Anatoly Viltzak
Окончил Петроградское театральное училище в 1915 (ученик Л. Леонтьева, М. Фокина), артист Мариинского театра до 1921. Партии: Дезире и Голубая птица; Бернар, Жан де Бриен, Абдерахман («Раймонда»), Арлекин («Арлекинада»), Юноша («Шопениана»), Солор; Арлекин («Карнавал»), Пьеро I («Фея кукол»), Феб; Амун («Египетские ночи»), Конрад; Дамис («Испытание Дамиса»), Альберт; Принц («Лебединое озеро»), Рене («Павильон Армиды»), Негр («Исламей»), Базиль; Жених («Эрос»), Гений вод («Конек-Горбунок»), гран па («Пахита»), Половчанин (опера «Князь Игорь»).
С 1921 — за границей. Выступал (до 1937) в труппах С. Дягилева (1921-25), Иды Рубинштейн (1928-29), «Русский балет Монте-Карло», Рижском оперном театре (1932-33). С 1937 педагог-хореограф в США; в 1940 открыл вместе с Л. Шоллар школу балета, затем — педагог в Вашингтоне и Сан-Франциско. Среди его учеников — А. Алонсо, С. Березова, Н. Кей и др.
Вильтзак был талантливым классическим танцовщиком широкого диапазона, первоклассным кавалером и мимическим актером. Благородная осанка, элегантность, красивая фигура позволяли ему успешно исполнять партии принцев. Пластическая мягкость, выразительность рук особенно удивляли в «Шопениане», мужественный драматизм проявлялся в горячем Амуне и страстном Абдерахмане.
А. Деген, И. Ступников