил «Блажени яже избрал»); в концерте прозвучали также недавно написанные хоры Римского-Корсакова и Е.С.Азеева. По свидетельству Чайковского в письме к фон Мекк от 21 февраля, «несколько моих новых вещей было очень хорошо спето».

П. Е. Вайдман

Хоровое творчество Чайковского

реклама

вам может быть интересно

Бетховен. Багатели Фортепианные

рекомендуем

смотрите также

Реклама